Роль педагога самопознания в формировании личности ребёнка:
развитие позитивной Я – концепции.
Современное казахстанское образование во главу угла деятельности педагога ставит формирование компетентной, коммуникабельной, уверенной в себе личности. И начинать этот процесс необходимо ещё в раннем возрасте. Когда ребёнок приходит в первый класс, у него уже практически сформирована самооценка. Педагогу предстоит либо подтвердить её, либо помочь изменить, не нарушая личностное пространство малыша.
Учителю самопознания, как никакому другому педагогу, позволено приблизиться настолько близко к душе своего ученика, что он, действуя тонко, умно, осторожно, может помочь ему понять себя. Насколько педагог искренен и открыт к восприятию ребёнка, настолько в дальнейшем сам растущий человек будет учиться принимать себя, уважать и любить себя. Только дух поддержки, доверия, принятия ребёнка без осуждения поможет ему начать формировать свою позитивную Я – концепцию. Позиция педагога предполагает умение найти индивидуальный подход к ребёнку. Урок самопознания располагает к доверительным отношениям между педагогом и детьми. Дети более открыты, доверчивы. С лёгкостью говорят не только о своих успехах, но и затруднениях. В центре внимания учителя эмоциональная жизнь ученика, и необходимо проявить максимум сочувствия, понимания, такта.
Я, как учитель самопознания, проработавший не один год, считаю первым условием научиться принимать ребёнка таким, какой он есть. На каждом уроке для своих детей создаю ситуацию успеха, моя задача – внушить ученику, что успех обязательно придёт к нему. Важно создать среду, в которой мои ученики чувствуют себя эмоционально защищёнными. Обоюдное доверие позволяет ребёнку открыто выражать свои истинные чувства и мысли открыто. Такая атмосфера служит для обсуждения общих ценностей, ожиданий, планов, достижений. Я всегда при первой встрече с классом задаю один простой вопрос своим ученикам: «А вы верите в чудо?». И если мне отвечают «нет», то я говорю: «Ну и зря, в себя надо верить…». Лица ребят сразу просветляются, на лице появляется широкая улыбка, а в глазах блеск. Они с радостью начинают понимать, что они и есть Чудо, а я на своих уроках стараюсь поддержать и развить эту веру в себя.
Наблюдая за детьми, беседуя с ними, с родителями, замечая, как ребёнок двигается, разговаривает, смотрит, я делаю определённые выводы. Улыбка, весёлые интонации, открытый взгляд или, наоборот, закрытая поза, руки, спрятанные глубоко в карман, - всё это говорит о многом. Хочу привести несколько примеров из своей практики. Аселя в классе слывет как агрессивная и задиристая девочка. Она всегда замкнута и угрюма, наверно, поэтому у нее нет друзей в классе. Но на уроке самопознания она другая. Она улыбается, с удовольствием выполняет творческие задания и выражает свои эмоции. Она не боится быть смешной или неправильно понятой сверстниками, говорит и делает то, что чувствует. Этим и ценнее ее ответы и собственное мнение. Возможно на этом уроке она не чувствует себя изгоем и понимает, что ее мнение также важно и ценно для учителя и он готов ей прийти на помощь. И я чувствую, как девочка становится более уверенной в себе, как повышается её самооценка.
Мне интересно наблюдать, как дети на моих уроках учатся видеть в каждом человеке его положительные черты. Даже если раньше к этому человеку они относились негативно.
Особенно положительно меняются дети после организованных и проведенных благотворительных акций, где они своими руками готовили подарки. Им очень нравилось дарить радость и праздник для детей с непростой судьбой. Они с удовольствием принимали слова благодарности от этих детей и понимали, что и в их руках сделать кого - то чуточку счастливее. И с каждым таким поступком мои ученики становятся добрее, что очень важно для учителя самопознания.
Важным условием формирования положительной Я – концепции ребёнка является способность педагога выдвигать достижимые цели работы и помогать в их достижении. Важнейшим источником формирования позитивного представления о себе, своём Я является внешний облик малыша, его физическое и психическое здоровье. Роль педагога самопознания бесценна в том аспекте, что он помогает ребёнку повысить самооценку, почувствовать свою значимость в коллективе. Ребёнок переступает через преграду внутренних комплексов, он уверен в своём успехе, он знает, чего он хочет от жизни, он готов к ней.
Духовные и нравственные ценности - это определенные принципы, нормы в
отношениях людей друг к другу, к семье, обществу и миру, которые определяются
наличием чувства ответственности, доброты, сострадания, самопожертвования,
честности, искренности. Как и что преподавать в наше трудное время? Какие
духовные и моральные ценности должны воспитываться у детей? Чтобы учить не
только словом, но и делом, учителю необходимо следовать самому духовным и нравственным
принципам, чтобы служить примером для учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.