"Роль этимологии при изучении словарных слов"
Оценка 4.6

"Роль этимологии при изучении словарных слов"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русская литература
4 кл
15.02.2017
"Роль этимологии при изучении словарных слов"
Очень интересный материал. Вас ожидают удивительные открытия, совершенно неожиданные. Много сил, стараний прикладывают учителя начальных классов для повышения грамотности учеников. Для запоминания словарных слов используют разнообразные приёмы. За курс начальной школы ученикам необходимо запомнить более четырёхсот слов. Облегчить эту задачу поможет приём использования на уроках "этимологических" экскурсов, знакомство с историей происхождения слов,выделение цепочек родственных слов.
Роль этимологии при изучении словарных слов.docx
Роль этимологии при изучении словарных слов.        Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе  остаётся до сих пор актуальной.   Ошибки на правописание безударных гласных, как известно, относятся к числу  массовых ошибок, характерных для школьников. Половина числа слов русского  языка с безударными гласными составляют слова с непроверяемым написани­   ем, многие из этих слов входят в активный словарь младших школьников. От  усвоения этих слов, их правописания в значительной мере зависит грамотность  уч­ся.  Словари для справок с непроверяемым написанием даны в учебниках русского  языка, начиная с 1­го класса. Многие слова, написание которых надо запом­нить, вынесены на поля учебника. Кроме этих форм подачи материала, они     рассыпаны по каждому учебнику.    Учителя волнует вопрос, как помочь уч­ся усвоить написание непроверяемых  гласных в слове, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».  В своей практике учителя знакомят уч­ся с такими словами, используя разные  формы работы. После знакомства со словарными словами идёт отработка их  правильного написания. Проводится постоянная работа по запоминанию и за­   учиванию слов.  Словарные слова надо знать наизусть, как таблицу умножения. Только таблица  умножения помещается на один листок, а словарных слов около четырёхсот.    Я работаю по учебно­методическому комплекту «Планета Знаний», где ав­  тором учебника по русскому языку является Любовь Яковлевна Желтовская  Я  слушала её выступление, где в ходе своей лекции она слегка коснулась вопроса  о роли этимологии при изучении словарных слов. Тема меня заинтересовала, я  стала уделять этому вопросу много внимания.    У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь  родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами.  Слово может рассказать о своей национальности, о своих родителях, о своём  происхождении.   Изучением истории лексики и происхождения слов и занимается интерес­  нейшая наука – этимология.    Существует множество путей, которыми слово приходит в язык. Один из них – взаимодействие языков в процессе исторического взаиморазвития народов.  Увидеть это взаимодействие тоже помогает этимология.   Так, например, большинство слов английского языка (заимствованных и  русским языком) латинского и греческого происхождения. От латинского слова «манус» (рука) произошло много известных нам  и  употребляемых нами слов: «мануфактура», «маникюр», «эмансипация».  Много слов возникло с помощью латинских и греческих приставок и суф­   фиксов: ­анти,­астро.   Английский язык включает много слов, заимствованных из других языков мира. Викинги принесли   слова: «нога», «сиденье», «рождение». Норманны ввели  слова : «молитва», «министерство», «бедность», «парламент».   Мышление уч­ся начальных классов носит наглядно – образный характер,т.е.  оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у боль­    шинства школьников преобладает   образный тип памяти.  Этимологическая  работа в данном случае даёт неплохие результаты при запоминании словарных  слов.       Я хочу предложить  вам совершить   экскурс в прошлое некоторых словарных  слов.                                                          (Презентация)    Каким образом можно использовать подобную информацию на уроке? Опыт, накопленный методистами, можно обобщить в следующих рекоменда­   циях: 1. Предпочтительнее заучивать за один раз правописание групп этимологичес­   ки родственных слов, обычно не более 5­6. 2. При объяснении и проверке целесообразно обращать внимание учеников не  только на формальное сходство этих слов (совпадающее буквосочетание), но и  на семантическую связь между ними ( элемент лексического значения). 3. В первую очередь предъявлять наиболее простое с точки зрения орфографии  слово, которое станет проверочным для других остальных участников «семьи»,   располагать в соответствии с понятными для школьников словообразователь­    ными  и семантическими связями. 4. Не упускать случая для сообщения занимательных сведений по этимологии  изучаемых слов. Субъективное восприятие информации как интересной спо­  собствует прочности запоминания.  Я хочу особое внимание обратить на   выявление этимологических родствен­    ников.  Мы попробуем  составить этимологические гнезда. ­ Самое известное гнездо у слова «колесо» (значение – «круг»)  ­ коляска,        кольцо, кольчуга, около, околица.  ­ Лопата. Древний корень – лоп – обозначал «плоскость, расширение, широкий  лист». От него образовалось слово «лопух» (растение с широкими листьями),  лопата – орудие труда по форме напоминающее лист, лопасть. ­ Поработаем со словом «поле» ­ объясним значение (безлесная пустая равнина) Создаём гнездо:    поляна­открытое пустое пространство;    полынья ­  свободное ото льда место;    половодье – разлив воды, свободная вода;    полоумный – пустой ум.  (Пол, полка – лишние в этом ряду) А «полено» и «пол»  (как род женский или другой)– от слова «половина». ­Целина. (Нетронутая, целая земля). К этому слову относится и «поцелуй». В старину слово «поцелуй» означало  повелительную форму – «вернись целым». ­Волк. Получил такое название потому, что свою жертву волочит.  Волок – участок суши между двумя судоходными реками ( или мелководье),   через который надо медленно тащить (волочить) ладьи. (г. г.Вышний Волочёк,  Волоколамск).  Волокита – затягивание дела.  Проволока – назвали так по способу производства: нагретую металлическую  заготовку протягивают (волочат) через отверстие с целью уменьшения её  поперечных размеров.   Наволочка – то, что натягивают на подушку ( во что волокут подушку). Многие слова слывут трудными в лексико – семантическом отношении и потому недоступными для усвоения в школе вследствие своей морфемной  непроницаемости. Во многих из них этимология помогает сделать их всесто ­  роннее усвоение более простым, лёгким и доступным. Этот метод позволяет превратить многие  непроверяемые написания в легко  проверяемые и объединить прежде никак не связанные в сознании уч­ся слова в  удобные для запоминания группы с ясным семантическими и словообразова­   тельными связями.   Кроме того, этимология стимулирует развитие интереса к русскому языку и  лингвистической зоркости. Наконец, этимология проясняет первоначальный морфемный состав и слово­   образовательные связи, делает слова абстрактной семантики более конкрет­   ными, простыми для понимания и употребления. А это способствует расши­   рению активного словарного запаса уч­ся.

"Роль этимологии при изучении словарных слов"

"Роль этимологии при изучении словарных слов"

"Роль этимологии при изучении словарных слов"

"Роль этимологии при изучении словарных слов"

"Роль этимологии при изучении словарных слов"

"Роль этимологии при изучении словарных слов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017