Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
pdf
08.01.2023
Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста
ekimchenko10112021.pdf

Информационно – консультативный материал для педагогов:

«Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста»

В современном обществе одним из главных качеств человека является умение сотрудничать с людьми, в коллективе, решать общие задачи, находить пути решения конфликтных ситуаций, умение приходить к компромиссу. 

Поиска средств детского общения и сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений к взрослому и сверстнику, что первоосновы сотрудничества формируются именно в период дошкольного возраста. Дошкольный возраст - чрезвычайно важный период начальной ступени социализации ребенка. В этом возрасте ребенок пытается осознать свое место в системе отношений с окружающими людьми. Группа детского сада - это первое своеобразное детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний - как положительных, так и отрицательных.

На этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный, импульсивный; непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения, при слушании партнера не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к жизни группы. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.

Первым посредником отношений между детьми выступает воспитатель, который помогает им наладить контакты. Именно воспитатель создает все необходимые условия для положительных взаимоотношений детей в детском коллективе.

Совместная деятельность дошкольника со сверстниками организуется: 1. Необходимо понять и выбрать, как организовать совместную деятельность, в какой форме. Следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех детей, а затем усложнять задания.

2.                 Деление больших детских групп на более маленькие, так, чтобы каждый ребенок мог взаимодействовать и почувствовать свою значимость. Объединение детей в небольшие группы позволяет сформировать у них способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе.

3.                 Обсуждение с детьми общих целей деятельности и способы согласования совместных действий, как можно договариваться между собой, распределять задания. Но это возможно, когда у детей уже сформированы начальные навыки взаимодействия.

При формировании готовности к сотрудничеству педагог обязательно должен учитывать возраст детей:

  младшая группа – педагог обучает детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели в различных видах деятельности.

  средняя группа – педагог обучает детей способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов; развивает навыки контроля; организует детей в микрогруппы по 2-3 человека.

  старшая группа – педагог обучает детей способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; обучает планированию предстоящей деятельности; развивает контроль, самоконтроль, самооценку; воспитывает ответственность за коллективный результат; организует деятельность в микрогруппах по 3-4 человека.

  подготовительная группа – педагог обучает детей самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности, включая задания во всех видах занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности; организует микрогруппы, состоящие из 4-6 человек по выбору детей.

Используются методические приемы обучения сотрудничеству, как: • демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение;

  переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;

  создание ситуации недостатка материала;

  создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;

  выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.

В образовательный процесс включаются:

-   творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;

-   нетрадиционные формы организации совместной деятельности (конкурсы,  интеллектуальные игры);

-   организация детей в парах, тройках, малых группах;

-   для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий.

Формирование у детей навыков сотрудничества происходит в различных видах совместной деятельности. 

Утром, принимая детей учим вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях. Ребенку представляется возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или огорчениями. Приветствия, пожелания, комплименты и подарки, игры, обмен новостями - основа для того, чтоб наладить общение на весь день. Утром проводятся игры для сплочения коллектива; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие интереса к партнеру по общению: «Эхо», «Кто говорит?», «Кто я?» «Пожелания», «Комплименты», «Здороваемся без слов» и другие. Все это позволяет создать положительный эмоциональный настрой на весь день, обеспечить условия для межличностного общения детей и взрослых.

Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями,  проводятся  этические беседы, использовать литературные произведения, аудиозаписи.

Игра - это незаменимое средство сплочения детского коллектива. Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе.  В игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость. Игры на сплочение детского коллектива, способствуют созданию спокойной, доверительной обстановки, обеспечивают развитие социальной уверенности у дошкольников, повышают самооценку детей, их уверенность в себе:  «Скажи хорошее о друге»,

«Угадай по описанию», «Угадай, кто мой друг», «Комплименты»,

«Клубочек», «Передай игрушку по кругу»,  «Разные приветствия», «Доброе животное», «Волшебный стул», «Подарок от души» и другие. В течение дня неоднократно проводить дидактические игры со сверстниками, цель которых: 

-установление доверительного контакта друг с другом;  -умение чувствовать состояние, настроение окружающих, умения

внимательно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению партнера; 

-оказывать взаимопомощь, понимать интонацию других;  -развитие мимики и пантомимики;  -развитие наблюдательности.

При организации дидактических игр существует определенная последовательность. В младшей группе проводятся игры на развитие интереса к партнеру по общению, в средней группе - игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог, в старшей группе - игры на развитие навыков взаимодействия в группе, в подготовительной группе - игры на сплочение детского коллектива.

 Особенности проведения:

                    вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга;

                    вопросы, адресованные детям, фиксируют их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.

Грамотно организованная работа , значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

Для формирования навыков сотрудничества важно использовать наглядные формы работы:

                    «Доска желания» (книга желаний, цветок желаний, дерево мечты). Это макет планирования деятельности детей. В начале педагог с детьми выбирают, чем бы они хотели заниматься, в какие игры играть.  Цель  работы: создание эмоционального настроя детей на всю неделю; развитие умения договариваться между собой при распределении ролей и обязанностей; дети учатся делать выбор и планировать свою деятельность, отстаивать свою точку зрения; развитие умения принимать чувства другого человека.

Повышают уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывают нравственные качества: взаимовыручку, доброту, отзывчивость. Таким образом, формирование навыков сотрудничества становится возможным благодаря взрослому, при правильной организации совместной деятельности и игр.

 

Информационно – консультативный материал для педагогов: «Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста»

Информационно – консультативный материал для педагогов: «Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста»

В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут

В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут

Используются методические приемы обучения сотрудничеству, как: • демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение; • переключение…

Используются методические приемы обучения сотрудничеству, как: • демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение; • переключение…

В образовательный процесс включаются: - творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций; - нетрадиционные…

В образовательный процесс включаются: - творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций; - нетрадиционные…

В игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость

В игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость

Грамотно организованная работа , значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение

Грамотно организованная работа , значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2023