«Роль семьи в формировании личности ребёнка»
(Родительское собрание)
Автор: Братерская Надежда Александровна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, воспитатель КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель:
- выявление особенностей взаимоотношений между родителями детьми.
Задачи:
- воспитывать детей для будущего;
- сотрудничать с детьми.
Оборудование: ручки, чистые листы. тест.
Ход собрания.
1. Информационная часть.
Воспитатель. Уважаемые родители! Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о роли семьи и школы в их воспитании. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. Семья играет главную роль в процессе формирования личности. В ней ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. Каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь разнообразна. Не бывает семьи без трудностей, без проблем.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Семья и школа –это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить социально зрелую, творческую, высоконравственную, культурную, полноценную личность, необходимо, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своими знаниями, опытом, добротой. Взаимоотношения школы и семьи важны не только в первые годы пребывания ребёнка в школе. Актуальными они становятся и в старшем возрасте. Именно в школе у ребёнка появляется шанс ля самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой и просветительские, и учебные, и воспитательные задачи. Она может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но школа не сможет никогда конкурировать с семьёй. Именно семья является главным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания. Главные из них – это неумение хвалить и поддерживать своих детей, отсутствие любви.
Самое главное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)». Есть много разновидностей этой уродливой любви: любовь откупа, любовь деспотическая, любовь умиления. Хочу обратить ваше внимание на мини-анкету.
2. Практическая часть. Анкетирование.
Вопросы мини-анкеты для родителей.
1. Каким, по –вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
2. С каким лицом чаще всего ваш ребёнок общается с вами?
3. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
Воспитатель. Вернёмся к недостаткам, которые встречаются в воспитании.
Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно много внимания детям, то их окружает атмосфера пустоты духовной и убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам не знакомы такие чувства как милосердие, сострадание, ласка.
Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребёнок, выросший в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «надо», «нельзя», «можно». Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, потребности, духовный мир. У него складывается убеждение в том, что он приносит радость и счастье родителям и людям тем, что он просто живёт на свете.
Третья разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. У ребёнка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестаёт верить в человека и человечность. В атмосфере мелочных придирок, самодурства, постоянных упрёков маленький человек ожесточается. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваша дочь или ваш сын – такой же человек, как и вы. Его душа протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола
3. Заключительное слово.
Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не предаётся большого значения. Уважаемые родители, ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего ребёнка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, то есть взглянуть на ситуацию его глазами. С помощью родителей у ребёнка закладывается представления о том, какой должна быть семья. Зачастую семья, в которой вырос ребёнок, становится моделью его будущей семьи. Наши поступки не всегда соответствуют тому. О чём мы говорим. Дети видят наши провалы, срывы, падения, как бы мы ни старались скрыть это. Дети – наши постоянные свидетели.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб.
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Подведение итогов.
4. Выводы:
1. Не применять к детям физических мер воздействия.
2. Не скупиться на сочувствие, ласку, внимание.
3. Строить взаимоотношения с детьми на основе взаимопонимания, сотрудничества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.