Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 12»
Доклад на тему:
«Роль самостоятельной работы в формировании самоконтроля и самооценки учащихся на уроках столярного дела»
Учитель столярного дела: Амирян Э.Ш.
2019-2020 уч. год.
Одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду. Сложность решения этой задачи главным образом обусловлена недостатками психического развития, которые присущи умственно отсталым детям. Но при условии обеспечения высокого уровня организации педагогического процесса можно говорить о достижении весьма серьезных положительных результатах. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для устранения недостатков познавательной деятельности.
Наблюдения за учащимися на уроках труда показывают, что в целом ряде случаев они не понимают важности проверки и оценки выполняемых ими действий, что проверять и оценивать их действия должен не только учитель, но и они сами.
Отсутствие необходимых навыков самоконтроля является одной из основных причин слабого развития самостоятельности действий у умственно отсталых школьников. Не умея контролировать свои действия и не будучи уверенными в их правильности, учащиеся то и дело обращаются с вопросами и за помощью к преподавателю труда.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Важнейшая задача учителя – организовать посильную трудовую деятельность школьников и включить их в систему трудовых отношений. Приобщение школьников к различным видам труда способствует: развитию физических сил и укреплению здоровья, расширению политического кругозора и развитию творческого мышления, формированию коллективизма, формированию самоконтроля и самооценки своего труда.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках столярного дела очень важно вести обучение в зоне ближайшего развития. Именно моделирование реальной жизненной ситуации помогает проводить такие уроки, на которых решается проблема технического мышления. Создаются благоприятные условия для самостоятельной деятельности учащихся, осмысления процесса практической деятельности – развития практической умелости.
Кроме того, самостоятельная работа способствует развитию некоторых сторон познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки; исправлению недостатков физического развития особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию и других ценных нравственных качеств.
Овладевая трудовыми действиями и операциями, учащиеся в то же время усваивают некоторые навыки самоконтроля. Однако для того чтобы сформировать у них обобщенное умение контролировать любое трудовое действие в соответствии с поставленной целью и требованиями, предъявляемыми к изготовляемому изделию, т. е. умение осуществлять самоконтроль в процессе деятельности, необходима специальная коррекционно-воспитательная работа со стороны учителя. В доступной для умственно отсталых школьников форме следует довести до сознания важность контроля и критической проверки того, что они делают в тот или иной момент и что получается в итоге работы.
Работа над формированием умения контролировать свои действия в соответствии с целью и условиями ситуации имеет не менее важное значение, чем работа по формированию у них дополнительных трудовых навыков. К сожалению, в практике трудового обучения учащихся важность обучения самоконтролю часто недооценивается. Главную свою задачу преподаватель труда обычно видит в том, чтобы научить выполнять определенные трудовые операции, правильно обращаться с инструментами.
Каждый учитель трудового обучения, особенно в системе коррекционной школы, в своей практике сталкивается с одной и той же проблемой: все учащиеся имеют разные стартовые возможности, способности, склонности, степень самостоятельности, а также индивидуальную траекторию развития. В одних случаях мы наблюдаем всплески повышенной активности и нетерпения, ученик не может даже выслушать до конца объяснения педагога, быстро хватается за выполнение задания, но при первой трудности так же быстро теряет к нему интерес. Зачастую, это связано с нарушением эмоционально-волевой сферы. Другие, наоборот, очень медленно вникают в суть задания, но постепенно врабатываются и делают его всё с большим увлечением. Одни способны выполнять задание самостоятельно, получив инструктаж и объяснения учителя, другие, полностью теряются, получив даже небольшую долю самостоятельности. Следовательно, необходимы адекватные по сложности, личностно ориентированные, вариативные задания, направленные на создание ситуации успеха, а следовательно, и условий для развития самостоятельности, творческой активности и мотивации к обучению.
От учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводиться только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.
Для самостоятельного выполнения задания по труду учащемуся требуется не только владение операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия. К числу таких умственных действий относится ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения задания, различные измерения, вычисления и разметки, ряд контрольных действий и т. п. Умственные действия являются обязательными компонентами в структуре трудовой деятельности человека и придают труду характер целесообразной деятельности, присущей только человеку.
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
ü обучающие,
ü тренировочные,
ü закрепляющие,
ü повторительные,
ü развивающие,
ü творческие,
ü контрольные.
С точки зрения организации самостоятельная работа может быть: фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание; групповой – для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы; парной – например, при проведении опытов, при сборке изделий, конструировании моделей; индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание.
При постановке целей и задач самостоятельной работы учитывать следующие дидактические требования:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать напряжённо.
3. На первых порах нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приёмов работы с учителем, сопровождаемый чёткими объяснениями, записями на доске.
4. Самостоятельная работа не допускает действия по готовым решениям и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.
5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы должны вызывать интерес у учащихся.
6. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями, навыками различным учащимся требуется разное время.
7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс.
8. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.
Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает. В высший момент творчества этот человек поглощен полностью предметом труда.
Если однажды учитель сумел пробудить в ребенке такое состояние, не сможет забыть этого маленький человек, потому что самостоятельный труд - наивысшая радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.