Роль учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся
Оценка 4.7

Роль учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
преподавание
1 кл—4 кл
11.02.2024
Роль учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся
Статья в помощь учителю начальных классов
роль учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся.docx

Роль учителя в раскрытии творческого потенциала обучающихся

из опыта работы учителя начальных классов Агафоновой Е.А.

 

Что такое творчество? Прежде всего это воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить свое отношение к миру. Но потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в процессе человеческой жизни далеко не полностью. Отсюда возникает вопрос: как развивать у обучающихся способность творить, самовыражаться?

Ответом на этот вопрос могут служить слова: «Именно учитель создает атмосферу, которая может вдохновлять ученика или разрушать уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности, развивать или тормозить творческое начало, стимулировать или выхолащивать критичность мысли, облегчать или тормозить успехи» (Нельсон, Клеланд).

Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности, которая пробуждает у обучающихся потребность в творческом самовыражении. Если я хочу, чтобы ребенок проявил инициативу, я должна его увлечь, работать с ним в содружестве.

Роль учителя-стоять не над, а рядом со своим учеником. Надо самому творить и удивлять, импровизировать, а не действовать только по  шаблону. На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Необходимо каждому ребенку дать возможность проявить себя.

Существуют определенные технологии, приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. Значит, роль учителя в том, чтобы подобрать наиболее оптимальные приемы для развития творческих способностей обучающихся. В своей работе я применяю следующие приемы.

На уроках литературного чтения

1.Пересказ от первого лица (т.е. от имени персонажа или предмета, названного в эпизоде).

Цель такого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.

Для успешного выполнения этого задания ученик должен войти в роль персонажа, понять его характер, взглянуть на события его глазами, давать оценки людям с позиции его возраста и социального положения. Такой вид пересказа вызывает большой интерес у школьников. Он тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев, сопереживать им.

Например, при изучении рассказа Н.Носова «Живая шляпа» обучающиеся пересказывали эпизод когда котенок попал под шляпу, от лица котенка.

2.При работе с пословицами можно использовать следующие задания:

- коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице:

-выбрать сказку, к которой подходит пословица:

-определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.

3. Театрализованная игра способствует развитию коммуникативных способностей ребенка; совершенствованию речевой деятельности школьников; формирование умений строить свои отношения с другими людьми.

Театр на уроке может присутствовать как фрагментарно, так и весь урок может быть построен в виде театрализованного действия.

4. Творческий пересказ- это трансформация текста с целью его переосмысления. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ.

Также можно провести следующие игры:

- Игра «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети- журналисты. Их задача-задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения- дать полный, хороший ответ.

-Игра «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении, выразив свои мысли.

С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Это задания следующего типа:

-восстанови рассыпанное стихотворение;

-игра «Кто больше подберет рифм»;

-игра «Добавлялки»;

                                                             На уроках русского языка

1.Задание «Сочинение-4 минуты»

Я прошу учащихся назвать два существительных, а затем весь класс в течение четырех минут пишет мини-сочинение ровно из четырех предложений с использованием названных слов. По окончании времени написания сочинения я предлагаю желающим прочитать свою работу.

2.«Лингвистические игры»

- О каком слове идет речь? На нем «мир стоит», оно «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «с ложью не дружит» (Правда)

-Попробуйте дать толкование слова «правда» (учащиеся работают с толковыми словарями и записывают значение слова в тетрадь).

-Найдите друзей и врагов слова «правда» (синонимы, однокоренные слова-друзья, антонимы- враги)

- Запишите как можно больше пословиц со словом.

3. «Фантазия-картинка»-опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

4. Творческие словари.

Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна, а наглядно-иллюстративный материал из школьного «картинного словаря» лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует; но есть способ, который позволяет запомнить букву. Цель такого приема-найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и зарисовать его рядом.

Таким образом, мы «оживили» букву в конкретном слове. Когда мы начали такую работу с ребятами, результаты не заставили себя долго ждать.

На уроках математики

Для развития творческих способностей на уроках математики большое значение имеют задания, которые ориентируют обучающихся на получение нового продукта:

- составление задач по рисунку, о предметах в классе, о воображаемых вещах;

- составление задач по данному числовому выражению;

- решение задач разными способами;

- задачи с несформулированным вопросом;

-задачи с недостающими данными;

- задачи-шутки;

- задачи на развития внимания, памяти, на развитие и совершенствование воображения, мышления, в которых включены графические образы, геометрические фигуры, математические термины и задания;

- игры, способствующие расширению математического словарного запаса.

Развитию творческих способностей способствует и аналогию. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при расширении текстовых задач.

Например, по аналогии с первой парой подбери недостающее слово в другой паре:

1. Вверх-вниз; вправо-…

2. Разность – вычитание; умножение-…

Найдите закономерность и продолжи ряд а)1, 22, 333,… б)7, 67, 567 и тд;

Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании мыслительной деятельности.

1.      Дайте общее название объектам, входящим в одну группу:

А) Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг- это…

Б) Отрезок, луч – это…

2. Геометрические слова. Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались»:

-Фор_ _ _ _ _ (часть окна) – точка

- Лас _ _ _ _ _ (птица) – точка

- Кис _ _ _ _ _ (инструмент художника) – точка

Решение задач-головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку также способствует развитию творческих способностей детей. Работа над такими задачами воспитывает усидчивость, развивает разные виды памяти, внимание.

 

На уроках окружающего мира

 На уроках окружающего мира учащимся предлагаются разные творческие задания.

Творческое рассказывание- данное упражнение дает возможность для развития творческих способностей обучающихся. Так как одним из условий развития является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы. Так, например, изучая тему «Мир глазами астронома», я предложила составить рассказ о мире с точки зрения астронома. Изучая тему «Мир глазами географа», предлагается рассказать о мире с точки зрения географа.

      Уроки окружающего мира представляют большие возможности для выполнения самых разнообразных заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование, моделирование).

Рассмотрим примеры таких творческих заданий в учебниках. В 4 классе при изучении темы

«Планеты солнечной системы» давалось задание вылепить из пластилина модели планет. Изучая тему «Водоемы нашего края»- придумать и изготовить модель, показывающую значение водоемов в природе и жизни людей. В 3 классе при изучении темы «Кто что ест?» дается задание изготовить модель цепи питания.

На протяжении всего курса обучения учащимся предлагалось создавать различные памятки. Например, при изучении темы «Жизнь луга» в 4 классе нужно составить памятку «Как вести себя на лугу», а к правилам поведения еще нарисовать условные знаки. При изучении темы «Прошлое и настоящее глазами эколога» в 4 классе детям давала задание придумать и нарисовать плакат «Планета заболела»

Кроме этого, обучающиеся создают свои книжки-малышки «Береги животных!», когда изучают в 3 классе тему «Охрана животных», в них ребята рассказывают об охраняемых животных.

Подводя итог, хочу отметить еще раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой  личности – главная задача учителя.

Творческий интерес у обучающихся способствует росту их активности на уроках, формированию мотивации к учению, активной жизненной позиции, что в совокупности повышает эффективность процесса обучения.

Мы должны развивать творческие способности детей, формировать их мировоззрение, способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

 

 

 Список литературы

1. Андреева И.В. Психология и педагогика /И.В. Андреева, О.Б. Бетина. М.:Эксмо, 2008.

2. Айзенк Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта / Дж. Айзенк. М., 1995

 


 

Роль учителя в раскрытии творческого потенциала обучающихся из опыта работы учителя начальных классов

Роль учителя в раскрытии творческого потенциала обучающихся из опыта работы учителя начальных классов

Театрализованная игра способствует развитию коммуникативных способностей ребенка; совершенствованию речевой деятельности школьников; формирование умений строить свои отношения с другими людьми

Театрализованная игра способствует развитию коммуникативных способностей ребенка; совершенствованию речевой деятельности школьников; формирование умений строить свои отношения с другими людьми

Фантазия-картинка»-опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении

Фантазия-картинка»-опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении

Геометрические слова. Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались»: -Фор_ _ _ _ _ (часть окна) –…

Геометрические слова. Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались»: -Фор_ _ _ _ _ (часть окна) –…

Мы должны развивать творческие способности детей, формировать их мировоззрение, способствовать воспитанию высоконравственной личности

Мы должны развивать творческие способности детей, формировать их мировоззрение, способствовать воспитанию высоконравственной личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2024