ТЕМА: ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Цель: формировать активную позицию педагогов по отношению требований к современному уроку
Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.
На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество и взаимопонимание.
Напоминаю, что современный урок может включать следующие шесть основных этапов:
• мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
• целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
• осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
• коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
• взаимопроверка, взаимоконтроль;
• рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Вы всегда должны при составлении конспекта включать и учитывать следующее:
-Актуализацию знаний
-Ситуацию успеха
-Цели и компетентности
-Мотивацию
-Индивидуальные траектории обучения
-Рациональное распределение времени
-Структура учебного материала и дидактический материал
-Стиль общения.
Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.
Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных умений и навыков.
И необходимо помнить, что Внимание на уроке не всегда устойчиво.
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут (25 минута урока)
3 - через 9-11 минут (34 минута урока)
4 - через 8-9 минут конец урока.
Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Любая технология даже самая замечательная не поможет учителю, если ученик не будет принимать активное участие на уроке. С чего начать урок? Как привлечь учащегося, зная, что изучаемая тема – это программный материал. Так что же надо сделать? (Правильно мотивировать).
-Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории, связанные с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; взаимоотношения ребёнка с окружающей средой, как мы видели на открытых уроках.
-К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
-Ко вторым - потребности учащегося в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Анкета «Какой Вы педагог»
Дайте на вопросы ответ – «да» или нет.
1. Охотно ли Вы беретесь за подготовку новой темы занятий, не имеющей типовой разработки?
2. Легко ли Вам отказаться от тех приемов воздействия на детей, которые Вы успешно применяли раньше?
3. Быстро ли Вы перестали с сожалением вспоминать о прошедших школьных и студенческих годах обучения, став педагогом?
4. Решительно ли Вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?
5. Умеете ли Вы дать безошибочную характеристику детям, с которыми работаете?
6. Способны ли Вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с детьми?
7. Считаете ли Вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы, в разных ситуациях надо уметь применять разные стили?
8. Легче ли Вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией образовательного учреждения?
9. Хочется ли Вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых в образовательном учреждении?
10. Часто ли оказывается верным Ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника?
11. Часто ли Вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками?
12. Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?
13. Поощряете и наказываете ли Вы разных воспитанников по-разному за одинаковые поступки?
Суммируйте количество набранных Вами баллов, воспользовавшись следующей таблицей:
0-5 баллов. Вы – очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.
6-9 баллов. У вас много пробелов в подготовке к работе с коллективом детей. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу. Организуйте и проводите больше коллективных мероприятий. Каждое проведенное мероприятие анализируйте с детьми.
10-14 баллов. Вы – хороший, знающий педагог. Однако не делайте все сами. Делегируйте проведение некоторых дел родителям, больше привлекайте детей.
14-18 баллов. Вы – грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблона в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценке людей. Советуем Вам быть тактичнее по отношению к товарищам, представителям администрации.
Подготовила учитель начальных классов
Сапрыкина Наталья Александровна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.