"У войны не детское лицо"
Оценка 4.6

"У войны не детское лицо"

Оценка 4.6
Документация
DOCX
воспитательная работа
11 кл +1
06.03.2021
"У войны не детское лицо"
"У войны не детское лицо пьеса по стихам поэтов ВОВ
У войны не детское лицо разработка урока мужества 2020 (1).DOCX

Государственное учреждение Луганской Народной Республики

«Луганский учебно-воспитательный комплекс»

«Интеллект»

Методическая разработка поэтической баллады

«У войны не детское лицо»

 

Авторы работы:

Руководитель театральной студии

«Импровизации»

Лысенко Виктор Владимирович

Луганск

2017 год


Аннотация методической разработки поэтической баллады

«У войны не детское лицо»

Тип мероприятия: поэтический спектакль.

Вид мероприятия: групповой.

Мероприятие «У войны не детское лицо» разработано и проведено руководителем театральной студии «Импровизация» Лысенко Виктор Владимировичем для детей 10-13 лет, с целью формирования у них представления о Великой Отечественной войне и воспитания любви к Родине.

Актуальность данной темы:

Растить патриотов в наше время непросто. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций о временах Великой Отечественной войны имеет большое значение. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Принимая участие в этом проекте, очень важно донести до учеников чувство личной ответственности за свою Родину и ее будущее. Пробудить у ребят любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и Гражданином своей страны. Мероприятие разработано для обучающихся средних классов в преддверии праздника Дня победы и ориентирован на воспитание нравственно - патриотических качеств подрастающего поколения. В организации и проведении мероприятия принимают участие обучающиеся. В ходе коллективной, совместной работы обучающиеся овладевают информационными, поисковыми,

коммуникативными компетентностями.

Цель мероприятия:

-  воспитание гражданско-патриотических чувств;

-  ощущение чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне.

Дидактические цели:

-Формирование представлений об истории своей страны, связи истории страны с историей конкретной семьи;

-                Формировать чувство гражданского самосознания;

-Формирование умения решать поставленную задачу.

Методические цели:

-Показать связь истории страны, с историей конкретной семьи.

-Научить сотрудничать при подготовке общего мероприятия.

-Показать возможности творческой деятельности на практике.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция с элементами театрализованного представления.

Задачи развивающие: способствовать развитию речи через чтение стихотворений и рассказов о Великой Отечественной войне;

-  способствовать развитию эмоционального воспроизведения через прослушивание музыки военных лет;

-  развивать интерес к истории своей Родины, к Великой Отечественной войне.

Задачи воспитательные:

-  воспитывать патриотические чувства к Родине, уважительное отношение и чувство благодарности к ветеранам войны;

-  привлекать родителей к патриотическому воспитанию;

-  воспитывать интерес и любовь к культуре своей Родины, к обычаям и традициям.

Задачи образовательные:

-  способствовать расширению знаний обучающихся о важности и значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

-  вызвать интерес к истории и культуре нашей Родины;

-  формировать патриотические качества: храбрость, сила духа, мужество, честность, любовь к своей Родине, гордость за Россию.

Ожидаемые результаты:

-                   понимание важности праздника – Дня Победы в жизни каждого человека и гражданина своей страны;

-                       формирование интереса к истории своей Родины;

-уважение к ветеранам и труженикам тыла Великой Отечественной войны.

-повышение социальной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методические советы:

-патриотическое воспитание является одним из важных компонентов в воспитании дошкольников и младших школьников. Знание истории своего народа и его культуры поможет молодому поколению в будущем с уважением и гордостью относиться к своей Родине и ветеранам. Тема Великой Отечественной войны будет актуальна во все времена. Память о Победе в Великой Отечественной войне передается из поколения в поколение. Необходимо всеми силами сохранить ее у подрастающего поколения, пробудить  любовь к родной земле и передать детям чувство ответственности за Родину и ее будущее. Работая над поэтической балладой «У войны не детское лицо», каждый исполнитель начинает понимать, какой ценой и каким единением всего народа была одержана Победа в Великой Отечественной войне.

-Литературно-поэтическая композиция приурочена к празднованию 70- годовщины Победы в Великой Отечественной войне;

-материал проведенного мероприятия можно использовать для закрепления на классных часах, уроках Мужества, уроках литературного чтения, в театральных кружках, в школьных библиотеках;

Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:

-                  литературно-музыкальная композиция;

-                   мультимедийная презентация (показ слайдов) ; -информация из ресурса проекта «Карта Памяти»;

-                  фрагменты хроники ВОВ.

Место проведения: малый актовый зал

Срок проведения мероприятия: С 04мая по 06 мая 2017года.

Участники : обучающиеся 5-6 классов

Приглашенные: ветераны Великой Отечественной войны.

Содержание этапов:

1 этап – подготовительный:

-  составление плана репетиций;

-разработка сценария;

-  подборка фотографий, иллюстраций, костюмов;

-  создание мультимеда-презентации с использованием материалов из интернет ресурса;

-подбор музыкальных произведений на военную тему;

-  разучивание стихов и чтение произведений художественной литературы, посвященных детям войны;

-просмотр документальных фильмов о ВОВ;

2 этап - основной, организационно-практический:

-организация чёткого проведения всех мероприятий в соответствии с разработанным планом:

3 этап – заключительный:

Показ литературно музыкальной композиции «У войны не детское лицо»

Музыкальное сопровождение:

-  Сводка Совинформбюро ;

-Классическая и лирическая музыка для фона.

-Запись театральных шумов падающих бомб и рокот самолетов.

Оборудование:

-Актовый зал.

-Компьютер, мультимедиа- проектор, экран, аудио-обеспечение.

Продолжительность мероприятия: 45 минут


План проведения мероприятий спектакля

п\п

время

Мероприятие

Действие

примечание

1

11.45

Размещение зрителей в актовом зале

 

 

2

12.00

Вступление руководителя театра-студии «Импровизации»

 

 

 

12.05

Позывные спектакля

 

 

 

 

Выход участников с большим экраном

 

 

 

12.10

Демонстрация на экран хроники о детях войны

 

 

 

12.15

Поэтический спектакль в 7 эпизодах

Участники размещаются на табуретах в шахматном порядке

 

 

 

1.Эпизод «Письмо из детского дома»

 

 

 

 

2. Эпизод Я в госпитале мальчика ведала.

 

 

 

 

3. Эпизод «Трое»

 

 

 

 

4. Эпизод «Мальчик из села Поповки»

 

 

 

 

5. Эпизод Новенькая.

 

 

 

 

6. Эпизод «У войны недетское лицо»

 

 

 

 

7. Эпизод «Ой, Мишка, как же страшно мне!

 

 

 

 

8. Эпизод Монолог воспитателя

 

 

 

 

9. Эпизод Мужчина

 

 

 

 

10. Эпизод Десятилетний человек

 

 

 

 

11. Эпизод  Мальчишка

 

 

 

 

12  Эпизод Теперь стою я за станком

 

 

 

 

13.  Эпизод о почтальонке 

 

 

 

 

14. Эпизод Рассказ Любаши

 

 

 

 

15. Эпизод о детях войны

 

 

 

 

16. Эпизод Кукла

 

 

 

 

17. Эпизод в школе

 

 

 

 

18. Эпизод Рассказ Вани

 

 

 

 

19. Финальный эпизод. Война прошлась по детским судьбам грозно

 

 

Действующие лица:

Дети, познавшие войну:

Даша

Полина

Рома

Вика

Юлия

Настя

Иван

Брат Юли

Воспитатель

Сын полка

Воспитатель

Старший Роман

Учитель


Методическая разработка поэтической баллады

«У войны не детское лицо»

Голос ребенка. Нам много говорили о войне,

Мы знали и события, и даты.

Но нам она не виделась во сне –

Она прошла, она была когда-то.

Мы родились – она уже прошла,

Лишь братские могилы, будто титры,

Перечисляют, кто сгорел дотла.

Да эхо боя в наших детских играх.

Через зал идут дети их ведет воспитатель несут большой белое полотно встают на сцене и разворачивают экран.  Проецируется фильм  «Дети войны»

Эпизод «Письмо из детского дома»

На ступеньках двое, Мальчик, и Девочка

Полина. А знаешь, за окном уже теплей,

Рома. И ни следа, совсем, от прежней стужи.

И лучик тихо падает на дверь,

Полина. И тёплый плащ уже совсем не нужен.

Рома. Я очень рад, что прекратился дождь,

Он мне, обычно, портит настроенье,

А знаешь, мам, я верю, ты придёшь

И мне бы только капельку терпенья.

Нас много здесь: Марина, Дима, я

И мальчики, и девочки другие.

Они мои хорошие друзья

И стали мне, как будто бы, родные.

Мне часто снится, мы с тобой вдвоём,

Полина. Мы самые счастливые на свете!

По улице заполненной идём,

Вокруг тепло и солнце ярко светит.

Рома. А знаешь, мне ведь скоро десять лет.

Я продолжаю верить так упрямо,

Тебе пусть это будет не секрет,

Надеюсь, знаешь, мне подарят маму.

И мы с ней будем вечно вместе жить,

И больше никогда не расставаться!

И я клянусь всегда её любить,

Я буду в это верить, не сдаваться!

Я думаю об этом вновь и вновь.

И только в это продолжаю верить!

Приди, я подарю тебе любовь

И тёплый лучик, что упал на двери!

В Луче прожектора возникает Женщина

Эпизод Я в госпитале мальчика ведала.

Девочка (Со своего места Девочка).

Я в госпитале мальчика видала.

подходит Мальчик

Мальчик. При нем снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руки оторвало.

Девочка. А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.

Любил ловить зеленый круглый мяч...

И вот лежал - и застонать боялся.

Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,

обрубки рук вдоль тела протянув...

Девочка. О, детская немыслимая стойкость!

Проклятье разжигающим войну!

Проклятье тем, кто там, за океаном,

за бомбовозом строит бомбовоз,

и ждет невыплаканных детских слез,

и детям мира вновь готовит раны.

Мальчик. О, сколько их, безногих и безруких!

Девочка. Как гулко в черствую кору земли,

не походя на все земные звуки,

стучат коротенькие костыли.

Мальчик. И я хочу, чтоб, не простив обиды,

везде, где люди защищают мир,

являлись маленькие инвалиды,

как равные с храбрейшими людьми.

Пусть инвалид, которому от роду

двенадцать лет,

когда замрут вокруг,

за прочный мир,

за счастье народов

подымет ввысь обрубки детских рук.

Девочка. Пусть уличит истерзанное детство тех,

Кто войну готовит,- навсегда,

чтоб некуда им больше было деться

от нашего грядущего суда.

Эпизод «Трое»

Мальчик (С куском хлеба в руке)

Я к ним подойду. Одеялом укрою,

О чём-то скажу, но они не услышат.

Спрошу — не ответят… А в комнате — трое.

Нас в комнате трое, но двое не дышат.

Я знаю: не встанут. Я всё понимаю…

Зачем же я хлеб на три части ломаю?

Свист снаряда

Девочка. Опять фанера хлопнула в окне

И старый дом от взрыва закачался.

Братишка улыбается во сне.

А мать ему поёт о тишине,

Чтоб он её потом не испугался.

Эпизод «Мальчик из села Поповки»

 Мальчик ходит среди участников заглядывая в лица.

Девочка (В зал). Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Петя. Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Девочка. Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

Мальчик. При мне избу мою спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу!

Девочка. За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

Эпизод Новенькая.

Входит Девочка

Артем. У нас новенькая

Девочка. Была обыкновенная

Она ещё вчера.

Теперь сестра военная,

Артем. Военная сестра?

Сестре на складе выдали

Большие сапоги.

Все. (удивлённо). Большие сапоги.

Новенькая. В один сапог — я видела —

Влезают две ноги.

Все. Две ноги.

Новенькая. Нога мала, — смущённые

На складе говорят.

И выдали суконную

Шинель до самых пят.

Девочка. Ей все шинели мерили?

Новенькая Но меньше так и нет.

Артем. И там сестре не верили,

Что ей семнадцать лет?

Новенькая. У ней косичка белая

Вчера ещё была.

Моя сестрёнка — смелая,

Хоть ростом так мала.

Когда летал над крышами,

Над нашим домом враг —

Все вздыхают  со страхом

Она всегда с мальчишками

Влезала на чердак.

Артем. Влезала на чердак?..

Шумел пожар над городом,

Дрожал огромный дом.

Она стояла гордая

С пожарным рукавом.

В дымящие развалины

Влетала, как стрела,

Откапывала раненых,

В укрытие несла.

Девочка. Теперь сестра учёная,

Девочка. Военная сестра!

Новенькая. На ней шинель с погонами,

Сестре на фронт пора.

Она в подарок платьице

Своё мне отдала.

Эпизод «У войны недетское лицо»

Воспитатель. У войны недетское лицо,

Мальчик. Да… в глаза в мои смотрела смерть...

Воспитатель. Не щадила маленьких бойцов,

Сын полка. Нам пришлось до срока повзрослеть.

Звание такое «Сын полка»,

Мужества святого колыбель!

Воспитатель. Это ничего, что велика,

На мальца солдатская шинель.

Сын полка. У меня в отца бойцовский нрав,

Быть и не могло другой судьбы

У того, кто с гордостью читал

В старом "Букваре": «Мы не ра-бы!»

Воспитатель. Храбрости тебе не занимать,

По плечу мальчонке ратный труд.

Ты защищал в бою родную мать,

Ту, что люди Родиной зовут!

Сын Полка. Для кого-то громкие слова,

Для меня - колодец во дворе,

На лугу высокая трава,

Первая страничка в "Букваре".

У меня большая дружная семья,

Сказка довоенных, светлых лет,

Озорные, школьные друзья

И на Новый Год кулёк конфет...

Воспитатель. Мамины прекрасные глаза,

Сын полка. Сердцу милый старенький наш дом,

В кружевных салфетках образа,

Хлеб ржаной с топлёным молоком.

Девочка с соседнего двора,

За которой я носил портфель.

На параде громкое: «Ура!»

И в шкафу отцовская шинель.

Воспитатель. У войны недетское лицо,

Но в бою не разглядеть лица...

Щедро начиняла смерть свинцом

Храбрые, мальчишечьи сердца.

Поэт: Юферев В. М.

Сын полка. Часы передышки так редки.

Над бруствером брызги свинца.

И снова иду я в разведку

Воспитатель. Мальчишка в шинели бойца.

Сын полка. В полку мои подвиги знают,

Как равного, ценят юнца.

Солдаты «сынком» называют

Героя боев, сорванца.

Воспитатель. Тебе бы учебники в руки,

Да строгую ласку отца…

Сын полка. Служу я военной науке

Девочка. Мальчишка…

Сын полка. Да, мальчишка в шинели бойца.

Эпизод «Ой, Мишка, как же страшно мне!

Брат Юли. Оборванного мишку утешала

Сестренка в изувеченной избе:

Юля. Не плачь, не плачь…

Брат Юлии (протягивает ей черный сухарь). Сама недоедала…

Откусывает сухарь

Юля. Полсухаря оставила тебе…

Звук снаряда

Снаряды пролетали…

Взорвались…

Смешалась с кровью черная земля…

Миша. Была семья, был дом… Теперь остались

Совсем одни на свете — ты и я…»

Глянь за деревней рощица дымится,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летает злою птицей,

Бедой нежданной приходит в дом…

Юля (Прижимая мишку к груди).

Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят…»

Как в тишине свистят пули звонко,

Взрыв снаряда

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка:

Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

Дети войны Светлана Сирена.

Эпизод Монолог воспитателя

Воспитатель. Дети войны, вы детства не знали.

Ужас войны от бомбёжек в глазах.

В страхе вы жили. Не все выживали.

Горечь-полынь у вас на губах.

Дети войны, как же вы голодали…

Как же хотелось собрать горсть зерна.

На зрелых полях колосья играли,

Их поджигали, топтали…Война…

Чёрные дни от пожаров и гари-

Детским сердцам непонятны они.

Зачем и куда тогда мы бежали,

Всё покидая, в те горькие дни.

Дети войны, как и прежде, крепитесь!

Больше вам добрых и радостных дней!

Воспитатель. Посмотрите в глаза обездоленных войною детей,

Знаем мы о войне не из книжек:

Потерявших отцов, матерей,

С умным взглядом невзрослых детишек…

Девочка. Нас, живущих в годы войны,

Не пугают небесные грозы,

Мы боимся гул тишины –

В ней таится немая угроза.

Нападения страшной беды,

Что страшнее жары и мороза.

И в судьбе оставляет следы

Злых деяний, насилия…слёзы…

Воспитатель.  Над детьми, что убила война,

Валуны скорбно приняли позы,

И склонилась над ними страна,

И стоят часовыми берёзы.

Эпизод Мужчина

Валентин Дмитриевич Берестов

Мужчина

В бегает Мальчик

Мальчик. Отца на фронт призвали…

Пауза. Садится на ступеньки

И по такой причине

Я должен жить отныне,

Как следует мужчине.

Девочка. Так Мать же вечно на работе.

Квартира опустела.

Мальчик. Но в доме для мужчины

Всегда найдётся дело.

Полны водою вёдра.

Подметена квартира.

Девочка. Посуду мыть несложно –

На ней ни капли жира.

Мальчик. С трёх карточек талоны

Стригут мне в гастрономе.

Девочка. Кормилец и добытчик.

Мальчик. Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,

Я стал отцу заменой.

Но в жизни той далёкой,

Блаженной, довоенной,

Отец не занимался

Подобными делами.

Мать заменила папу.

Я, помогаю маме.

Эпизод Десятилетний человек

Юля. Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат. 

Родные тонкие березки 

Тревожно смотрят на закат. 

И пес на теплом пепелище, 

До глаз испачканный в золе, 

Он целый день кого-то ищет 

И не находит на селе... 

Накинув старый зипунишко, 

По огородам, без дорог, 

Спешит, торопится девчушка 

По солнцу – прямо на восток. 

Никто в далекую дорогу 

Меня теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед не кто не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго я своим дыханьем

Озябши согреться не могла!

Но по щеке моей ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели мои глаза.

Все видевшая, на все готова,

По грудь проваливаясь в снег, 

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Я знала, что где-то недалече,

Быть может, вон за той горой,

Меня, как друга, в темный вечер

Окликнул русский часовой.

Прижавшись к его шинели,

Родные слыша голоса,

Все, рассказала на что глядели

Мои недетские глаза.

Эпизод  Мальчишка

Входит девочка

Девочка. Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

Девочка.-2. За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Миша. Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Даша. Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой -

Мальчишка -

На лафете спал.

Эпизод Теперь стою я за станком

Входит мальчишка

Девочка. Приехал издалёка он,

Приехал он с войны...

Он учится на токаря,

Нам токари нужны.

Мальчишка. Теперь стою я за станком

И вспоминаю мать,

Она звала меня Сынком

И тёплым, клетчатым платком

Любила укрывать.

Мне не забыть,

Как мать вели,

Я слышал крик её вдали...

Братишка был ещё живой,

Он бился, звал отца, штыком

Фашистский часовой

столкнул его с крыльца.

Мне не забыть, как мать вели,

Мелькнул платок её вдали…

(А. Барто)

Эпизод о почтальонке 

Входит Девочка Нюра с  сумкой для Газет тяжело опускается на стул

Мальчик. Устала?

Нюра (Снимает сумку). Устала.

Вика.  А сколько тебе лет?

Нюра. Мне пятнадцати нет.

Мальчик. Девчонка…

Письмоносца, почтальонка,

По прозванию Нюрка-беда.

Нюра. В зной и в слякоть, в метель со стужей,

С сумкой кожаной наперевес.

Разнести мне почту нужно

По пяти деревенькам окрест.

Дома двое младших братишек,

Мать болеет почти уж год.

Вика. Слава Богу, отец с фронта пишет –

Ждем и верим, что он придет.

Нюра. Он придет, и все будет как прежде,

Как в далеком-далеком вчера.

Не лиши только, Боже, надежды…

Что ж пойду на работу пора…

В деревнях – старики да дети,

Бабы – в поле, то сеют, то жнут.

Почтальонку вдали приметят

И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!

Коли серый казенный конверт –

Замолчат, закричат, заплачут…

И померкнет в глазах белый свет…

Защемит у меня сердчишко

От людского горя и бед…

Тяжела эта сумка слишком,

Если там от беды привет.

Вести черные – похоронки,

Горя горького череда.

Берет сумку брат помогает ей одеть ее через плече уходит

Брат Нюры. Письмоносце, почтальонке

Без вины дали имя – Беда.

Малолетка еще, девчонка –

Только в косах уже седина.

Письмоносца, почтальонка,

Разносящая вести с войны.

(Т. Черновская)

Эпизод Рассказ Любаши

Рэна Одуванчик

Девочка. Я сидела у окна,

Куклу Катю нянчила.

Вдруг из радио: «Война!»

Что бы это значило?

Из окошка вид красив:

Листики июньские.

Слова дикторского взрыв,

Что воюют русские!

Мне теперь уже не пять.

Детство! Ты расстреляно!

Буду у окна стоять,

Где теперь не зелено,

А космически темно.

Спят в кроватках братики.

Ты, война, всему виной!

Ты украла праздники!

Жжёт картина на стене.

Лес. Россия. Утро.

Левитан! И о войне

Грянул репродуктор…

Эпизод о детях войны

Входит Женщина с корзинкой

Женщина. Здравствуй Игоревна

Как тут детишки?

Я тут гостинцев им принесла…

Воспитатель. Тише, тише, дети легли,

Намаялись за день.

Вот дети войны.

Им с пелёнок досталось

Познать беспределы невзгод.

Голод…

Холод…

Ночами не спалось.

От гари чернел небосвод.

От взрывов и плача земля содрогалась.

Не знали они детских забав.

Женщина. А сколько отрочеству горя досталось…

Девчонки, солдатками став,

Просились на фронт и без страха сражались,

держа налегке автомат.

Победа руками девчонок ковалась.

Их воля не знала преград.

Ночами стояли на вахтах заводов.

Им был по плечу всякий труд.

Красу их девичью щадила природа.

И не было праздных минут.

Воспитатель. Влюблялись они.

Их мальчишки любили.

Была их любовь родником.

Из чаши любви чистоту они пили.

Глаза зажигались огнём.

Нутром оставались они недотроги.

И рвались их души в полёт.

Их гнали фашисты по пыльным дорогам.

И в рабство везли их, как скот.

Кому-то из плена бежать удавалось.

И даже по несколько раз.

Как зрелые воины, дети сражались.

Кто шёл в партизаны из вас.

Женщина. Себе прибавляли мальчишечки годы,

Чтоб их отправляли на фронт.

И не было это влиянием моды.

Кому-то родным стал завод.

Воспитатель. Станки малолетки, как крепости брали,

На цыпочки встав во весь рост.

И навыки взрослых они обретали.

Со всех одинаков был спрос.

Исхожено много дорог километров.

Истрачено нервов и сил.

Нам выли вдогонку сирены и ветры.

Фашист их, как зверя, травил.

Женщина. Детям войны, много горя досталось.

Победа наградой была.

И летопись лет страшных в память вписалась.

Боль отклик у Эха нашла.

Эпизод Кукла

Подходит в перед к воспитателю

ВоспитательА ты чего не спишь?

Девочка. Не спится

Воспитатель. А спутницу твою как звать?

Девочка. Марией. Мы сняли куклу со штабной машины.

Спасая жизнь, ссылаясь на войну,

Три офицера — храбрые мужчины —

Ее в машине бросили одну. 

Привязанная ниточкой за шею,

Она, бежать отчаявшись давно,

Смотрела на разбитые траншеи,

Дрожа в своем холодном кимоно.

Земли и бревен взорванные глыбы;

Кто не был мертв, тот был у нас в плену.

В тот день они и женщину могли бы,

Как эту куклу, бросить здесь одну…

Когда я вспоминаю пораженье,

Всю горечь их отчаянья и страх,

Я вижу не воронки в три сажени,

Не трупы на дымящихся кострах,-

Я вижу глаз ее косые щелки,

Пучок волос, затянутый узлом,

Я вижу куклу, на крученом шелке

Висящую за выбитым стеклом.

Эпизод в школе

Мальчик. В классе очень холодно,

На перо дышу,

Опускаю голову

И пишу, пишу.

Учитель. Первое склонение —

Женский род на «а»,

Девочка. Напишем, без сомнения,

Это слово — «война».

Учитель. Что всего существенней

Нынче для страны?

В падеже родительном:

Нет — чего?— «войны».

Девочка. А за словом воющим —

Мама умерла...

И далекий бой еще,

Чтобы я жила.

Шлю «войне» проклятия,

Помню лишь «войну»...

Может, для примера мне

Выбрать «тишину»?

Учитель. Но «войною» меряем

Нынче жизнь и смерть,

Мальчик. Получу «отлично» я —

Это тоже месть...

Учитель. О «войне» тот горестный,

Гордый тот урок,

И его запомнила

Я на вечный срок.

Эпизод Рассказ Вани

Ваня. О войне нельзя писать красиво,

Кровь гуашью подменив порой…

Помню я, как бабы голосили

Вместе с уцелевшей детворой.

А потом мы все бежали к лесу

(Только бы успеть!), но в этот час

Небо раскололось и отвесно

С грохотом обрушилось на нас.

Пулемёт нахально ржал над нами,

«Мессеры» лихачили взахлёб.

Степь была ровней плиты, и мама

Нас толкнула в брошенный окоп,

А потом упала сверху птицей,

Нас троих стремясь закрыть собой…

Для меня тот день и нынче длится,

До сих пор я слышу в небе вой.

Не пишите о войне эстеты,

С пёрышка счищающие грязь!

Для меня война – окоп и дети,

Самая уродливая связь.

Эпизод Война прошлась по детским судьбам грозно

К воспитателю подходят дети с куклой прижимаются к воспитателю

Учитель. Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны.

Нужны были и смелость и отвага,

Чтоб жить под оккупацией врага,

Всегда страдать от голода и страха,

Прошла где неприятеля нога.

Мальчик. В тылу страны нелёгким было детство,

Одежды не хватало и еды,

Страдали от войны все повсеместно,

Хватило детям горя и беды.

Учитель. Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.

Девочка. Мечты их не взлетят волшебной стаей

Над взрослыми серьезными людьми,

И в чём-то человечество отстанет,

И в чём-то обеднеет целый мир.

Мальчик. Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,

А в Ленинграде – каменный Цветок,

Чтоб в памяти людей остался дольше

Прошедших войн трагический итог.

Воспитатель. Тринадцать миллионов детских жизней –

Кровавый след коричневой чумы.

Их мертвые глазёнки с укоризной

Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,

Из бликов пискаревского огня:

"Неужто память жгучая остынет?

Неужто люди мир не сохранят?"

Их губы запеклись в последнем крике,

В предсмертном зове милых мам своих...

О, матери стран малых и великих!

Услышьте их и помните о них!

Колокол и хорал. Фильм

 


Интернет-ресурсы:

 

интернет-ресурса проекта «Карта Памяти», созданный ОАО «Просвещение»

 

http://memory-map.prosv.ru

 

http://www.proshkolu.ru/

Другие ресурсы:

 

1.http://kinder1.net/stihi/stihi_k_9_maya.html#top

2.http://militera.lib.ru/memo/russian/ustinov/06.html

3.http://spb-obovsem.narod.ru/stat-info/vov/soldatu.html

4.http://thefireofthewar.ru/lirika/?p=285

5.http://vpk-news.ru/articles/5274

 

6.http://www.otvoyna.ru/7.http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=podznam2

 

8.http://www.stihi.ru/2010/05/10/5903

 

9.https://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Отечественная_война.


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное учреждение Луганской

Государственное учреждение Луганской

Аннотация методической разработки поэтической баллады «У войны не детское лицо»

Аннотация методической разработки поэтической баллады «У войны не детское лицо»

Родине, уважительное отношение и чувство благодарности к ветеранам войны; - привлекать родителей к патриотическому воспитанию; - воспитывать интерес и любовь к культуре своей

Родине, уважительное отношение и чувство благодарности к ветеранам войны; - привлекать родителей к патриотическому воспитанию; - воспитывать интерес и любовь к культуре своей

Содержание этапов: 1 этап – подготовительный: - составление плана репетиций; -разработка сценария; - подборка фотографий, иллюстраций, костюмов; - создание мультимеда-презентации с использованием материалов из интернет…

Содержание этапов: 1 этап – подготовительный: - составление плана репетиций; -разработка сценария; - подборка фотографий, иллюстраций, костюмов; - создание мультимеда-презентации с использованием материалов из интернет…

План проведения мероприятий спектакля № п\п время

План проведения мероприятий спектакля № п\п время

Действующие лица: Дети, познавшие войну:

Действующие лица: Дети, познавшие войну:

Методическая разработка поэтической баллады «У войны не детское лицо»

Методическая разработка поэтической баллады «У войны не детское лицо»

Девочка ( Со своего места Девочка)

Девочка ( Со своего места Девочка)

Девочка. Опять фанера хлопнула в окне

Девочка. Опять фанера хлопнула в окне

Артем. И там сестре не верили,

Артем. И там сестре не верили,

Первая страничка в "Букваре".

Первая страничка в "Букваре".

Глянь за деревней рощица дымится,

Глянь за деревней рощица дымится,

Эпизод Мужчина Валентин Дмитриевич

Эпизод Мужчина Валентин Дмитриевич

В нетопленной, разбитой бане

В нетопленной, разбитой бане

Она звала меня Сынком И тёплым, клетчатым платком

Она звала меня Сынком И тёплым, клетчатым платком

Вести черные – похоронки, Горя горького череда

Вести черные – похоронки, Горя горького череда

От гари чернел небосвод. От взрывов и плача земля содрогалась

От гари чернел небосвод. От взрывов и плача земля содрогалась

Воспитатель. А спутницу твою как звать?

Воспитатель. А спутницу твою как звать?

Учитель. О «войне» тот горестный,

Учитель. О «войне» тот горестный,

И в чём-то человечество отстанет,

И в чём-то человечество отстанет,

Интернет-ресурсы: интернет-ресурса проекта «Карта

Интернет-ресурсы: интернет-ресурса проекта «Карта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2021