Роль женщины в мусульманской семье.я
Оценка 4.8

Роль женщины в мусульманской семье.я

Оценка 4.8
doc
10.11.2022
Роль женщины  в мусульманской семье.я
Установить почему, несмотря на общественное давление, поликультурное окружение, предписания Корана, существует психологическое и физическое насилие над женщиной.
Роль женщины в мусульманской семье.я.doc

 

 

 

 

 

 

Судьба мусульманской женщины

Роль женщины

 в мусульманской семье

 

Балух Виктор Петрович,

кандидат педагогических наук,

почетный строитель России,

учитель

МОУ №61 г. Тольятти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тольятти 2022

 

Содержание

Введение…………………………………………………….2

Основная часть…………………………………………….4

             Роль религии и Корана для женщины.….……………….. 4

             Воспитания в  мусульманской семье ………………..……5

            Результаты исследования…………………………………..7

Заключение………………………………………………….9

            Список использованной литературы… ………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Сегодня, в эпоху глобализации, Восток остается чем-то отдаленным, загадочным. С другой стороны, СМИ создан устойчивый стереотип, что Ислам - идеология терроризма, поэтому ознакомление с его отдельными идеями, познание его сущности является, актуальным для воспитания чувства уважения к пониманию других культур, для умения сотрудничать с людьми других национальностей, верований, что является основой поликультурного воспитания школьников.

Цель исследования. Установить почему, несмотря на общественное давление, поликультурное окружение, предписания Корана, существует психологическое и физическое насилие над женщиной.

Гипотеза исследования. Если Россия - страна с демократическим законодательством, то женщины, независимо от национальности и вероисповедания, имеют равный социальный статус с мужчинами.

Задачи исследования:

-проанализировать традиционных характер и реальное положения женщины в  мусульманских семьях России.

- исследовать психологию взаимосвязи между мусульманскими традициями, современными условиями жизни женщин  и реальными ролями  их в тольяттинских семьях.

Положение женщины в обществе – сложнейшее общественное явление, а в  мусульманских семьях России, с одной стороны, имеет традиционных характер, как и в других мусульманских странах, а с другой, - кардинально отличается от их положения. Гендерные роли в исламском мире четко определены Кораном, но с изменением общественных условий модифицируются. Это является результатом взаимодействия экономических, социальных, этнических частей жизни общества, религиозных, научных, бытовых норм.

Подобно айсбергу положение мусульманской женщины: его верхушка отражает лишь малую часть того, что происходит в глубине. В обществе любого исторического периода положение женщины, как и каждое явление, имеет корни в прошлом. Существенную роль в определении статуса женщины играют этноконфессиональные стереотипы, традиционно сложившиеся в регионах Российской Федерации и определяющие образы и образцы «типичного» женского поведения в рамках этнических и конфессиональных категорий. 

 

Основная часть

Роль религии и Корана для женщины.

Ислам уравнял женщину с мужчиной. До появления Ислама женщины были полной собственностью мужа. Рождение девочки считалось большим горем, девушек и женщин приносили в жертву языческим богам, закапывали в песок. После рождения девочки женщину вместе с младенцем часто убивали. Женщина была собственностью мужа, приравнивалась к слову, он имел право ее продать, обменять. При бракосочетании отец брал за дочь знаменитый калым, то есть просто продавал ее будущему мужу, отдавая ее в полное владение. Ислам, наоборот, запрещает брать калым за дочь, это является большим грехом для правоверного мусульманина.

В реальной жизни дальнейшем существует очень много ограничений в отношении женщин, но они, с точки зрения Ислама, предназначены для того, чтобы женщина чувствовала себя безопаснее и комфортнее в мире. Именно эти ограничения вызывают больше всего нареканий со стороны эмансипированного Запада, особенно против них выступает феминистически настроено общество.

Несправедливое отношение к женщине, которое наблюдается в мусульманских общинах, как объясняют это явление некоторые исламские теологи, происходит из-за того, что с течением времени Ислам приобрел много различных течений, каждое из которых имеет собственную трактовку Корана. Очень часто эта трактовка не соответствует истине, которую заложил в Коран Мухаммед. Основной причиной является то, что священную книгу запрещено переводить дословно, поэтому каждый трактует его согласно своему восприятию, выдает за истину собственное мнение. Трактовка законов Ислама в каждой из течений является особым и присущее только ей.

Вместе с тем, бесспорной и непреложной аксиомой Ислама является то, что женщина, как живое существо, имеет точно такую же душу, как и мужчина. Коран дает этому точные доказательства: «Это Он (Аллах), который сотворил человека от одной души, затем сотворил ему супругу, с которой он мог бы жить в любви …» (Сура 7: 189). Каждый человек, будь-то мужчина или женщина несет ответственность в равной степени за свершенные поступки (Сура 3: 195), а при оценке поступков мера наказания и вознаграждения будет зависеть только от соответствия деяний добру или злу (Сура 16: 97).

Как только женщина выходит замуж, сразу же в присутствии двух свидетелей подписывается брачный договор, в котором конкретно оговаривается все то, что муж должен передать ей в собственность. Брачный договор – самое надежное средство защиты имущественных прав женщины в браке, что становится актуальным в случае развода. Однако развод – чрезвычайно крайняя мера в исламском мире. Стабильность семьи поддерживается надлежащим распределением прав и обязанностей между мужчиной и женщиной в семье.

Итак, согласно исламской традиции, жена должна быть послушна мужу, если только он не просит сделать что-то, противное закону Аллаха (Сура 4, 1). Жена оберегает честь и имущество мужа в его отсутствие (Сура 4, 34).

Исламская традиция вменяет женщине в обязанность быть нежной с мужем; ее достоинство - рожать и воспитывать детей. [1]. При этом Коран защищает тайну интимной жизни семьи: супругам непозволительно рассказывать об этой стороне семейной жизни кому бы то ни было (Сура 4, 34). Главная хозяйственная обязанность женщины – вести домашнее хозяйство. Если женщина в доме ничего не делает, это – безобразие. Обязанность женщины сделать свой дом эстетически красивым, ухоженным. Это не столько обязанность, сколько право, которое она добровольно возлагает на себя. При этом ее домашний труд должен адекватно вознаграждаться работой мужчины вне дома: «Мужья над женами стоят за то, что Аллах одним из них дал преимущество перед другими, что весь расход на содержание семьи из их имущества исходит» (сура 4, 34).

 Итак, исламская традиция возлагает на мужчину большую ответственность за жену, семью, родителей и закрепляет за ним большие полномочия. Однако главенство мужа не означает, что он лучше или, что женщина ниже мужчины. Здесь скрывается мысль о том, что мужчина и женщина дополняют друг друга, и преимущество одного не является недостатком другого.

Из-за многообразия трактовки существует запрет женщинам участвовать в общественной жизни тех стран, в которых руководят последователи этих течений.

Какое распределение ролей существует сейчас во многих мусульманских семьях?

В семье женщина отвечает за ведение хозяйства, уход за детьми и прислуживает мужу. На ее плечи ложится порой непосильная нагрузка, большинство мусульман проживает в сельской местности, где есть большое количество земли, которую нужно обработать. Часто наблюдается насилие мужа над женой (в некоторых семьях и над детьми, особенно над девочками), поскольку привычка поколениями зависеть от мужа, подчиняться его воле осталась до сих пор.

Таким образом, учет распределения гендерных ролей, их ознакомление с элементами Корана чрезвычайно важны в процессе поликультурного воспитания школьников. Такой подход будет способствовать возрождению национальной самобытности каждого этноса, взаимному духовному обогащению народов за счет ознакомления и творческого синтеза достижений других культур.

Воспитание в мусульманской семье

Предлагаемое исследование не является исчерпывающим и освещает отдельные проблемы мусульманских семей. Для более подробного изучения проблемы необходимо широкое привлечение мусульманской общественности, видение ее «изнутри», более глубокое знание Ислама и непредвзятое отношение к гендерной тематике.

Россия - страна с демократическим законодательством, где женщины, независимо от национальности и вероисповедания, имеют равные права с мужчинами.

В Коране, священной книге каждого правоверного мусульманина, указаны все права, которые имеет женщина. Они должны быть соблюдены, иначе нарушителя ждет большое наказание (во время суда перед Аллахом все, кто нарушил права женщины, будут наказаны, все грехи против женщины удваиваются в два раза [1, с. 5]. Одной священной книге других религий об этом почти не говорится.

Ислам уравнял женщину с мужчиной. До появления Ислама женщины были полной собственностью мужа. Рождение девочки считалось большим горем, девушек и женщин приносили в жертву языческим богам, закапывали в песок. После рождения девочки женщину вместе с младенцем часто убивали. Женщина была собственностью мужа, приравнивалась к слову, он имел право ее продать, обменять. При бракосочетании отец брал за дочь знаменитый калым, то есть просто продавал ее будущему мужу, отдавая ее в полное владение. Ислам, наоборот, запрещает брать калым за дочь, это является большим грехом для правоверного мусульманина.

Ислам утверждает, что женщина равна с  мужчиной, и об этом

говорят три истины, о которых говорится в Коране:

I. Мужчина и женщина имеют единое начало. И сказал Аллах: «О люди! Благоговейте перед Аллахом, который сотворил вас из единой души и от нее же сотворил ей пару. От них обоих он рассеял в большом количестве мужчин и женщин. Благоговейте перед Аллахом, с чьим именем вы предъявляете друг другу вопросы, и уважайте (ваших матерей) утробы (в которых они вас носили) ... »[1, с. 16].

II. Ислам требует от женщины, чтобы она несла ответственность за свои действия, поскольку свобода ничего не стоит без ответственности. Ярким примером являются действия Адама и Евы, которые вкусили запретный плод и за это были наказаны [3, с. 87].

III. И женщина, и мужчина равны в вознаграждении, обещанной Аллахом: «.. Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других ... А если кто сделает что-нибудь благое - будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, - то эти войдут в рай и не будут обижены и на бороздку финиковой косточки »[1, с. 16].

Несмотря равенство, в Исламе гендерные роли мужчины и женщины распределены: для мужчины характерна общественная деятельность, предназначение женщины заключается в рождении детей и в сохранении семейного очага.

Аллах сделал брак главным фактором в совершенствовании духовных качеств человека. Брак прививает человеку мягкость, защищает его честь, а также способствует появлению духовно здорового поколения, которое живет с опорой на веру. В Исламе брак - символ благополучия и чистоты. В брак должны вступать в вере и в добродетели как женщины, так и мужчины. На самом деле, очень часто мусульманские мужчины не придерживаются этого закона и в брак вступают, уже имея опыт сексуальных отношений. Конечно, человек не несет никакого наказания, тогда как женщина будет строго наказан, если не сохранит девственности до брака.

Много веков, поколение из поколения женщины страдали от тирании и произвола мужчин, которые самовольно забрали у них права предоставлены Аллахом. Для этого они используют трактовку хадисов Пророка и Корана. Несмотря на запрет физического насилия мужчин над женщинами, последние много страдают от мужского насилия. Почему же это происходит, если в Исламе запрещено бить женщин? В Коране говорится, что бить женщину запрещено, ему надо все объяснить словами, и если она не поймет с первого раза, объяснить второй и третий. Но если женщина не поймет и после третьего объяснения, то ее можно ударить [1, с. 103]. Мы можем проследить противоречия: с одной стороны, в Коране говорится о равенстве полов, а с другой, мужчины имеют преимущества во всем, даже могут бить женщину.

Мужчины решали, кому отдать замуж и кого взять в жены. Номинально женщина имела право отказаться от избранника родителей. Большинство женщин воспринимали правило, позволяло отцу выбирать будущего супруга, это стало нормой для многих поколений мусульманских женщин. Если после замужества женщина страдала от насилия мужа, то ей было сложно это доказать, а тем более расстаться с ним. Развод в Исламе не запрещено, но оно осуждается и религией, и людьми. Для женщины получить развод намного сложнее чем мужчине. Мужчина разводится, сказав трижды, что отказывается от женщины, для женщины же нужно представить доказательства того, что человек нарушает его права, изложенные в Коране [2, с. 78]. При этом доказательства должны быть подтверждены свидетелями и если женщина не сможет доказать свою правоту, он будет наказана.

Какое распределение ролей существует сейчас во многих мусульманских семьях?

В семье женщина отвечает за ведение хозяйства, уход за детьми и прислуживает мужу. На ее плечи ложится порой непосильная нагрузка, большинство мусульман проживает в сельской местности, где есть большое количество земли, которую нужно обработать. Часто наблюдается насилие мужа над женой (в некоторых семьях и над детьми, особенно над девочками), поскольку привычка поколениями зависеть от мужа, подчиняться его воле осталась до сих пор.

В процессе исследования мы пытались выяснить взаимосвязь между мусульманскими традициями, современными условиями жизни и реальными ролями, которые выполняет в семье каждый пол. Исследование было осуществлено с помощью разработанной нами анкеты, и в нем приняло участие 36 семей, проживающих в Автозаводском районе г. Тольятти. Анкетировано 60 женщин в возрасте от 18 до 65 лет. С помощью анкеты мы пытались изучить положение женщины в семье; проанализировать, каким образом распределены роли и обязанности в семье, как влияет на эти роли религия.

 

Результаты исследования

Результаты анкетирования показали, что 40% семей складываются из 4-х человек (двое детей и двое взрослых), 30% - 6-7 человек (семья проживает с родителями одного из супругов), 20% - 6-8 человек (двое взрослых и дети), 10% насчитывают 3-х человек (семья имеет одного ребенка). Вообще, для мусульманских семей характерно иметь большое количество детей, но современное экономическое положение заставляет молодых людей ограничиться двумя детьми.

На вопрос - кто решил, что вам пора жениться, большинство женщин ответили - родители, их количество составляет 70%, 30% решили этот вопрос самостоятельно после того как встретили своего будущего мужа. Это говорит о том, что большинство женщин, даже несмотря возможности, которое дает современная жизнь, все равно руководствуются установками родителей и зависят от традиций.

На вопрос о самостоятельном выборе партнера женщины ответили так: 60% - самостоятельно, 20% написали о том, что их познакомили родители, 20% - партнер выбрал ее, и знакомство состоялось по его инициативе. Анализируя ответы на два последних вопроса, видим: в случае, когда женщина выбрала партнера самостоятельно, решение остается в большинстве случаев с родителями. 50% от общего числа опрошенных, женщин в возрасте от 40 до 65 лет, которые руководствовались выбору родителей, составляет 80%, 20% - выбор сделали самостоятельно. 30-40 лет - 50% выбрали самостоятельно, 30% - с согласия родителей, 20% - выбор сделали родители. Итак, молодое поколение больше руководствуется собственными убеждениями и чувствами, тогда как старшее больше учитывает общественное мнение и придерживается традиций .

На вопрос о председательствующего в семье подавляющее большинство (95%) ответили, что им является мужчина, остальная часть (5%), что в семье нет ярко выраженного лидера. Эти результаты подтверждают, что муж для мусульманской женщины есть главой семьи, как это определяет Ислам. В семьях, где проживает два поколения, гендерные роли распределении следующим образом: главой семьи является старший мужчина, и ему подчиняются все остальные.

На вопрос «Как распределении обязанности в вашей семье?» Все 100% женщин отметили, что их обязанностью является ведение домашнего хозяйства и воспитания детей, 5% от общего количества еще одной обязанностью выделили работу.

В ответах на вопросы по удовлетворенности семейной жизнью женщины ответили следующим образом: 20% ответили «да», 30% - «нет», 50% - «да, но могло быть и лучше». Семейной жизнью недовольны по разным причинам: насилие со стороны мужа, большая физическая нагрузка, невозможность самореализоваться подобное.

Целью следующего вопроса было выяснение, терпит женщина насилия со стороны мужа. 70% подтвердили, что мужчины или психологически или физически издеваются над ними, 30% женщин живут с мужчинами мирно. 40% женщин подтвердили, что чувствуют психологическое давление со стороны супруга (пренебрежительное отношение, унижение достоинства в присутствии других), 30% - физическое насилие (избиение, принудительное физическая нагрузка, причем бить женщину мужчины не боятся даже в присутствии детей и знакомых), и 30% вообще никакого насилия со стороны мужчины не чувствуют. То есть 70% женщин чувствуют себя униженными мужчинами, но большинство женщин хотя и не удовлетворении этой ситуацией, считают, что это право человека, которое оказал ему Ислам.

Проведенные исследования, в центре ДЮЦ «Планета», показали, что 28,8 % опрошенных считают главным в женщине - чувство собственного достоинства, 26,4 % - преданность семье, 16,4 % - религиозное благочестие, 8,5 % - чувство ответственности. Для большинства женщин высшими образцами являются их добрые заботливые матери.

Вышеприведенные статистические данные показывают, что положение мусульманской женщины сходно с положением женщин другой религии или национальности в нашем городе. Что касается Корана, то в нем говорится, что ислам ни в коем случае не ограничивает активность мусульманок, не призывает их к затворничеству. Религия дает свободу женщине.

На вопрос «хотите ли Вы что-то изменить в этой ситуации?» (Результаты высчитывались из суммы женщин, страдающих от насилия), ответы женщин поражают, поскольку лишь 50% хотели изменить ситуацию, остальные 50% сказали о том, что лучше пусть будет так , как есть, чтобы не хуже. Из ответов на последний вопрос видно, что изменить свое положение реально пытались лишь 20% женщин, другие просто терпят насилие и готовятся к ситуации. Это обусловлено тем, что в течение многих поколений мужчины трактовали Коран по-своему.

Итак, анализ проведенного анкетирования позволяет сделать следующие выводы:

Верования в значительной степени влияют на распределение гендерных ролей в семьях, хотя с другой стороны, мусульманки сами не хотят ничего менять и ссылаются на традиции;

- Для уменьшения насилия над женщинами в мусульманских семьях необходима просветительская работа.

Заключение.

Таким образом, во многих мусульманских семьях сохраняется традиционное распределение гендерных ролей, когда мужчина занимается материальным обеспечением семьи, а жена - ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.

Почему, несмотря на общественное давление, поликультурное окружение, предписания Корана, существует психологическое и физическое насилие? По нашему мнению, это является следствием «традиционного воспитания» и результатом распределения семейных ролей, когда один доминирует, а другой - подчиняется. Кроме того, насилие характерно и для русских семей, поэтому корни проблемы лежат не столько в религиозной плоскости, как принято считать, а в комплексе социальных факторов.

Таким образом, учет распределения гендерных ролей, их ознакомление с элементами Корана чрезвычайно важны в процессе поликультурного воспитания школьников. Такой подход будет способствовать возрождению национальной самобытности каждого этноса, взаимному духовному обогащению народов за счет ознакомления и творческого синтеза достижений других культур.

Предлагаемое исследование не является исчерпывающим и освещает отдельные проблемы мусульманских семей. Для более подробного изучения проблемы необходимо широкое привлечение мусульманской общественности, видение ее «изнутри», более глубокое знание Ислама и непредвзятое отношение к гендерной тематике.

Проблема, которую мы исследовали, выходит за рамки изучения этноконфессиональных стереотипов поведения в Тольятти. Необходимо определение границы между традициями, возвышающими положение женщины в силу специфического отношения к ней в мусульманском мире и факторами, действительно дискриминирующими женщин без учета ее национальной и религиозной принадлежности исключительно по признаку гендера. Еще одна грань проблемы заключается в праве свободного выбора женщиной национальных и религиозных основ своего мировоззрения и поведения. 

 

 

Список использованной литературы

1. Коран / Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского. - М., 1990. - 560 c.

2. Мустафа Мухаммад Ат-Тахан. Женщина на пути призыва.

- Стамбул, 2000. - 248 с.

3. Максуд Р. Ислам / пер. с англ. В.Новикова. - М., 1998.

4. Мухаммад Аль-Газали. Женский вопрос. - Тегеран, 2005. - С.135.


Судьба мусульманской женщины

Судьба мусульманской женщины

Тольятти 2022 Содержание

Тольятти 2022 Содержание

Введение Актуальность. Сегодня, в эпоху глобализации,

Введение Актуальность. Сегодня, в эпоху глобализации,

Основная часть Роль религии и

Основная часть Роль религии и

Брачный договор – самое надежное средство защиты имущественных прав женщины в браке, что становится актуальным в случае развода

Брачный договор – самое надежное средство защиты имущественных прав женщины в браке, что становится актуальным в случае развода

Воспитание в мусульманской семье

Воспитание в мусульманской семье

Несмотря равенство, в Исламе гендерные роли мужчины и женщины распределены: для мужчины характерна общественная деятельность, предназначение женщины заключается в рождении детей и в сохранении семейного…

Несмотря равенство, в Исламе гендерные роли мужчины и женщины распределены: для мужчины характерна общественная деятельность, предназначение женщины заключается в рождении детей и в сохранении семейного…

В семье женщина отвечает за ведение хозяйства, уход за детьми и прислуживает мужу

В семье женщина отвечает за ведение хозяйства, уход за детьми и прислуживает мужу

На вопрос о председательствующего в семье подавляющее большинство (95%) ответили, что им является мужчина, остальная часть (5%), что в семье нет ярко выраженного лидера

На вопрос о председательствующего в семье подавляющее большинство (95%) ответили, что им является мужчина, остальная часть (5%), что в семье нет ярко выраженного лидера

На вопрос «хотите ли Вы что-то изменить в этой ситуации?» (Результаты высчитывались из суммы женщин, страдающих от насилия), ответы женщин поражают, поскольку лишь 50% хотели…

На вопрос «хотите ли Вы что-то изменить в этой ситуации?» (Результаты высчитывались из суммы женщин, страдающих от насилия), ответы женщин поражают, поскольку лишь 50% хотели…

Еще одна грань проблемы заключается в праве свободного выбора женщиной национальных и религиозных основ своего мировоззрения и поведения

Еще одна грань проблемы заключается в праве свободного выбора женщиной национальных и религиозных основ своего мировоззрения и поведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2022