Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста

  • pdf
  • 08.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ekimchenko10112021.pdf

Информационно – консультативный материал для педагогов:

«Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста»

В современном обществе одним из главных качеств человека является умение сотрудничать с людьми, в коллективе, решать общие задачи, находить пути решения конфликтных ситуаций, умение приходить к компромиссу. 

Поиска средств детского общения и сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений к взрослому и сверстнику, что первоосновы сотрудничества формируются именно в период дошкольного возраста. Дошкольный возраст - чрезвычайно важный период начальной ступени социализации ребенка. В этом возрасте ребенок пытается осознать свое место в системе отношений с окружающими людьми. Группа детского сада - это первое своеобразное детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний - как положительных, так и отрицательных.

На этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный, импульсивный; непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения, при слушании партнера не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к жизни группы. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.

Первым посредником отношений между детьми выступает воспитатель, который помогает им наладить контакты. Именно воспитатель создает все необходимые условия для положительных взаимоотношений детей в детском коллективе.

Совместная деятельность дошкольника со сверстниками организуется: 1. Необходимо понять и выбрать, как организовать совместную деятельность, в какой форме. Следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех детей, а затем усложнять задания.

2.                 Деление больших детских групп на более маленькие, так, чтобы каждый ребенок мог взаимодействовать и почувствовать свою значимость. Объединение детей в небольшие группы позволяет сформировать у них способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе.

3.                 Обсуждение с детьми общих целей деятельности и способы согласования совместных действий, как можно договариваться между собой, распределять задания. Но это возможно, когда у детей уже сформированы начальные навыки взаимодействия.

При формировании готовности к сотрудничеству педагог обязательно должен учитывать возраст детей:

  младшая группа – педагог обучает детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели в различных видах деятельности.

  средняя группа – педагог обучает детей способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов; развивает навыки контроля; организует детей в микрогруппы по 2-3 человека.

  старшая группа – педагог обучает детей способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; обучает планированию предстоящей деятельности; развивает контроль, самоконтроль, самооценку; воспитывает ответственность за коллективный результат; организует деятельность в микрогруппах по 3-4 человека.

  подготовительная группа – педагог обучает детей самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности, включая задания во всех видах занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности; организует микрогруппы, состоящие из 4-6 человек по выбору детей.

Используются методические приемы обучения сотрудничеству, как: • демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение;

  переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;

  создание ситуации недостатка материала;

  создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;

  выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.

В образовательный процесс включаются:

-   творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;

-   нетрадиционные формы организации совместной деятельности (конкурсы,  интеллектуальные игры);

-   организация детей в парах, тройках, малых группах;

-   для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий.

Формирование у детей навыков сотрудничества происходит в различных видах совместной деятельности. 

Утром, принимая детей учим вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях. Ребенку представляется возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или огорчениями. Приветствия, пожелания, комплименты и подарки, игры, обмен новостями - основа для того, чтоб наладить общение на весь день. Утром проводятся игры для сплочения коллектива; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие интереса к партнеру по общению: «Эхо», «Кто говорит?», «Кто я?» «Пожелания», «Комплименты», «Здороваемся без слов» и другие. Все это позволяет создать положительный эмоциональный настрой на весь день, обеспечить условия для межличностного общения детей и взрослых.

Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями,  проводятся  этические беседы, использовать литературные произведения, аудиозаписи.

Игра - это незаменимое средство сплочения детского коллектива. Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе.  В игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость. Игры на сплочение детского коллектива, способствуют созданию спокойной, доверительной обстановки, обеспечивают развитие социальной уверенности у дошкольников, повышают самооценку детей, их уверенность в себе:  «Скажи хорошее о друге»,

«Угадай по описанию», «Угадай, кто мой друг», «Комплименты»,

«Клубочек», «Передай игрушку по кругу»,  «Разные приветствия», «Доброе животное», «Волшебный стул», «Подарок от души» и другие. В течение дня неоднократно проводить дидактические игры со сверстниками, цель которых: 

-установление доверительного контакта друг с другом;  -умение чувствовать состояние, настроение окружающих, умения

внимательно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению партнера; 

-оказывать взаимопомощь, понимать интонацию других;  -развитие мимики и пантомимики;  -развитие наблюдательности.

При организации дидактических игр существует определенная последовательность. В младшей группе проводятся игры на развитие интереса к партнеру по общению, в средней группе - игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог, в старшей группе - игры на развитие навыков взаимодействия в группе, в подготовительной группе - игры на сплочение детского коллектива.

 Особенности проведения:

                    вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга;

                    вопросы, адресованные детям, фиксируют их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.

Грамотно организованная работа , значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

Для формирования навыков сотрудничества важно использовать наглядные формы работы:

                    «Доска желания» (книга желаний, цветок желаний, дерево мечты). Это макет планирования деятельности детей. В начале педагог с детьми выбирают, чем бы они хотели заниматься, в какие игры играть.  Цель  работы: создание эмоционального настроя детей на всю неделю; развитие умения договариваться между собой при распределении ролей и обязанностей; дети учатся делать выбор и планировать свою деятельность, отстаивать свою точку зрения; развитие умения принимать чувства другого человека.

Повышают уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывают нравственные качества: взаимовыручку, доброту, отзывчивость. Таким образом, формирование навыков сотрудничества становится возможным благодаря взрослому, при правильной организации совместной деятельности и игр.