Роль семейного воспитания в развитии детей.
Сулейменова М.Е., преподаватель спецдисциплин
Учреждение «Костанайский гуманитарный колледж»
г.Костанай
"Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому".
Себастьян Брандт
В последние годы в Республике Казахстан особое внимание уделяется проблемам семьи в аспекте ее влияния на развитие подрастающего поколения, что отражено в государственной семейной политике [1].
Сегодня трудно переоценить роль семьи в жизни каждого человека и государства в целом, поскольку семья производит главное общественное богатство – человека. Семья является основой всего человеческого и основой общественного развития. Сколько было неутешительных прогнозов, непродуманных планов и экспериментов, удручающих фактов по поводу развития семьи и вот теперь наука и практика вернулись к началу, поняв, что без наведения порядка в каждой конкретной семье, без внимания к семейным заботам и радостям не будет порядка как в нашем общем доме-государстве, так и в жизни каждого человека.
Ежегодно в Казахстане заключается 170 тысяч браков. В среднем в каждой семье воспитывается по два ребенка и с 2011 года наметилась устойчивая тенденция к увеличению рождаемости. Но, к сожалению, параллельно увеличивается количество разводов, количество неполных семей, в которых дети воспитываются одним из родителей, растет социальное сиротство. Статистика свидетельствует о том, что количество разводов в Казахстане достигло рекордных значений за последние шесть лет. Эта тенденция характерна и для многих других стран.
На сегодняшний день распад семьи является острой проблемой не только современного общества в целом, но и психолого-педагогической науки, в частности. Статистика показывает, что в последнее время численность детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях, резко увеличилась. Психологами доказано, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка и условий воспитания ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, одинокие, в большинстве случаев матери, не всегда в состоянии одновременно реализовывать материнскую и отцовскую функции. Очевидно, что невозможно заменить воспитательную роль одного из родителей другим родителем, что негативно сказывается на формировании личности детей.
В структуре каждой семьи психологи выделяют, как минимум, три вида отношений: первый-это супружеские отношения, то есть отношения между мужем и женой, отцом и матерью; второй - детско-родительские отношения; третьи вид составляют родственные отношения. Постигая особенности этих отношении, ребенок усваивает нормы социального поведения и взаимодействия [2].
Для полноценного развития личности ребенка необходима гармоничность всех видов отношений при определяющей роли отношений между родителями, поскольку родители являются для детей главными агентами социальных норм и правил жизнедеятельности. Взаимоотношения родителей, их преданность друг другу, их отношение к слову, к мысли и чувствам, к взглядам, к едва заметному оттенку настроения, их готовность к взаимной помощи и поддержке, духовное единство и щедрость, доверие и взаимное уважение раскрывают ребенку полноту картины мира, обеспечивая его душевное спокойствие и равновесие. Если этого нет, то создаются неблагоприятные условия для психического развития личности ребенка.
Отношения между отцом и матерью оказывают большое влияние и на характер детско-родительских отношений, определяя стиль отношений к ребенку. В психолого-педагогической науке выделяют три основных стиля детско-родительских отношений: попустительский, авторитарный и демократический (Г.И.Захарова, А.А..Шведовская, Т.Л.Крюкова, О.А.Карабанова). Первый из них характеризуется вседозволенностью и безразличием родителей по отношению к детям; второй - жесткой авторитарностью, безапелляционностью, диктатом по отношению к детям; третий - предполагает сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений. Наиболее благоприятным для формирования полноценной личности ребенка является демократический стиль, поскольку он стимулирует активность детей, так необходимую для их развития и которая должна проявляется как можно раньше. Естественно, что еѐ содержание и формы в каждой возрастной период развития ребенка должны быть различными. Характер детско-родительских отношений в семье определяет особенности воспитания детей и формирования их личности [3].
Психологии выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:
1.Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Посредством внутрисемейного общения ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. Семья оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни ребенка. По силе своего воспитательного воздействия семья несравнима ни с какими другими социальными институтами.
2.Систематическое воспитательное воздействие семьи на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Формируется своеобразное семейное кредо, исходя из которого каждый член семьи точно знает, что будет делать его семья в конкретных ситуациях и от чего его семья воздержится. Исходя из семейного кредо, семья предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитательное влияние семьи на еѐ членов со временем принимает различные формы, но не покидает человека на протяжении всей его жизни.
3.Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их к самовоспитанию. Чтобы стать хорошими воспитателями для своих детей, родителям необходимо постоянно самосовершенствоваться, заниматься самовоспитанием. Как отмечают Е.И.Артамонова, В.М.Целуйко, А.Я.Варга даже если родители этого не хотят, ребенок неизбежно социализирует окружающих его близких: пытаясь сконструировать удобный и приятный для себя мир, расширяет социальный мир родителей и их кругозор [4].
Поскольку семья – это системное образование, между воспитательными
функциями семьи существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, следовательно, какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении других функций.
Социально - экономические изменения, происходящие в обществе, также вносят изменения в характер семейных отношении и особенности семейного воспитания. Кроме того, как отмечают А.Я.Варга, Э.Г.Эйдемиллер функции семьи постоянно меняются в зависимости от периода становления и развития семьи. В целом, все приобретенное детьми в родительской семье в детские годы влияет на всю последующую жизнь человека [5].
Семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором воспитания детей. Очень важно, чтобы семья являла собой высшие духовно-нравственные ценности, такие как человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость. Только в этом случае у детей формируется духовно-нравственный иммунитет. Если ребенок в раннем детстве проходит школу доброты, школу подлинно человеческих отношений - а этой школой может быть только благополучная семья - то развивается гармоничная, полноценная личность, при этом большую роль играет только наглядный пример родительской семьи.
Гармоничное семейное воспитание - это единственный естественный и органичный путь полноценного развития ребенка, все остальные варианты могут рассматриваться как дополнительные или компенсаторные.
Литература:
Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана. "Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее". - 17 января 2014
Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М., 2009
Целуйко В.М. Психология семьи. - М., 2004
Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. - Нижний Новгород, 2000
Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. –С-Пб., 2004
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.