Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 19.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов

Цель урока: познакомить учащихся с преобладанием на Земле папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольный период; объяснить процесс образования каменного угля; познакомить с разнообразием современных папоротников и их использование человеком.

Задачи урока: получить знания о климатических условиях времени расцвета папоротникообразных, их роли в образовании каменного угля; отметить использование каменного угля в хозяйственной деятельности человека; получить знания о практическом применении современных папоротников; выработать умение находить в тексте необходимую информацию.

Оборудование: учебник «Биология. Разнообразие живых организмов» 7 класс, Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, техническое (компьютер, проектор), рисунки «Леса каменноугольного периода», коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1.      Древние вымершие папоротникообразные

2.      Образование и значение каменного угля

3.      Разнообразие современных папоротников и их использование

4.      Подведение итогов

Ход урока

(ключевые реплики и вопросы учителя - обычным шрифтом, возможные ответы обучающихся – курсивом)

Много миллионов лет назад древовидные папоротники, хвощи и плауны образовывали древнейшие леса, покрывавшие большую часть территории Земли.

Более 300 млн. лет назад из болот поднимались целые заросли мощных деревьев — предки современных хвощей. Предки современных плаунов также были деревьями-гигантами, имевшими в обхвате до 2 м, а в высоту достигавшими 30 м. Хорошо всем знакомые папоротники тоже достигали десятков метров в высоту и были настоящими деревьями.

Почему так активно разрастались папоротникообразные? Какие климатические условия существовали в палеозое, благоприятные для них? (возможные ответы обучающихся)?

Ответы стр. 42 учебника раздел «Древние вымершие папоротникообразные», запись в тетрадь.

Климатические условия палеозоя:

1.      Климат теплый и влажный

2.      Множество озер, болот, мелководных морских заливов

3.      Большое количество водяных паров в атмосфере

4.      Освещение мягкое и рассеянное

Древнейшие папоротники, хвощи и плауны оставили нам драгоценное наследие в виде каменного угля.

Как и почему происходило образование каменного угля? Ответы стр.43 раздел «Образование и значение каменного угля», запись в тетрадь.

Образование каменного угля

1.      Механическая ткань ископаемых древовидных папоротников, хвощей и плаунов была развита недостаточно, поэтому стебель был непрочным и ломался.

2.      Стволы обрушенных деревьев заливала вода, заносили ил и песок.

3.      Недостаток кислорода

4.      Остатки деревьев консервировались

5.      Под давлением вышележащих слоев остатки уплотнялись и превращались в каменный уголь

В пластах каменного угля часто находят отпечатки листьев и веток древних папоротников. Иногда встречаются сохранившиеся кора и корни вымерших деревьев.

Каково значение каменного угля? Ответы стр.43 раздел «Образование и значение каменного угля», запись в тетрадь.

Использование каменного угля

1.      Топливо

2.      Кокс

3.      Смолы

4.      Смазочные масла

5.      Краски

6.      Парфюмерные изделия и др.

Современные папоротникообразные не так внушительны и широко распространены, как их далекие предки.

Где наиболее распространены современные папоротники? Ответ стр.43 раздел «Разнообразие современных папоротников» ( во влажных тропических лесах).

Прочитайте и рассмотрите рисунки учебника: Какие папоротники растут в умеренных широтах?( орляк, страусник, листовник)

Существуют ли водные папоротники?(да, например, сальвиния)

Папоротники играют большую роль в жизни человека. Как и где они используются? Ответ стр.43 раздел «Использование папоротниковидных», запись в тетрадь.

Использование папоротниковидных

1.      В медицине для заживления ран и как противовоспалительное средство

2.      Споры плаунов в качестве детской присыпки

3.      Плауны в промышленности для получения желтой и зеленой красок.

4.      Хвощ полевой как лекарство от астмы и в качестве мочегонного средства.

5.      Декоративные растения

Выводы

1.      Папоротники, хвощи и плауны – одни из самых древних растений на планете.

2.      Древние папоротникообразные - источник образования залежей каменного угля.

3.      Каменный уголь широко используется в хозяйственной деятельности человека.

4.      Современные папоротникообразные применяются в медицине и промышленности.

Вопросы по электронному приложению к параграфу 16 учебника «Биология. Разнообразие живых организмов». Сухорукова Л.Н.

Домашнее задание

Параграф 16, ответить на вопросы в конце параграфа