Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.6

Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.6
docx
04.01.2020
Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья.docx

Попова Елена Викторовна.

МБДОУ «Детский сад «Звездочка». г. Абакан

Воспитатель группы компенсирующей направленности

Адрес электронной почты: vospitatelgkn@mail.ru

Контактный телефон: 8-913-549-30-99

Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: социальная адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, психологическая помощь родителям, работа с семьей, правильное отношение к дефекту.

Аннотация. Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Мера родительской ответственности за воспитание и образование ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка. Система психологической помощи родителям. Методы привлечения родителей к сотрудничеству (из опыта работы). Вывод.

Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья возникла не сегодня, но по мере изменения отношения  общества к таким людям, она становится все  более актуальна. И решить эту проблему только силами педагогов образовательных учреждений и учреждений здравоохранения невозможно. Необходимо вовлечь в этот процесс самых близких для ребенка людей – членов его семьи. Тем более, что в «Законе об образовании» (статья 52 пункт 5) прописано, что именно родители несут полную ответственность за воспитание и получение ребенком общего образования. Я не буду говорить о том, как огромна роль  семьи в воспитании и развитии любого ребёнка. А для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенно в младенчестве, его близкие зачастую оказываются единственными людьми, с которыми он общается. А значит, именно от них зависит то, как в дальнейшем будет развиваться ребенок, какие качества характера будут доминирующими и насколько в конечном итоге он будет успешно социализирован в общество.

На мой взгляд, у нас очень плохо развита система психологической помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями здоровья именно на ранней (так важной для дальнейшего развития) стадии. Помощь эту они должны получать непосредственно после того, как им сообщают диагноз и его последствия. Это очень важный момент в жизни родителей, так как появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья чаще всего меняет систему внутрисемейных взаимоотношений, круг ролей и обязанностей, происходит пересмотр ценностей и мотивационных установок. И поскольку основная нагрузка ложится на плечи матери, именно ее жизнь меняется кардинально (роль отца чаще всего остается прежней – материальное обеспечение семьи), это может привести к снижению самооценки, психологического тонуса вплоть до депрессии, что в конечном итоге, негативно скажется на ребенке. Неадекватное восприятие нарушений ребенка, отсутствие взаимной поддержки и понимания часто становятся причиной разводов, а для ребенка грозят значительными проблемами для его социализации.

«Только в семьях, в которых налажены конструктивные родительско-детские взаимоотношения, происходящая трансформация ценностных ориентаций и установок будет иметь положительный эффект  – способствовать преодолению существующих проблем и эффективной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.» [1,  613]

 Психолог должен помочь родителям пройти все стадии психологической реабилитации от неприятия ситуации, упоения чувством жалости к себе и ребенку до полного принятия ребенка таким, какой он есть и формирования активной жизненной позиции. Родители, которые стесняются своего ребенка, не в состоянии социализировать его в общество, воспитать  полноправным гражданином. Психолог призван научить родителей правильно общаться с ребенком, грамотно определить круг его возможностей, из чего будут вытекать те требования, которые ребенок в состоянии выполнить.

Но на практике, к сожалению,  и родители, и ребенок, получают поддержку и психолого-педагогическую помощь тогда, когда ребенок попадает в детский сад. Это конечно усложняет работу, как психолога дошкольного учреждения, так и воспитателей. В рамках осуществляемого в настоящее время инклюзивного образования, воспитателю приходится работать не только с родителями ребенка с ОВЗ, но и, в первую очередь, с родителями остальных детей группы. Когда к нам в группу поступила девочка с расстройством аутистического спектра, и в первый же день стали поступать жалобы от возмущенных родителей, я провела ряд индивидуальных бесед по разъяснению ситуации, приходилось объяснять, что ребенок ведет себя так не по причине ненадлежащего воспитания. Конечно, одновременно проводилась и воспитательная работа с детьми. В конечном итоге, родители согласились с тем, что присутствие особенного ребенка в группе, благотворно сказывается и на социализации их собственного ребенка.

 Я думаю, что любой воспитатель согласится с тем, что воспитание начинается с работы с семьей. А родителей детей с ограниченными возможностями здоровья нам просто необходимо вовлечь и в работу по коррекции нарушений. Именно родители могут, как преумножить все наши старания и начинания, так и свести их к нулю. По своему опыту работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, могу сказать, что успешно исправить недостатки речевого развития, а так же особенностей психических процессов (проблему произвольности), удается именно тогда, когда родители не занимают позицию сторонних наблюдателей, а активно включаются в процесс коррекционной и воспитательной работы, выполняя все советы и рекомендации воспитателей, логопеда и психолога.

Существует много форм и методов работы по привлечению родителей к деятельности образовательного учреждения, которое посещает ребёнок. Из опыта своей работы хочу отметить, что наиболее эффективными методами являются:

- индивидуальные консультации, при этом начинаю беседу с родителями непременно с достижений ребёнка, и только потом, в ходе разговора, озвучиваю проблему.

- совместные творческие дела (участие родителей в образовательных проектах, выставках, конкурсах и т.д.)

- проведение совместных мероприятий, в которых родители являются полноправными участниками (утренники, досуги, посещение выставок, участие родителей в совместной деятельности детей – мастер-классы, игры и т.д.)

Когда набираю новую группу детей, я провожу анкетирование, чтобы выяснить, какие проблемы наиболее актуальны в данный момент, выявить потребности и возможности каждого. Это позволяет составить реальный план работы с родителями и наиболее полно включить их в воспитательный и образовательный процесс, установить партнерские отношения с семьями воспитанников и создать атмосферу взаимоподдержки.

В коррекционной педагогике одной из важнейших задач является формирование правильного отношения к дефекту: с одной стороны необходимо избежать комплекса неполноценности, с другой - не сформировать иждивенческую позицию. Я считаю, что сначала правильное отношение к дефекту своего ребенка необходимо сформировать у родителей, тогда в процессе воспитания, у ребенка оно сформируется автоматически, и он будет осознавать, что является полноправным членом общества, у которого есть как права, так и обязанности. И то, насколько полноценной и насыщенной будет его жизнь, зависит не столько от мнения окружающих, сколько от него самого. Я всегда стараюсь показать родителям, что круг возможностей их ребенка гораздо шире. Особенно ярко это можно продемонстрировать на открытых мероприятиях (концерты, утренники), приглашение родителей в группу в течение дня.

Таким образом, для того чтобы, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, успешно социализировался в общество, смог стать полноправным гражданином с активной жизненной позицией, необходима совместная работа специалистов в области образования, здравоохранения и  родителей. Только совместными усилиями мы сможем решить эту задачу в полной мере и изменить, как отношение общества к людям с особенностями, так и отношение этих людей к жизни.

Список литературы.

1.      Кожанова Т.М. «Трансформация ценностных ориентаций и мотивационных установок в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»  Журнал «Фундаментальные исследования» 2014г. № 11 ч.3 с.612-615

 

 

Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2020