«Роль тьютора регулярного класса в формировании навыка удержания внимания»
Дети с ЗПР и РАС часто характеризуется нарушением со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Они чрезвычайно подвижны: все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, несоответствующей требованиям конкретной обстановки. Часто им сложно сконцентрироваться, понять, чего от них хотят. Быстрое рассеивание внимания и отсутствие концентрации приводят к тому, что детям трудно, а порой и невозможно, работать и самостоятельно выполнять задания. В силу физических особенностей они не всегда успевают за одноклассниками, поэтому таким детям необходимо тьюторское сопровождение.
При организации обучения необходимо в каждой теме выделять базовый материал, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающимся необходимо предъявлять хорошо структурированный материал, тщательно отбирать и комбинировать методы и приёмы обучения, с обязательной сменой видов деятельности. Также во время учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка-инструкции и задания должны быть доступными для понимания ребенка.
Рассмотрим работу тьютора на конкретных примерах. За образец я взяла несколько обучающихся.
1. Таисия, 3 «А» (Заключение ПМПК: ЗПР вариант обучения 7.2)
Допустим, на уроке русского языка при выполнении задания (списать текст), Таисия много отвлекается вследствие рассеянного внимания, и из-за этого очень медленно пишет. Для преодоления этой проблемы я как тьютор говорю такие фразы: «Давай закончим строчку», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!». При этом я не говорю таких слов, которые бы носили негативной окраски для ребенка, это: «Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!». Если я вижу, что ребенок уже устает, я могу прервать выполнение задания, дать ей несколько простых инструкций, которые она умеет выполнять, например: «Похлопай!», «Встань». Затем возвращаю к выполнению исходного задания. Также важно не показывать внешне, что произошло что-то необычное, для этого я сохраняю спокойный тон голоса, ничего не говорю о её поведении. Благодаря таким действиям я формирую такие качества личности в ребенке как положительное отношение к себе и уверенность в своих силах.
2. Владимир, 3 «А» (Заключение ПМПК: РАС вариант обучения 8.2)
У Вовы часто наблюдаются аутостимуляции, и это тоже можно использовать в работе, так как аутостимуляция является фундаментом для развития произвольного внимания. Это становится возможным, если я как тьютор проговариваю (комментирую) все действия, совершаемые Вовой, включая аутостимуляцию. Через эти действия я преследую цель – сосредоточить внимание ребенка на совершаемых действиях и перевести их в разряд осознаваемых и произвольных, используя непроизвольное внимание. Иными словами, я стремлюсь вывести ребенка из аутостимуляции. Например, когда он смотрит в окно, я комментирую то, что происходит за ним; когда он разглядывает картинку в учебнике, я фиксирую наше с ним общее внимание на картинке, эмоционально комментируя то, что на ней изображено. Добившись этого с помощью приятной для ребенка сенсорной стимуляции и подходящего эмоционального комментария, я пытаюсь «растянуть» время совместного занятия. Например, на уроке изобразительного искусства, если мы рисуем не просто дом, а при этом приговариваем, что «в нем будешь жить ты со своими мамой и папой, у вас будет жить маленькая собака, и ей будет тепло и уютно в этом доме» и т.д., то данным образом я смогу добиться более длительного сосредоточения ребенка на занятии, осмысления им задания. Наличие сюжета способствует развитию внимания ребенка: ориентация на его интересы, эмоциональное обыгрывание деталей сюжета дает возможность совместной деятельности. Также благодаря этому у учащегося развивается любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. На последующих занятиях, когда Вова сам хочет начать уже знакомую совместную со мной деятельность или начинает ее сам, он делает это абсолютно осознанно. Так постепенно формируется произвольное внимание, что позволяет формировать контроль за своей деятельностью на уроке, умение слушать и слышать фронтальную инструкцию учителя, высказывать свое мнение.
Формирование навыка удержания внимания тьютором у детей с ЗПР и РАС имеет свои особенности:
- часто менять вид деятельности, позу;
- учебный процесс строится по четкому распланированному (стереотипному) характеру;
- ограничиваются до минимума факторы, отвлекающие ребенка на уроке;
- на определенный отрезок времени дается только одно задание;
- используется разнообразный наглядный материал.
Таким образом, развитие личности ребенка происходит и через работу тьютора по формированию ВПФ (конкретно внимания), и через коммуникацию со взрослыми и детьми в ходе направленной образовательной и воспитательной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.