Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида
Семинар-практикум для родителей
«Роль семьи в воспитании духовно–нравственной личности дошкольника»
Составитель: Мусина О.В.
Г. Инта
2024 г.
Семинар-практикум для родителей
«Роль семьи в воспитании духовно–нравственной личности дошкольника»
Тема: Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка.
Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье.
Задачи:
1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста;
2. способствовать сплочению родительского коллектива;
3. способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.
Участники: родительский коллектив, воспитатели группы, социальный педагог.
Оборудование: собрание проводится в просторном помещении (музыкальный зал); столы расставляются для работы в микрогруппах; магнитная доска и оформление к ней; маркеры, бумага, клей-карандаш (по количеству групп); изображение ладони и набор опорных слов к ним (по количеству групп).
Ход собрания:
1.Организационный этап.
Воспитатели встречают родителей, предлагают занять место за одним из столов. Организуется деление на группы по цветным жетонам.
2. Актуальность темы собрания
Вступительное слово воспитателя
Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало большое количество людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Старушка что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Детям было любопытно посмотреть, что делает старушка, но родители велели им держаться от нее подальше. Старушка улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.
И только когда старушка умерла, люди узнали, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которым дети могли поранить ноги…
Это не легенда, это реальная история из нашей жизни.
Сегодня мы будем рассуждать о семейных ценностях, о нравственных качествах, которыми стремимся наделить детей, о роли семьи в формировании у ребенка духовно-нравственных качеств, о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца. Ведь сколько таких людей, как старушка, живут рядом с нами, дарят нам тепло и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.
Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи и образовательного учреждения в воспитании духовно-нравственной личности ребёнка.
Обсуждать данную проблему мы будем в форме World Café (Мировое Кафе) – это технология организации дискуссии в малых группах в непринужденной обстановке.
Этикет Кафе
«Не распыляйтесь» – Фокусируйтесь на самом важном.
«Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления.
Говорите без задних мыслей и от всего сердца.
Слушайте, чтобы понимать.
Связывайте и соединяйте идеи.
Слушайте всех, слушайте все вместе.
Играйте – не сидите стороннем зрителем.
Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
Получайте удовольствие!
3. Работа в микрогруппах.
3.1. Задание «Мозговой штурм».
- Уважаемые родители, обсудите в группе понятие «духовно-нравственные ценности» и дайте ему определение (на магнитной доске закрепляется табличка с надписью «ценности»).
На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.
Вывод: Духовно-нравственные ценности это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
3.2. Задание «Проблемные вопросы».
- Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности матери»? В чём состоят различия между этими понятиями?
Представители от каждой группы родителей высказываются по данным вопросам.
Вывод: Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца. Чем выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны взаимоотношения в семье, тем больше единства во взглядах на воспитание детей.
- В чём состоит различие понятий «ценности» и «ценностные ориентации»? (на магнитной доске выставляется табличка с надписью «ценностные ориентации») После обсуждения в группах, совместно с родителями формулируется вывод.
Вывод: Ценностные ориентации – это усвоенные ценности, исповедуемые членами семьи. Это то, что пережито, на чём базируется жизнь семьи, является её основой.
4. Решение проблемной ситуации.
- Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка?
Обсуждение в группах (3 минуты). Выслушиваются и обсуждаются предложения родителей.
Вывод: Формирование нравственных ценностей происходит ежедневно, незаметно. Это образ жизни семьи, это личный опыт ребёнка, на котором основывается его дальнейшее нравственное развитие. Самое сложное для родителей в воспитании ребёнка – это воспитание себя.
5. Минилекция «Этапы формирования нравственных ценностей».
На магнитной доске представлен график, который иллюстрирует периоды формирования и развития нравственных ценностей личности в соответствии с возрастом.
0 – 5 лет. При ответственном родительстве, при тесном и постоянном контакте ребёнка с матерью идёт нарастание количества и качества ценностей, усвоенных ребёнком.
6 – 9 лет. Ребёнок расширяет границы своего «Я», спорит, противоречит, у него появляются дополнительные авторитеты (учитель, друзья…). На данном этапе необходимо согласованное взаимодействие родителей и педагогов по формированию нравственных ценностей ребёнка. При «перекладывании» ответственности за воспитание ребёнка с семьи на ОУ, при формальном отношении к своим родительским обязанностям не происходит качественного и количественного изменения в развитии нравственных качеств ребёнка, формируется непонимание между родителями и детьми.
10 – 16 лет. Наблюдается снижение динамики формирования нравственных ценностей. В соответствии с психофизиологическими особенностями возраста, происходит частичное или полное «обесценивание» родительских нравственных установок. Наблюдается поиск и «приобретение» новых нравственных ценностей (сверстники, кумиры…). В этот период возможна потеря взаимодействия родителей, педагогов с подростками.
17 – 23 года. Рост внимания личности к ценностным ориентациям, профессиональный поиск, поиск смысла жизни и своего места в ней.
Вывод: Важно избегать разрывов в процессе формирования нравственных ценностей. Ребёнку необходимо постоянное родительское внимание и доверительные отношения со значимыми взрослыми.
6. Практикум.
Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».
- Перечислите 5 методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?
В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).
Группам родителей раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов - методов воспитания.
- Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Выделите наиболее действенный метод.
С помощью клея опорные слова (убеждение, поощрение, упражнение, личный пример, принуждение) закрепляются на «ладони». Модели помещаются на магнитную доску. Представители групп презентуют свою модель.
В качестве эталона рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук И. А. Липским. Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» - безымянный палец и «личного примера» - указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» - мизинец.
7. Дополнительные задания.
- Запишите 10 способов убеждения.
- Запишите 20 способов поощрения ребёнка и т.д.
Задания ограничиваются по времени. Результаты обсуждаются.
8. Подведение итога.
Родители и педагоги, при условии сотрудничества и взаимодействия, имеют практическую стратегию формирования нравственных ценностей у детей. Дошкольный и младший школьный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность человеческой жизни и важность нравственности.
Мы желаем, чтобы в Вашей семье всё было «Вот так!» • (т.е. воспитательное воздействие на детей основывалось на поощрении).
Литература:
Курбатов А. Воспитание духовно – нравственного здоровья. – М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.
Липский И.А. Социальная педагогика. – М.: Сфера, 2004.- 320 с.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogicsПоваров К.С., Жудро Е.А. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. – М.: «Общее дело», 2006. – 82 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.