"Роль средств выразительности в реализации авторского замысла на примере феерии "Алые паруса"
Оценка 4.9

"Роль средств выразительности в реализации авторского замысла на примере феерии "Алые паруса"

Оценка 4.9
docx
25.11.2023
"Роль средств выразительности в реализации авторского замысла на примере феерии "Алые паруса"
Роль средств выразительности в реализации авторского замысла на примере феерии Алые паруса.docx

Данная практическая работа имеет целью закрепить навык определять ведущее средство выразительности, на котором строится образность фрагмента или целого произведения, а также роль средств выразительности в реализации авторского замысла.

Перед выполнением работы рекомендуется напомнить учащимся, какие существуют виды сравнений и эпитетов.

 

Сравнение может быть прямым и косвенным, выраженным существительное в форме Тв.п.: свернуться клубочком, бессоюзным, выраженным составным именным сказуемым: мой дом - моя крепость; отрицательным: её глаза на звезды не похожи.

 

Эпитеты могут быть выражены не только прилагательными, но и причастиями, приложениями: ветер-бродяга; наречиями: горячо любить; числительными, употребленным в переносном смысле: второе дыхание.

 

Анализ средств выразительности:

1. Выпишите все средства выразительности, которые обнаружите в этом фрагменте.

2. Определите, какие это тропы или фигуры речи.

3. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас каждое из них, есть ли нечто общее в этих ассоциация? Какие образы возникают у вас в воображении помимо тех, которые связаны со словами в их прямом значении?

4. Исходя из ваших рассуждений сделайте вывод о роли средств выразительности в этом отрывке.

 

Посещение кухни было строго воспрещено Грэю, но раз открыв уже этот удивительный, полыхающий огнем очагов мир пара, копоти, шипения, клокотания кипящих жидкостей, стука ножей и вкусных запахов, мальчик усердно навещал огромное помещение. В суровом молчании, как жрецы, двигались повара; их белые колпаки на фоне почерневших стен придавали работе характер торжественного служения; веселые, толстые судомойки у бочек с водой мыли посуду, звеня фарфором и серебром; мальчики, сгибаясь под тяжестью, вносили корзины, полные рыб, устриц, раков и фруктов. Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры; там свиная туша с коротеньким хвостом и младенчески закрытыми глазами; там — репа, капуста, орехи, синий изюм, загорелые персики.

На кухне Грэй немного робел: ему казалось, что здесь всем двигают темные силы, власть которых есть главная пружина жизни замка; окрики звучали как команда и заклинание; движения работающих, благодаря долгому навыку, приобрели ту отчетливую, скупую точность, какая кажется вдохновением. Грэй не был еще так высок, чтобы взглянуть в самую большую кастрюлю, бурлившую подобно Везувию, но чувствовал к ней особенное почтение; он с трепетом смотрел, как ее ворочают две служанки; на плиту выплескивалась тогда дымная пена, и пар, поднимаясь с зашумевшей плиты, волнами наполнял кухню.

 А.Грин “Алые паруса”

 

Средства выразительности:

 

  1. Фигуры речи. Ряды однородных членов (мир пара, копоти, шипения, клокотания кипящих жидкостей, стука ножей и вкусных запахов; корзины, полные рыб, устриц, раков и фруктов; Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры; там — репа, капуста, орехи, синий изюм, загорелые персики).
  2. Тропы. Сравнительные конструкции: В суровом молчании, как жрецы, двигались повара; придавали работе характер торжественного служения; окрики звучали как команда и заклинание; ту отчетливую, скупую точность, какая кажется вдохновением; власть которых есть главная пружина жизни замка; кастрюлю, бурлившую подобно Везувию; пар, поднимаясь с зашумевшей плиты, волнами наполнял кухню).
  3. Эпитеты: скупую точность движений; темные силы; наречные - свиная туша с коротеньким хвостом и младенчески закрытыми глазами;

 

 

Ассоциации: торжественное служение, храмовые обряды, жертвоприношение, дым фимиама, каждение (воскурение фимиама, то есть сжигание в специальном сосуде — кадиле — смеси благовонных веществ (в основном смол) перед священными предметами и при совершении жертвоприношения богам).

 

Возможный вывод: фигуры речи в описании замковой кухни создают ощущение изобилия, тропы в этом фрагменте текста служат автору для дополнительного воздействия на воображение читателя с тем, чтобы передать восприятие всего, происходящего на кухне, маленьким мальчиком. Благодаря сравнениям и эпитетам мы понимаем, что ребёнок видит эту часть замка как языческий храм, что он воспринимает происходящее сквозь призму мистическое сознания.

 

Мистика - вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом якобы связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями).

 

Давайте сравним этот отрывок феерия А.Грина с отрывком из повести А.Куприна “Суламифь”.

 

Сегодня был седьмой день египетского месяца Фаменота, посвященный мистериям Озириса и Изиды. Торжественная процессия трижды обходила вокруг храма со светильниками, пальмовыми листами и амфорами, с таинственными символами богов...

Теперь надлежало совершиться второй части великого тайнодействия. В храме остались только посвященные в высшие степени.

Мальчики в белых одеждах разносили на серебряных подносах мясо, хлеб, сухие плоды и вино. Другие разливали из узкогорлых сосудов напиток, который обладал свойством порождать и поддерживать в людях огонь священного безумия.

Затем мальчики удалились. Жрец-привратник запер все двери. Два другие жреца провезли вдоль храма и вокруг каждой из его колонн серебряную кадильницу на колесах. Густым, ароматным фимиамом наполнился храм…

 

Вы можете видеть, что описание торжественной церемонии в храме напоминает картину, которая рисуется в воображении Артура Грэя. А также стоит отметить и некоторое сходство приёмов, используемых авторами: Куприн тоже прибегает к цепочкам  однородных членов. Но слов в переносном значении он в этом описании не использует, и храм его настоящий, и всё, что в нем происходит, совершается на самом деле.

 

Таким образом становится очевидно, что средства выразительности не только придают большей образности речи, но могут служить инструментом для реализации авторской идеи, создавая неявные, дополнительные смыслы.


 

Данная практическая работа имеет целью закрепить навык определять ведущее средство выразительности, на котором строится образность фрагмента или целого произведения, а также роль средств выразительности в…

Данная практическая работа имеет целью закрепить навык определять ведущее средство выразительности, на котором строится образность фрагмента или целого произведения, а также роль средств выразительности в…

Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры; там — репа, капуста, орехи, синий изюм, загорелые персики)

Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры; там — репа, капуста, орехи, синий изюм, загорелые персики)

Затем мальчики удалились. Жрец-привратник запер все двери

Затем мальчики удалились. Жрец-привратник запер все двери
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2023