Научное мышление характеризуют следующие качества:
• Гибкость• Широта
• Оригинальность• Активность
• Критичность
• глубина
• Доказательность
• Целесообразность• организованность
• рациональностьпамяти
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
• Мышление есть активный процесс отражения объективного мира в сознании человека. Специфика предмета математики такова, что ее изучение существенно влияет на развитие мышления школьников, тесно связанное с формированием приемов мышления в процессе учебной деятельности. Эти приемы мышления (анализ, синтез, обобщение и др.) выступают также как специфические методы научного исследования, особенно ярко проявляющиеся при обучении математике как одного из базовых школьных предметов.
Основными целевыми компонентами математического образования в школе являются:
• усвоение учениками системы математических знаний;
• овладение школьниками определенными математическими умениями и навыками;
• развитие мышления учащихся.
Мыслительная деятельность школьников выполняется с помощью мыслительных операций:
• Сравнение — это сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства (выделения общих свойств) и различия (выделения особенных свойств) между ними. Сравнение лежит в основе всех других мыслительных операций.
• Анализ — это мысленное расчленение предмета познаний на части.
Мыслительная деятельность школьников выполняется с помощью мыслительных операций:
• Синтез — мысленное соединение отдельных элементов в единое целое. В реальном мыслительном процессе анализ и синтез всегда выполняются совместно.
• Абстракция — это мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объектов при одновременном отвлечении от всех других их свойств и признаков. В результате абстракции выделенное свойство или признак становится предметом мышления.
Различают три вида мышления:
• 1. Наглядно-действенное (познание объектов совершается в процессе практических действий с этими объектами).
• 2. Наглядно-образное (мышление с помощью наглядных образов).
• 3. Теоретическое (в форме абстрактных понятий и суждений).
Математические способности — это определенная совокупность некоторых качеств творческой личности, сформированных в процессе математической деятельности.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
• Понятие — форма мышления, в которой отражены существенные (отличительные) свойства объектов изучения. Понятие считается правильным, если оно верно отражает реально существующие объекты.
• Каждое понятие может быть рассмотрено по содержанию и объему. Содержание понятия раскрывается с помощью определения, объем - с помощью классификации. Посредством определения и классификации отдельные понятия организуются в систему взаимосвязанных понятий.
• Содержание понятия — это множество всех существенных признаков данного понятия.
• Объем понятия — множество объектов, к которым применимо данное понятие.
Существенные (характеристические) свойства
• это такие свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе достаточны для характеристики объектов, принадлежащих понятию. Однако не каждое необходимое условие является достаточным и не каждое достаточное условие является необходимым. Например, равенство двух углов является необходимым условием для того, чтобы эти углы были вертикальные, но не является достаточным. Процесс конструирования понятий заключается в поиске такого числа необходимых условий, которое было бы достаточно для однозначного определения требуемого класса вещей.
Совокупность этих условий и принимают за содержание понятия.
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ
• Формирование понятий — сложный психологический процесс, который осуществляется и протекает по следующей схеме:
ощущения -> восприятие -> представление -> понятие.
Формирование понятия осуществляется в несколько этапов:
мотивация (подчеркивается важность изучения понятия, активизируется целенаправленная деятельность школьников, возбуждается интерес к изучению понятия с помощью привлечения средств нематематического содержания, выполнения специальных упражнений, объясняющих необходимость развития математической теории);
— выявление существенных свойств понятия (выполнение упражнений, где выделяются существенные свойства изучаемого понятия);
— формулировка определения понятия (выполнение действий на распознавание объектов, принадлежащих понятию, конструирование объектов, относящихся к объему понятия).
Правильная классификация понятий предполагает соблюдение следующих условий:
Объем понятия раскрывается с помощью классификации. Под классификацией понимают последовательное, многоступенчатое разделение множества на классы с помощью некоторого свойства.
• — классификация проводится по определенному признаку, остающемуся неизменным в процессе классификации;
• — понятия, получающиеся в результате классификации, — взаимно независимые;
• — сумма объемов понятий, получающихся при классификации, равняется объему исходного понятия;
• — в процессе классификации переходят к ближайшему в данном родовом понятии виду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.