КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ «ПОМОЖЕМ ЛУНОТЯТАМ»
Цель: Формирование связной монологической речи с использованием приемов мнемотехники. Задачи: Образовательная область: «Речевое развитие» 1. Формировать навыки связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде мнемоквадратов, отображающих последовательность событий; 2. Развивать умение коллективного речевого взаимодействия при выполнении игровых заданий (распределение обязанностей, согласованность действий, отчет о выполнении поручений); 3. Развитие доказательной речи, через использование союза потому, что. Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» 1. Формировать умение на основе анализа поступков персонажей, высказывать свое эмоциональное отношение к ним. Образовательная область: «Познавательное развитие» 1. Развивать умение детей кодировать текст и преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) на материале произведений Н.Н. Носова. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» 1. Развивать коммуникативные навыки, умение общаться со сверстниками, развивая дружеские взаимоотношения. Оборудование: Мультимедийное оборудование, 4 коробки с предметами (голубая, зеленая, желтая, красная), бассейн с фасолью, фишки (голубые, зеленые, желтые, красные), текст с разноцветными кляксами на формате А4, карандаши, мнемоквадраты по сюжету рассказа Н.Н. Носова «Горка», большая капсула. Словарная работа: Чернила, кинолента, капсула. Предварительная работа: Знакомство с биографией Н.Н. Носова; чтение рассказов Н. Носова: «На горке», «Заплатка», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа», Затейники»; беседы и викторины по прочитанным рассказам; рассматривание иллюстраций к рассказам; д\и: «Разрезные картинки по рассказам»; Д\и: «Закончи предложение»; чтение сказки «Приключение Незнайки и его друзей»; просмотр мультфильма: «Незнайка на луне». Ход организованной образовательной деятельности: Организационный момент К детям приходит Незнайка Незнайка: Здравствуйте ребята, вы меня узнали (Опираюсь на предварительную работу с детьми), я недавно летал на Луну и познакомился с жителями «лунотятами». Они очень хорошие ребята, знают про нашу планету Земля, и читают много книг. А еще «лунотята» любят произведения Н.Н. Носова. Но есть рассказ, с которым они очень хотят познакомиться. А вот какой? Я забыл. Поможете мне вспомнить название и отправить капсулу с рассказом «лунотятам»? Незнайка: Поспешим отправиться на поиски рассказа. В дружный круг вижу я, встали все мои друзья. Улыбнёмся, подмигнём, рассказ для «лунотят» найдём. Основная часть Задание 1: «Отгадай рассказ и найди лишний предмет» Незнайка: Вот коробочки с предметами из разных рассказов Н.Н. Носова, а из каких я уже и не помню. Да ещё и одну коробку рассыпал случайно, теперь в каждом рассказе лишний предмет. Найдите, пожалуйста, лишний предмет и определите, что это за рассказ, а чтобы я запомнил названия рассказов, на коробке схематически нарисуйте его название. Может среди них найдется рассказ, который так ждут «лунотята». Давайте разделимся на группы, для этого достаньте из бассейна с фасолью одну фишку, и пройдите к коробке такого же цвета как у вас фишка. (На коробке отмечен цвет) Если вы всё сделаете правильно, на экране появится обложка книги, которую вы назвали. (Дети работают в подгруппах обсуждая предметы, находят лишний предмет. Решают, как схематически изобразить название рассказа на коробке. Поддерживаю самостоятельность и активность детей. Затем дети называют рассказ и объясняют Незнайке, как предметы связаны с рассказом) 1. коробка: гвоздь, нитки, лоскуток ткани, (песок) - рассказ «Заплатка»; 2. коробка: кастрюля, чайник, ложка, (коньки) – рассказ «Мишкина каша»; 3. коробка: шляпа, картофель, котенок, (снежинки) - рассказ «Живая шляпа»; 4. коробка: книга «Три поросенка», стол, одеяло, (лопатка) - «Затейники». Незнайка: Вот это да, как вы хорошо названия рассказов нарисовали, теперь я их точно запомню! И даже все лишние предметы нашли. Из какого же они рассказа? (Рассказ «На горке») Верно! Вспомнил! Именно с этим рассказом «лунотята» хотели познакомиться. Сложим эти предметы в капсулу. Задание 2 «Нарисуй слова» Незнайка: Ой, а тут у меня есть страничка из книги «На горке», которую я нечаянно заляпал чернилами. Как же нам восстановить слова, писать то мы ещё не умеем, как же быть? (нарисовать слова с помощью схем или рисунков. Поддерживаю детскую инициативность в выборе способа изображения слов). Давайте нарисуем и посмотрим, что у нас получится. Незнайка читает текст на экране, вместо некоторых слов кляксы. Незнайка выясняет у детей какое слово пропущено, затем каждый ребенок индивидуально зарисовывает слово в кляксе своего текста. Для того чтобы детям было легче ориентироваться текст разноцветный. Детям, которые затрудняются самостоятельно изобразить слово, предлагаю готовые схемы на выбор. Целый день ребята трудились ─ строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать. Текст зачитывается повторно, дети с помощью схем по очереди называют вставленное слово. Незнайка: Замечательно у вас получилось! Все слова нарисовали и восстановили начало рассказа. Эти страницы помещаем тоже в капсулу. Интересно, а что же там было дальше… Задание 3 «Кинолента» Незнайка: Я же совсем забыл, мой друг Тюбик нарисовал картинки к этому рассказу, чтобы создать фильм, а я непоседа их перепутал. Что теперь делать… Не знаю! (Дети предлагают разложить схемы по порядку) Незнайка: Здорово вы придумали! Скорее. Друг за другом мы пойдём И фильм для «лунотят» спасём. Всё разложим по порядку И приклеим аккуратно. Дети раскладывают и приклеивают схемы по порядку на нарисованную пленку. Незнайка: Ребята, вы отлично справились, настоящая кинопленка получилась. Чтобы получился фильм кинопленку надо проявить. Ну, а пока наша кинолента проявляется, я научу вас играть в интересную игру! Задание 4 «Вот на кубике герой, расскажите он какой?» Незнайка: Посмотрите, что изображено на гранях кубика? (смайлики изображающие эмоции). Незнайка: Верно! Мы будем бросать кубик и говорить: «Вот на кубике герой, расскажите он какой?» Если выпадает грань кубика – с улыбающимся смайликом, то нужно назвать персонажа, который совершил хороший поступок и рассказать какой. Примерные ответы: - «Ребята, потому что они целый день дружно трудились. Сгребали лопатами снег, сваливали его под стенку сарая в кучу и построили снежную горку во дворе». - «Котька, потому что он исправился. Ему так работать понравилось, что он еще сбоку горки лопатой ступеньки сделал. Чтобы всем было легко взбираться». Смеющийся смайлик - назвать персонажа, который вас рассмешил и рассказать, чем именно. Примерные ответы: -«Котька, потому что он смешно пытался скатиться с горки. Оттолкнулся ногой и бух носом! Коньки-то по песку не едут! Он лежал на животе и говорил, как же теперь по песку кататься. А потом полез вниз на четвереньках». Сердитый смайлик - назвать персонажа, который совершил плохой поступок и рассказать какой. Примерные ответы: - «Котька Чижов из шестой квартиры, потому что он обманывал ребят и ленился строить горку. Когда его ребята звали горку строить, он только руками за окном разводил, да головой мотал, как будто ему нельзя выходить на улицу.» - «Котька, потому что он брал песок из ящика без разрешения и посыпал горку». - «Котька, потому что испортил горку, он посыпал её песком так, как она была скользкая, и он не мог на нее взобраться. Но он не хотел её испортить и навредить ребятам, он просто не подумал о последствиях». (Дети бросают кубик и называют персонажей из рассказа «На горке», характеризуя их поступки.) Незнайка: Как вы думаете «лунотят» заинтересует такая игра с кубиком? Тогда кубик кладём тоже в капсулу. Задание 5 «Озвучь фильм» Ребята, кинолента готова! В кинозал с вами пойдем Улыбнёмся, подмигнём, И кино смотреть начнём. На экране появляются слайды со схемами. Незнайка: Ребята, что-то у нашего фильма нет звука, а без звука смотреть совсем не интересно. Вот если бы наш фильм кто-то мог озвучить… (Дети предлагают свою помощь) Это хорошая идея, я уверен, что у вас всё получится! Начинаем. (Дети пересказывают рассказ «На горке», озвучивая фильм) Итог: Незнайка: Какой замечательный фильм получился! Какие вы умные и дружные ребята, нашли выход из сложной ситуации. Вы помогли мне вспомнить название рассказа «На горке» и «лунотята» смогут познакомиться с этим замечательным произведением. Сворачиваем пленку и помещаем в капсулу. А что вам было сегодня сложно сделать, чтобы наполнить капсулу? С каким заданием вы справились легко? (Ответы детей) Но прежде чем отправить нашу капсулу «лунотятам» давайте узнаем, может в нашем детском саду не все еще знакомы с рассказом Н.Н. Носова «На горке». Содержимое капсулы поможет нам сначала познакомить других детей с рассказом, а потом мы отправим ее на Луну. Спасибо вам за помощь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.