Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение городского округа Королев Московской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Тема: «Роль различных видов деятельности в формировании речи»
Выполнила:
Учитель-логопед МКОУ ШИ
Крамская Мария Антоновна
Королёв
2023
Цели и задачи
Цель: Изучение значимости различных видов деятельности в формировании речи.
Задачи:
1.Образовательные
Рассмотреть виды деятельности детей, в
свете ФГОС дошкольного образования.
Анализ литературы по данной теме.
2.Развивающие
Определить значимость различных видов деятельность в формировании речи.
3.Воспитательные
Сформировать знания о роли различных видов деятельности в формировании речи.
Содержание
Речь………………………………………………………………4сл.
Функции речи…………………………...…………………….5-6сл.
Роль речи в развитии ребенка………………………………….7сл.
Образовательная область «Речевое развитие» ……………….8сл.
Детская деятельность и ее виды ……………………...……9-10сл.
Развитие речи и коммуникативная деятельность……………11сл.
Игровая деятельность……………………………………...17-19сл.
Познавательно-исследовательская…………………………...13сл.
Трудовая деятельность………………………………………...12сл.
Продуктивная (художественная) деятельность……………...14сл.
Музыкальная деятельность…………………………………..15сл.
Восприятие художественной литературы……………………16сл.
Вывод…………………………………………………………...20сл.
Речь
Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Речь это центральное звено в формировании психического развития ребенка она неразрывно связана с памятью, мышлением, вниманием, воображением и исследованием окружающего мира.
Функции речи
Коммуникативная – эта функция обеспечивает общение между людьми.
Познавательная (когнитивная) – данная функция позволяет получать знания об окружающем мире посредством речи.
Метаязыковая–использование речи для обозначения ее закономерностей и правил.
Роль речи в развитии ребенка
Развитие речи играет важную роль в развитии ребенка, именно поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.
ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Речевое развитие
Образовательная область «Речевое развитие» включает:
Владение речью как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Развитие речевого творчества;
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Детская деятельность и ее виды
Детская деятельность – это активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики. В ходе деятельности за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение, возникают принципиально новые компоненты ее структуры. Изменение структуры деятельности ребенка обусловливается и развитием его психики.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры - здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В театрализованных играх - дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
Игровая деятельность
В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь
Игровая деятельность
Дидактические игры - занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.
Познавательно-исследовательская
В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
Способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность;
Обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;
Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;
Привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.
Трудовая деятельность
Через трудовую деятельность развиваются:
навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей;
формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре.
Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.
Музыкальная деятельность
Развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Очень благоприятно влияет на формирование речи, если ребенок играет на каком-либо инструменте, так как именно в процессе музицирования ребенок познает чувство ритма.
Музыкальная деятельность
Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению.
Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над
дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Совместно решаются и речевые задачи:
Совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
Культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
Формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
Развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Вывод
Каждый вид деятельности важен в формировании речевой функции ребенка. Посредством различных видов деятельности ребенок обогащает словарный запас, учится четко и ясно выражать свои мысли, учится чувствовать, находить решения из различных ситуаций и многое другое, что позволяет нам сделать вывод о том, что развитие речи невозможно без включения ее в деятельность.
Список литературы
Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005 – 384,(16)с. – (Высшая школа)
3. Деятельность детская // Академик URL: https://psychology.academic.ru/557/деятельность_детская (дата обращения: 27.04.2020).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.