Роль методической службы в условиях обновления содержания образования
Оценка 5

Роль методической службы в условиях обновления содержания образования

Оценка 5
docx
05.03.2020
Роль методической службы в условиях обновления содержания образования
Роль методической службы в условиях.docx

Роль методической службы в условиях

обновления содержания образования

 

Макарова Е.Г.,

заместитель директора по МР школы-гимназии №17 г.Актобе

 

Качественное образование, его ценности, мастерство и профессионализм педагогов определяют будущее общества. В современных условиях проблемы взаимодействия организаций образования и методических служб требует новых подходов, позволяющих выявить и использовать резервы повышения эффективности и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Сегодня у педагога появились новые возможности для творчества, у учителя есть свобода выбора средств, форм, содержания образования. Все эти преобразования вносят существенные изменения в процесс взаимодействия методических служб и организаций образования. Меняется и сама роль методических служб, в них включаются новые структурные элементы, появляются нестандартные формы работы. Образовательный процесс во многом приобретает творческий характер, каждый педагог имеет возможность опробовать усовершенствованный, модифицированный им самим или его коллегами вариант образовательной программы. Появляются новые подходы и направления:

- углубленное изучение методики преподавания предмета, опережающее рассмотрение вопросов, вызывающих затруднения у педагогов;

- регулирование работы на основе анализа проверочных работ, проведение различных опросов, тестирования и т.д.

Изменения в общественной, политической, научной, социальной, культурной жизни, формирование рынка труда и различных профессий ориентируют систему образования на подготовку и переподготовку не только грамотного специалиста, но и самостоятельной, развитой личности, критично и мобильно мыслящей, способной брать на себя ответственность в сложных ситуациях. Основа развития и становления такой личности закладывается в семье, школе, во всем социальном окружении, поэтому принципиально важным является решение проблем повышения познавательного, коммуникативного, творческого потенциала педагогических работников.

В развитии и повышении профессиональной компетентности педагогов в современных условиях большую роль играют содержание, качество и вся система методической работы и методических служб на уровне районов, городов, регионов, а также в международном масштабе через Интернет. История методической работы и соответствующих служб позволяет лучше понять ее сущность и значение, современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Методическая служба как система повышения квалификации учителей стала развиваться с 20-х годов XX в. В первые годы были определены направления взаимодействия методических отделов со школами: политическое, педагогическое (собственно методическое), общеобразовательное (документы, постановления, указы и т.д.).

С началом создания немногих методических кабинетов и отделов прослеживается тенденция использования в работе с преподавателями активных методов проведения занятий, установление связей курсов повышения квалификации с повседневной педагогической деятельностью, постепенное формирование структурных звеньев системы повышения квалификации педагогов. Особую актуальность методические службы приобретают в 1980-е годы, когда активизировалось проведение тематических, проблемных, целевых курсов и семинаров, повысилось их содержательное наполнение, что стало началом творческих исканий, появлением новых форм педагогической деятельности. При этом необходимо отметить авторитарность, инспектирующую позицию методических служб, что не давало ожидаемой результативности и эффективности в повышении профессионализма педагогов, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Лишь в 1990-е годы можно отметить наиболее тесные связи, содержательное взаимодействие методических служб и организаций образования. 

Одним из приоритетных направлений взаимодействия методических служб и организаций образования в современных условиях модернизации образования является организация воспитывающей деятельности, предполагающей формирование личностных смыслов и ценностей субъектов обучаемого пространства. В этом смысле методологические и теоретические основы данной проблемы рассматриваются в фундаментальных трудах Ю.К. Бабанского (процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, взглядов, способов поведения в обществе), А.В.Петровского (планомерное воздействие на сознание и поступки человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации). Обновление содержания образования предполагает наличие высокопрофессиональных кадров с новым мышлением, иными ценностями и профессиональными компетенциями, есть не что иное как - ориентация на успешное будущее.

На сегодняшний день с целью повышения конкурентоспособности образования и науки, развития человеческого капитала для устойчивого роста экономики принята Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан, в которой рассматриваются основные направления, пути достижения поставленных целей и соответствующие меры. В связи с этим необходимо системно рассматривать вопросы повышения эффективности деятельности преподавателя, чтобы выдержать борьбу за потребителя своих услуг. Образовательная среда, в которой работает преподаватель становится воистину конкурентной и является одной из составляющих инновационной деятельности педагога. Не забывая при этом, что информационные технологии оказывают решающее влияние на все этапы процесса обучения: от предоставления слушателям знаний, умения и навыков до контроля их усвоения. При этом обеспечиваются такие важнейшие характеристики обучения, как качество, избирательность материала, учет индивидуальности, постоянный контроль и самоконтроль усваиваемости материала, высокий эффект использования ресурсов преподавателями.

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Для того чтобы занять лидерское место в борьбе за качество образовательных услуг, кроме информационных технологий еще необходимо от педагогов использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий: исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной (дискуссионной), имитационного моделирования (игровой), психологической (самоопределенческой), деятельностной, рефлексивной, проектной, которая объединяет все названные технологии. Данные технологии направлены на формирование у слушателей универсальных методов деятельностикоторые включают в себя общие методы организации (постановка проблемы, формирование цели, конкретизация цели в задачах, выбор средств решения задач, их использование, самоконтроль, самооценка), системный подход, прогнозирование, моделирование, проектирование.

Инновационная деятельность педагога в условиях обновления содержания образования – это деятельность, направленная на освоение, разработку, внедрение и распространение новых идей, содержания, технологий обучения учащихся для достижения нового качества образовательного результата, в том числе развитие у учащихся инновационной способности, которая является одной из составляющих профессиональной компетентности педагога.

Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала, и  как следствие стимулирование интереса посещения занятий учащимися. В условиях смены парадигмы общественного развития, перехода к информационному обществу, повышения требований к интеллектуальным параметрам работника инновационная деятельность в сфере образования обретает новый смысл. Именно инновационное образование подготовит человека к жизни в динамичных, быстроменяющихся условиях, а также позволит профессионалу участвовать в позитивной трансформации мира.

И конечно же в условиях обновления содержания образования ставится также вопрос и о постоянном повышении профессиональной компетентности преподавателя, которая включает в себя не только научно-теоретическую, методическую и психолого-педагогическую подготовку, профессиональные умения, а также умения творческой и исследовательской деятельности. Если преподаватель творчески относится к своей деятельности и владеет методами исследовательской деятельности, то успех обеспечен во всем – и в достижении качества преподавания, обученности слушателей, в повышении своего социального статуса и во многом другом. То есть преподаватель сам творец своего личностно-профессионального становления.

Таким образом, овладение преподавателем инновационной деятельностью, активизирует его стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала. Ведь именно только качественное образование, его ценности, мастерство и профессионализм педагогов определяют будущее общества.

 

Литература:

1.      Государственная программа развития образования и науки на 2016-2019 годы (Указ Президента РК №205 от 1 марта 2016 года).

2.      Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды, Москва «Педагогика» 1989г.

3.      Молчанов С.Г. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2001.-122 с.

4.      Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 106-109;3

5.      URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/


 

Роль методической службы в условиях обновления содержания образования

Роль методической службы в условиях обновления содержания образования

При этом необходимо отметить авторитарность, инспектирующую позицию методических служб, что не давало ожидаемой результативности и эффективности в повышении профессионализма педагогов, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса

При этом необходимо отметить авторитарность, инспектирующую позицию методических служб, что не давало ожидаемой результативности и эффективности в повышении профессионализма педагогов, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса

Инновационная деятельность педагога в условиях обновления содержания образования – это деятельность, направленная на освоение, разработку, внедрение и распространение новых идей, содержания, технологий обучения учащихся для…

Инновационная деятельность педагога в условиях обновления содержания образования – это деятельность, направленная на освоение, разработку, внедрение и распространение новых идей, содержания, технологий обучения учащихся для…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020