РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ГРАЖДАНСКО-
ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Согласно п.2. ст.2 Закона Донецкой Народной Республики «Об
образовании» воспитание рассматривается как деятельность, направленная
на развитие личности, создание условий для социализации и
самоопределения обучающегося на основе социокультурных, духовно-
нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства. [1]
Современное общество Донецкой Народной Республики формирует
для системы образования новый социальный заказ: ему необходимы не
только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные
граждане, способные адекватно относиться к происходящим в мире и
стране событиям, историческим достижениям, к пониманию себя, своего
места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных
ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых
действий, открытые к взаимодействию, мобильные, активные,
сопричастные к судьбе Отечества, формирование социально-активной
позиции личности по отношению к окружающей действительности. [3]
Основой существования и развития государственности является
патриотизм. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей
общественного сознания приводит к ослаблению социально-
экономических, духовных и культурных основ развития общества и
государства. Этим и определяется приоритетность патриотического
воспитания в общей системе образования граждан Донецкой Народной
Республики. [2]
Общая цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы
формировать и развивать у граждан ДНР патриотическое самосознание,
безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление
добросовестно выполнять гражданский долг, а также развитие у
подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к
их активному проявлению в различных сферах жизни общества. [2]
Один из путей решения этого вопроса – это использование основ
музейной педагогики в рамках работы школьных музеев.
Областью музейной педагогикой являются все виды контактов музея
с аудиторией, самые различные способы обращения к человеку как
участнику процесса музейной коммуникации.
Меняется отношение к самой аудитории, которая начинает
восприниматься не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а
как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога,
осуществляемого в музейной среде. В учебном учреждении возникает
потребность в интеграции музееведения с другими научными
дисциплинами – это не только проведение экскурсий школьниками-
экскурсоводами, а и проведение уроков истории родного края, литературы,
уроков гражданственности и духовности Донбасса на базе школьных
музеев.
Итак, музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке
музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как
образовательную систему. [4]
Музеи способствует формированию у молодого поколения чувства
патриотизма, любви к родному краю, своему народу; обеспечивают
духовное единство поколений и предназначены для изучения, сохранения
и использования памятников материальной и духовной культуры. В фондах
музея хранятся оригинальные памятники истории, культуры (фронтовые
фотографии, экспонаты военного времени), имеющие научную,
историческую, культурную ценность.
Список литературы
1. Об образовании: Закон Донецкой Народной Республики: принят постановлением
Народного Совета ДНР 19 июня 2015 г, № 1-233П-НС. [Электронный ресурс] – URL:
https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/ – (дата обращения 25.08.2018)
2. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, утверждена
совместным приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от
22.06.2015г. и Министерства образования и науки №322 от 17.07.2015г. .// Сборник
законодательных актов Донецкой Народной Республики. – 29.12.2017. - №1
3. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи
Донецкой Народной Республики, утверждена Приказом Министерства образования
и науки Донецкой Народной Республики № 832 от 16.08.2017 г.// Сборник
законодательных актов Донецкой Народной Республики. – 29.12.2017. - №1
4. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ.
Рос. ин-т культурологии. – Москва, 2001. – 223 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.