РОЛЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.7

РОЛЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.7
docx
30.10.2022
РОЛЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
РОЛЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.docx

V. V. Kozhevnikova

THE ROLE OF FOLK ART IN THE MORAL EDUCATION OF CHILDREN ON THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE

Abstract. The article presents spiritual and moral potential of folk art in the formation of the emotional and creative thinking of students and their national self-consciousness on the lessons of the Russian language with realization object exhibition of national trade.

Keywords: spiritual and moral upbringing, folk art, national self-consciousness.

В. В. Кожевникова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьска

РОЛЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье показан воспитательный духовно-нравственный потенциал народного прикладного искусства в формировании эмоционально-образного мышления учащихся и их национального самосознания на уроках русского языка и через реализацию выставки предметов народного промысла.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, народное искусство, национальное самосознание.

В настоящее время одной из главных задач в образовании является духовно-нравственной воспитание личности, которое невозможно без освоения культурно-исторического опыта народа, выраженного через произведения народного искусства. Включение культурно-исторического компонента необходимо на всех уровнях образования.

Так, на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы «Типы речи. Описание» можно включить описание предметов народного искусства (гжель, хохлома, жостовские узоры и пр.), что способствует развитию эстетическое чувства, эмоционально-образного мышление учащегося [1]. Цель знакомства детей с изделиями народного промысла – научить школьников понимать и ценить красоту изделий народных мастеров, сформировать культурологическую компетенцию, осмысление своей причастности к культурному наследию своей страны [2, c. 241].  Предметы народного промысла (хохломские ложки, фигурки и посуда гжели, жостовские подносы, павлопосадские платки, крестецкая вышивка, матрешки и пр. ) с детства окружают ребенка, являясь неотъемлемой частью русской национальной культуры, народного быта. На первом этапе пятиклассники уже освоили теоретическую информацию о типе речи описание, знакомы с текстами-описаниями предметов народного промысла (сказы П. П. Бажова «Горный мастер», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» и др., стихотворения С. Вахрушева «Сине-белая посуда», Н. Радченко «Незатейливый узор», Н. Савченко  «Взял мастер в руки кисть» и пр.).

На втором этапе организуется сбор предметов народного творчества. Учитель предлагает детям организовать выставку предметов народного промысла из «семейных архивов».  Важно, чтобы экспонаты выставки, принесенные детьми, были взяты именно из домашней среды. История прошлого становится ближе, понятнее через то, что тебе знакомо, с чем сталкиваешься ежедневно…Ученикам предлагается описать различные предметы народного творчества, которые они принесли из дома.

В рамках данной выставке можно организовать мастер-класс по созданию учащимися своими руками предметов, отражающих национальную культуру. В ходе работы ребенок приближается к пониманию своей национальной принадлежности. Исследования под руководством Т. С. Комаровой [3, c. 49-56] доказывают, что наиболее эффективно культурологическое самосознание ребенка формируется в процессе художественно-эстетических практик, основываясь на постоянном соприкосновении ребенка с оригинальными образцами народного искусства.

Конкретизируем этапы работа над типом речи описание предметов народного творчества:

1.     Предлагаем школьникам в рамках темы урока тексты о народных промыслах, иллюстрации к текстам, подбираем задания, связанные с народным творчеством.

2.     Обсуждаем с детьми организацию выставки, оформляем приглашения, назначаем ответственных за различные виды деятельности (распределяем роли «гидов» по выставке, дизайнеров для пригласительных билетов, оформителей стендов, ответственных за сохранность объектов выставки, музыкальное сопровождение и пр.) Это поможет детям почувствовать свою значимость и неотделимость от процесса создания творческого проекта. В итоге учащиеся создадут модель полноценного музея.

3.     Встреча с родителями для обсуждения общих организационных моментов, в том числе и мастер-класса, который будет являться бонусом для детей. Мастер-класс поможет понять детям сложность работы и этапы ее выполнения.

4.     Подбор различных заданий и викторин для участников выставки («Угадай вид росписи», пазлы, и пр.)

5.     Оформление выставки.

6.     Отбираем лучшие работы, сделанные школьниками в рамках мастер-класса для создания собственной, авторской выставки, которая может быть постоянной (стеллаж в классном кабинете), чтобы напоминать ученикам о прикосновении их к народному промыслу.

7.     Продуктом проекта также может служить и памятка «Русский народный промысел».

Данная выставка может служить связующим звеном между русским языком и литературой.  Дети постоянно будут вспоминать произведения из  русского устного народного творчества (сказки, потешки, прибаутки и пр.). Словесное же искусство является особым видом искусства, через которое происходило освоение человеком действительности [4, c. 107]. Таким образом, устанавливается межпредметная связь, которая далеко не заканчивается на литературе, а может включать в себя еще и труд, музыку и изобразительное искусство. Данный подход дает возможность выстроить диалог с миром культуры.

Не во всех городах есть музеи, посвященные народному творчеству. В данной работе предлагается через урок русского языка вывести детей к идее создания собственного музея и приобщение их к народному промыслу, понимание себя как части огромного национального культурного пласта, а следовательно, и воспитание нравственной личности, ценящей культурную память своего народа.

Список литературы

1.     Гусев, В. Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. 319 с.

2.     Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. 343 с.

3.     Комарова Т. С. Народное искусства в воспитании детей. М.: Педагогическое общество России. 2005. C. 47-68.

4.     Алексеев, Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Сов. композитор, 1988. C. 103-118.


 

5.    

V. V. Kozhevnikova THE ROLE OF

V. V. Kozhevnikova THE ROLE OF

П. П. Бажова «Горный мастер», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» и др

П. П. Бажова «Горный мастер», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» и др

Оформление выставки. 2.

Оформление выставки. 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022