Роль процессов сенсорного восприятия в развитии ребенка

  • docx
  • 01.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала К докладу.docx

Роль процессов сенсорного восприятия в развитии ребенка

 

В современном дефектологическом и нейропсихологическом подходе большое значение уделяется пониманию процессов сенсорного восприятия и их роли в формировании основных функций ребенка. Одним из ключевых понятий является понятие «сенсорные эталоны» — внутренние образцы восприятия, закрепленные в нервной системе, которые позволяют ребенку надежно ориентироваться в окружающей действительности, формировать правильное движение, речь и межполушарные связи.

1. Что такое сенсорные эталоны?

Сенсорные эталоны — это внутренние репрезентации (образцы) полученной сенсорной информации, закрепленные в коре мозга и других отделах нервной системы. Эти эталоны служат ориентиром для сравнения и распознавания входящих сенсорных сигналов. Благодаря этому человек может быстро и точно идентифицировать предметы, звуки, вкусы и движения, а также регулировать свои действия.

Можно провести аналогию: сенсорные эталоны — это своего рода «шаблоны» или «образцы», которые ребенок формирует в процессе взаимодействия с миром, а затем используют как «эталоны» для сравнения новых ощущений.

2. Значение формирования сенсорных эталонов

2.1. В движении

Формирование эталонов в сфере движения обеспечивает пространственное ориентирование, развитие координации, баланс и моторных навыков. Правильное восприятие и закрепление сенсорных образцов позволяют ребенку точно воспринимать свои движения, корректировать их и совершенствовать.

Например, закрепление эталона «подъем руки» помогает ребенку выполнять это движение определенным образом, что важно для моторных навыков и мелкой моторики.

2.2. В речи

Феномен формирования речевых эталонов связан с восприятием звука, ритма, тональности. Ребенок, закрепляя образец произношения, и слыша его, создает внутренние образцы звуков и слов. Эти внутренние эталоны позволяют ему повторять слова, развивать артикуляцию, понимать речь других и строить собственную.

Так, повторение и запоминание звуков и слов создают эталон «правильных» образцов речи, что способствует нормальному развитию коммуникативных функций.

3. Механизм формирования сенсорных эталонов

Формирование эталонов — результат длительной сенсорно-моторной деятельности, которая включает в себя:

 

Восприятие сенсорных стимулов;

Механизмы памяти и закрепление;

Повторение и активный образец действия;

Связь между ощущениями и движениями или речью.

Наиболее активно эти процессы происходят в первые годы жизни, когда ребенок экспериментирует, исследует и закрепляет внутренние образцы на основе различных сенсорных впечатлений.

4. Особенности развития у детей с нарушениями

У детей с сенсорными нарушениями или задержками развития происходит нарушение формирования или закрепления сенсорных эталонов. Это ведет к:

Неспособности точно воспринимать или интерпретировать сенсорную информацию;

Нарушения моторики и речи;

Проблемам межполушарного взаимодействия.

Например, у детей с аутизмом могут наблюдаться трудности с созданием устоявшихся эталонов восприятия, что отражается на коммуникации и поведении.

5. Практические методы развития и формирования сенсорных эталонов

5.1. Сенсорные игры и упражнения

Использование игры для закрепления восприятия формы, цвета, размеров, текстуры, запаха и звука.

Сенсорные корзины и матрацы, тактильные дорожки, где ребенок активно взаимодействует с различными материалами.

5.2. Моторно-сенсорная деятельность

Примеры: прыжки, балансировка, катание, упражнения на развитие проприоцепции.

Эти упражнения помогают закреплять эталоны положения тела и движения в пространстве.

5.3. Работа с речью

Повторение звуков, слогов, слов, использование ритмических игр, песен и стихов.

Занятия, направленные на развитие слухового восприятия и закрепление звуковых эталонов.

5.4. Межполушарные упражнения

Асимметричные задания: например, одновременное выполнение двух разных действий руками.

Координационные упражнения для обеих рук, глаз и частей тела, что развивает взаимодействие полушарий.

5.5. Использование мультимодальных методов

Интеграция тактильных, зрительных и слуховых стимулов.

Использование мультимедийных средств, направленных на развитие всех сенсорных систем.

Игры, направленные на развитие связей между противоположными полушариями головного мозга, помогают синхронизировать их работу, улучшают мыслительные процессы, восприятие устной и письменной речи, акцентируют внимание на процессе, учат быстро переключаться с разных видов деятельности, полностью включают ребенка в занятие.

1. «Попробуй, повтори»

Дошкольнику необходимо в точности повторить позу (положение рук, ног, выражение лица), которая показана на карточке. С первого раза он может не справиться с заданием, так как нужно точно определить, где левая, а где — правая сторона, учесть зеркальность, обратить внимание на детали. Игра вызывает массу позитивных эмоций, развивает пространственное воображение, тренирует высшие психические функции.

2. «Муха»

Известная игра учит концентрировать внимание, совершенствует зрительную координацию, визуальную ориентацию. Для игры понадобится расчерченный на квадраты лист (начать можно с 9 квадратов), на одном из которых будет нарисована муха. Взрослый должен задавать маршрут движения мухи, постепенно перемещая ее в разных направлениях. Например: «Муха летит вниз на 3 клетки, поворачивает направо, летит 2 клетки, летит вверх на 1 клетку». Задача ребенка — понять, в какой клетке остановилась муха, и верно указать на это место.

3. «Поводырь»

Игра во многом схожа с «Мухой». Только в этом случае перемещаемым насекомым будете вы, а нарисованным полем — квартира или дом. Перед ребенком ставится задача помочь вам добраться до какого-либо места в доме так, чтобы никуда не врезаться. Указания должны звучать примерно так: «Иди прямо два шага, поверни налево, сделай 5 шагов, протяни руку и возьми предмет».

6. Значение межполушарного взаимодействия

Межполушарное развитие—это основа для формирования когнитивных способностей, таких как мышление, память, логика и творчество. Оно обеспечивает интеграцию разных видов информации, способствует развитию языка, анализу информации и умению решать сложные задачи.

Для детей с нарушениями важно создавать условия, стимулирующие работу обеих полушарий, чтобы обеспечить гармоничный умственный и физический рост.

Формирование сенсорных эталонов — это сложный и многоступенчатый процесс, лежащий в основе развития большинства функций ребенка. В практике дефектолога важно систематически осуществлять работу по развитию сенсорных эталонов, используя разнообразные методы и индивидуальный подход к каждому ребенку. Их развитие способствует развитию речи, движения и межполушарных связей, что, в конечном итоге, ведет к повышению адаптивных возможностей и улучшению качества жизни ребенка.

Понимание процессов формирования сенсорных эталонов и их практическое применение — залог эффективности работы с детьми с разными видами нарушений. Современные методы, интегрированные с учетом личностных особенностей ребенка, позволяют достигать значимых успехов в развитии и профилактике сенсорных и когнитивных нарушений.

 

Литература

1.      Башаева Т. В., «Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: Академия развития, 1997г.

2.     Выгодский Л. С. «Педагогическая психология» - АСТ/Астрель, 2008г. 3. Федорова Л. И. «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014 г.

3.     Ковязина М.С., Балашова Е.Ю. Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 313.

4.     Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005.

5.     Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007.

6.     Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб: Питер, 2005.

7.     Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М.: МГУ, 1995.