Роль современных образовательных технологий в повышении мотивации школьников к обучению
Оценка 4.8

Роль современных образовательных технологий в повышении мотивации школьников к обучению

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
другое
СCУЗ, ВУЗ
22.06.2020
Роль современных образовательных технологий в повышении мотивации школьников к обучению
Статья Роль современных образовательных технологий в повышении мотивации школьников к обучению.docx

G. M. Luzina

MAOU "Educational center №1", Chelyabinsk, Russia

 

The role of modern educational technologies in increasing the motivation of younger students to learn

 

Modernization of the learning process steadily leads each teacher to understand that it is necessary to look for such pedagogical technologies that would be able to interest students and motivate them to study the subject. The formation of positive motivation is the key to success in learning.

Learning motivation is a process that directs and supports efforts to perform learning activities. Pedagogical technology – designing of the educational process based on the use of a set of methods, techniques and forms of organization of training and educational activities that increase the effectiveness of training, the use of which has a clearly defined result.

«…учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» [3, 231].Это слова великого педагога — Константина Дмитриевича Ушинского. Актуальны ли они в наши дни? Безусловно! В современной школе остро стоит проблема повышения эффективности обучения. Часто мы слышим: «он не хочет учиться», «мог бы учиться хорошо, но нет желания». В таких случаях мы сталкиваемся с отсутствием у школьника положительной мотивации к обучению. Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит из мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. [5, 44].

От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь. Не стоит забывать, что, согласно современным исследованиям, результаты деятельности человека лишь на 20 % зависят от врождённого интеллекта, а на 70–80 % — от мотивации.Учебная мотивация состоит из следующих составляющих:положительный настрой обучающегося, ясная цель, к которой нужно стремиться, мотивы достижения цели, положительная реакция на неудачу, настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели). Положительный настрой для выполнения заданий можно создать путём неформальной обстановки на занятии:переставить парты необычным образом, поделить детей на группы, превратить обычный стандартный урок в увлекательную игру, но не забывая об обучающей цели занятия.

Одной из важных составляющих мотивации также является «реакция на неудачу». Когда у ребенка что-то не получается, не в коем случае нельзя его ругать, нужно подтолкнуть и направить его к тому, чтобы он сам попытался найти выход из сложившейся ситуации и обязательно похвалить, если ему это удалось. Если учитель просто откажет ребёнку, не подтолкнёт его к решению проблемной ситуации, то подобное действие приведёт ученика к нежеланию учиться, положительная мотивация будет утеряна. Что же делать учителю, если ребёнок не желает учиться? Однообразная и длительная работа быстро их утомляет, пропадает желание. Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение следующих форм уроков: урок игра, урок-путешествие, урок-сказка и др.

Одной из главных задач современных технологий является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения.

Еёактуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и «зазубрят», а то, что открыли сами и выразили по-своему.

Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения. Приведу пример использования этой технологии на уроке математики.

Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

2. Информационно-коммуникативные технологиина уроках,во внеурочной и внеклассной деятельности.

Многие уроки провожу сиспользованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир, русский язык, литературное чтение.Для примера взяла несколько слайдов из  презентации на закрепление темы.Урок русского языка тема «Звуки и буквы».Презентация хороша тем,что здесь можно дать задание с пропуском букв, один ученик работал у доски,остальные записывали в тетрадь.

Разнообразие форм работы на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъём, повышает интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость детей.

3. Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его принять.Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения.

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Приведу пример:

Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.

САМО
БУК
ФУТ

БОЛ
ВА
КАТ

КАП
КОН
ВА

КАН
ТА
ФЕТА

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении.

4. Здоровьесберегающие технологии.

В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой задачу: как сделать урок здоровьесберегающим? На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием.

Литературное чтение.Например:«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.Если вода прозрачная, красивая, она чистая?Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

5. «Портфолио» как образовательная технология

В настоящее время большую популярность приобретает образовательнаятехнология «Портфолио».Она имеет право на существование и в начальной школе, как средство мотивации личностного развития младшего школьника.  Использование технологии «Портфолио», позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но о творческих и коммуникативных достижениях.

«Портфолио» моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.

1 часть. Учебная деятельность.Включает в себя:результаты обучения  ученика по четвертям и за год.2 часть. Участие в делах класса и школы.Включает в себя:результаты творческой деятельности учащихся в разных областях, спортивные достижения учащихся,оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.

 Развивать положительную мотивацию к обучению следует и во внеурочной деятельности. На занятиях внеурочной деятельности нельзя использовать те же методы, приёмы, подходы, которые применяются при изучении основных предметов. Внеурочная деятельность — это деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности [4].

Для младших школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок; это понимание реального мира, это поиск себя в новой деятельности.

 В заключении хочется сказать, ребёнок приходит в школу с большим желанием учиться. Если он потеряет интерес к учёбе, в этом виноват не только ребёнок и его семья, но и школа, и ее методы обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе — завтрашний успех в жизни! Главной задачей начального общего образования — помочь пробудить в каждом ребёнке заложенные природные задатки, найти самого себя и стать личностью. Инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современными своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!»

 

Литература:

1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться / Ю. П. Азаров. – М.: «Политиздат».– 1989.–234 с.

2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А. С. Белкин. – М.: «Просвещение». – 1991. – 188 с.

3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский –М.: АПН, 1945. –566 с.

4. Федеральный государственный стандарт НОО (от 9октября 2009 г. Приказ № 373). Изменения от 26 ноября 2010 г.

5. Ширинкина О. А. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников // Начальная школа.– № 7. С. 44

 


 

G. M. Luzina MAOU "Educational center №1",

G. M. Luzina MAOU "Educational center №1",

Положительный настрой для выполнения заданий можно создать путём неформальной обстановки на занятии:переставить парты необычным образом, поделить детей на группы, превратить обычный стандартный урок в увлекательную…

Положительный настрой для выполнения заданий можно создать путём неформальной обстановки на занятии:переставить парты необычным образом, поделить детей на группы, превратить обычный стандартный урок в увлекательную…

Еёактуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке

Еёактуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке

Многие уроки провожу сиспользованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир, русский язык, литературное чтение

Многие уроки провожу сиспользованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир, русский язык, литературное чтение

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Для младших школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок; это понимание реального мира, это поиск себя в новой…

Для младших школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок; это понимание реального мира, это поиск себя в новой…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020