Роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.
Оценка 4.9

Роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Оценка 4.9
Работа в классе +2
docx
русский язык +1
7 кл
30.10.2019
Роль деепричастий  и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.
Роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи. Ребята учатся видеть деепричастия и деепричастные обороты в тесте, осознавать роль художественных средств в текстах,работать в группе и парах, понимать социальную значимость учебного материала, необходимость учения, как основного вида деятельности
открыт ур. Роль деепричастий и деепричастных оборотов .....docx
Тема: Роль деепричастий  и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи. Тип урока. Урок – исследование. Цель:      создать условия для формирования умения  применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать  новые.           Задачи: Предметные: обобщить   знания   обучающихся   о   деепричастии   с   целью распознавания их в тексте, показать роль деепричастий в речи. Метапредметные: познавательные:   учить   правильно   употреблять   одиночные деепричастия   и   деепричастные   обороты   в   связной   речи   с   учетом различных стилей речи, грамотно оформлять письменные высказывания. коммуникативные: помочь   обучающимся   осознать   социальную, практическую   и   личностную   значимость   учебного   материала,   обеспечить развитие   у   школьников   монологической   и   диалогической   речи,   помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;  регулятивные: формировать   у   обучающихся   умения   принимать   и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий. Личностные: создать   условия   для   формирования   интереса   к   учебной деятельности и к учебному материалу; развивать навыки сотрудничества со сверстниками;   воспитывать   культуру   умственного   труда   и   любовь   к художественному слову. Оборудование: компьютер,   экран,   проектор,   рабочие   листы   с заданиями, карточки­информатор. Ход урока.  (Слайд 1) Выявить, какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в  текстах разных стилей. 2)Мы с вами –ученые­ лингвисты и будем изучать языковые явления.  1 группа Работала наблюдала за разговорным стилем и работала с текстами научного стиля 1 группа .Мы наблюдали использование деепричастий и деепричастных оборотов в  разговорном стиле, сферой применения которого является общение людей в быту, в  непринужденной беседе Однако в разговорном стиле часто употребляются фразеологизмы,  в которые входят деепричастия. Например, «засучив рукава», «сложа руки».  Задание1. Подбери фразеологизм. ( Слайд  ) Задание 2. Собери пословицу. Слайд  ) Вывод1. Выполняя данную работу, мы пришли к выводу: Деепричастные обороты в составе фразеологизмов придают разговорной речи яркую эмоциональную окраску, иногда шутливую и ироничную. (Слайд5) 2Задание.. Сфера применения научного стиля- статьи, учебники, энциклопедии.. Наша команда выписывала из учебников физики, алгебры, географии, истории предложения с деепричастиями деепричастными оборотами ( Ученики зачитывают эти предложения и говорят о роли деепричастия как добавочного действия) Вывод 2 Деепричастия и деепричастные обороты в научной речи помогают добиться краткости, четкости, сжатости высказывания, ведут к построению последовательной цепочки действии, с помощью которой можно проследить, какое действие является главным. В научном стиле употребляются в основном деепричастия настоящего времени с суффиксами А-Я (Что делая?) 2 группа. Зачитывает предложения из публицистического стиля, сфера применения которого статьи газет и журналов. Делается вывод. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в публицистическом стиле делают речь более емкой и выразительной. 4. Работа над стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» (заданее получают обе команды. Смотрим на это уникальное явление природы, слушаем шум водопада) Беседа по вопросам. 1)Какому стилю можно отнести данный текст? 2)Какова основная задача этого стиля? (художественному) (Воздействовать на читателя, Нарисовать словесную картину так, чтобы мы увидели водопад как живое существо. 3)Какой эффект достигается использованием такого количества деепричастий? Чтобы ответить на этот вопрос, даю задание: разделить деепричастия в данном тексте на тематические группы. 1.- Отмечает деепричастие по слуховым впечатлениям. 2.- по зрительным впечатлениям. 3. – по движению. 4.- по аналогии с человеческими качествами.( как называется такой прием в художественной литературе? – олицетворением.. Самостоятельная работа. -Какой же водопад? 1) Деепричастия по слуховым впечатлениям дают возможность услышать шум, грохот, спокойное движение воды. Автор использует звукопись(сочетание свистящих, шипящих и сонорных звуков.) 2)Деепричастия по зрительному эффекту помогают представить, как изменяется водопад. Он то бурный,(Пенясь), то спокойный(Мелькая), то красующийся( блистая). 3) Деепричастия, которые передают движение. конкретизируют глагол, разнообразят речь, делают ее более выразительной. 4) Используя олицетворение, автор показывает, что водопад – это живой организм. Он резвится волнуется, смеется. Таким образом, поведя исследовательскую работу, мы выяснили, что деепричастия разнообразят речь, передают различные смысловые оттенки. В художественном стиле они употребляются в прямом и переносном значении. Обозначая добавочное действие, оно дорисовывает основное. Деепричастие может быть средством выразительности. Итог урока. Обобщая все сказанное, к какому же выводу мы пришли? Деепричастия и деепричастные обороты широко используются в текстах разных стилей речи. Обозначая добавочное действие, они помогают дорисовывать основное. Слайт 9 Роль деепричастий в худ. Тексте10 А сейчас мы познакомимся с уникальным по своей форме и  содержанию стихотворением английского поэта Роберта  Саути «Лодорский водопад». Откройте учебники на странице  188 –й. (Слайд 8 Кипя, Шипя, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Свиваясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, круша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча Морщинясь, волнуясь, катаясь Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задор.Так падают бурные воды В сверкающем быстром Лодоре ­ развитие умений извлекать новую информацию о деепричастиях в процессе изучающего чтения  художественного текста, находить в нём главную мысль. (Слайд 9) Вы исследователи­лингвисты. Вам предстоит исследовать текст. Исследование будет состоять из 4 этапов. На каждом этапе нужно выполнить следующие действия: 1 этап (теоретический). Определить стиль текста, вспомнив  признаки данного стиля. 2 этап (гипотетический). Выдвинуть гипотезу о роли деепричастий в выбранном вами стиле речи. 3 этап (экспериментально­ аналитический). Проверить гипотезу. 4 этап (продуктивный). Написать текст данного стиля речи на  тему «Из­под земли на свет возник фонтанчик ­ радостный  родник». «Родник – начало и исток, воды живительный  глоток». ­ Я могу ошибаться, ты можешь ошибаться, но вместе в  самостоятельном поиске найдём верное решение. ­ К какому стилю можно отнести этот текст? Докажите. (Во­первых, по жанру, во­вторых, основная задача этого стиля –  изобразить, воздействовать на читателя, поэт нарисовал словесную  картину Лодорского водопада, стихотворение эмоционально,  образно, перед нами водопад предстаёт как живое существо.) ­ В чем особенность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричас­тий и одного деепричастного  оборота. Необычно построено, напоминает по форме водопад, текст состоит из одного предложения) ­ Давайте выдвинем гипотезу о роли деепричастий в этом  стихотворении? ­ Делают речь выразительной, ёмкой, передают различные  смысловые оттенки. ­ Приступим к проверке нашей гипотезы. ­ Какой художественный эффект достигается использованием  такого количества деепричастий? ­ Что нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? ­ Разделить деепричастия на тематические группы. ­ Какие тематические группы можно выделить? Ваши  предположения? 1.По звуку 2. По движению. 3. По зрительным впечатлениям. 4.По аналогии с человеческими качествами. (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной.  Образ водопада изменчив: покорный бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по  цвету, звуку, движению.) ­ Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные  действия (работа по группам) и сделайте выводы: 1 группа – по слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша,  шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя); 2 группа – зрительным впечатлениям (пенясь, вздымаясь, вздуваясь, взвиваясь, блистая, мелькая, меняясь); 3 группа ­ движению (струясь, крутясь, сливаясь, свиваясь,  вздымаясь, вздуваясь, взвиваясь, вертясь, взметаясь, скользя,  делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь); 4 группа – аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь,  обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь,  дрожа, ликуя, бросаясь, вырастая, стремясь, воркуя, убегая). 2 человека из 4 группы выделяют, какие именно человеческие  качества присуще этому водопаду, распределите по группам. 1 ­ игривый, дружелюбный (сливаясь, встречаясь, играя, резвясь,  волнуясь, смеясь, болтая); 2 – бунтующий (бунтуя, бросаясь, вырастая, стремясь, спеша) 3 – спокойный (ворча, воркуя, встречаясь) 4 – нежный (обнимаясь, ласкаясь, воркуя) 1 группа – Рассмотрев деепричастия по слуховым впечатлениям,  мы пришли к выводу, что автор использует звукопись, такие  приёмы, как аллитерация и ассонанс. Сочетание свистящих,  шипящих, сонорных, подкреплённое ассонансом дают возможность  передать различные звукоподражательные эффекты: шум, грохот,  спокойное движение воды. 2 группа – Выделив деепричастия по зрительному эффекту, мы  пришли к выводу, что они помогают нам зрительно представить  изменчивость водопадного потока: то бурного (пенясь), то  спокойного (мелькая), то красующегося (блистая), постоянно  меняющегося (меняясь). 3 группа – Рассмотрев деепричастия, которые передают движение,  мы пришли к выводу, что эти деепричастия конкретизируют глагол  падают, разнообразят речь, делают более ёмкой и выразительной. 4 группа – Мы рассмотрели группу деепричастий по аналогии с  качествами человека, и пришли к выводу, что используя  олицетворение автор хотел показать водопад как живой организм, у  которого есть свой изменчивый характер: то он бунтующий (бунтуя, бросаясь, вырастая, стремясь, спеша), то игривый и дружелюбный  (сливаясь, встречаясь, играя, резвясь, волнуясь, смеясь, болтая); то  спокойный (ворча, воркуя, встречаясь); то нежный (обнимаясь,  ласкаясь, воркуя) и красующийся собой (блистая, ликуя). ­ Проведя исследовательскую работу, подтвердили ли мы свою  гипотезу? ­ Да, деепричастия разнообразят речь, делают её более ёмкой,  выразительной, передают различные смысловые  оттенки. В художественном стиле деепричастия употребляется в  прямом и переносном значении. Обозначая добавочное действие, дорисовывает, характеризует  основное. Может быть средством выразительности, помогает создать  художественный образ.

Роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий  и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий  и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий  и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий  и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий  и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий  и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.

Роль деепричастий  и деепричастных оборотов в текстах разных стилей речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2019