Статья
Роль учителя в организации проектной деятельности обучающихся в общеобразовательной школе
В Российской педагогической энциклопедии под методом проектов подразумевается система обучения, в которой знания и умения, обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Использование метода проектов позволит учащимся освоить множество мыслительных операций, необходимых для эффективной творческой работы.
Главнейший основополагающий принцип метода проектов — исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.[2]
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие обучающихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. [3]
Роль учителя в проектной деятельности очень важна, так как он организует и внимательно контролирует каждый этап работы, следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной цели, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта.
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Какую же
роль предстоит прожить учителю в ходе руководства проектом? (рис. 1)
Рисунок 1. Роли учителя в проектной деятельности
К учителю, как руководителю проектной деятельности выдвигается ряд требований, представленных на рисунке 2.
Рисунок 2. Требования к учителю, как руководителю проектной деятельности
Успешность проектной деятельности говорит о способности педагога действовать в русле современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность. [1] Главный результат в проектной деятельности для педагога – формирование и воспитание личности ребенка, владеющей проектной технологией на уровне компетентности.
Таким образом, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя, показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Капранова М.Н. Обучение через проектную деятельность // Все для учителя- 2014 - №5(41). – С.-2-6
2. Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство, 1997. №2. С. 50-55.
3. Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? // Школьные технологии. 2004. № 4. С. 93-96.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.