Показатели психофизического развития детей дошкольного возраста.
Очень важно знать, как развивается ребенок, и соответствует ли это возрастным нормам. Чтобы вовремя увидеть отставание в развитии или убедится, что дошкольник опережает возрастные нормы развития работнику ДОУ необходимо знать следующие показатели психического и физического развития детей раннего и дошкольного возрастов.
3-4 года
Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа Пойди в кухню, принеси чашку
4-5 лет
Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.
п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
Возраст Навыки поведения
З года
Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы
3—4 года
Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами.
Собирает и строит постройки из 9 кубиков
4—6 лет
Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки
Возрастные особенности развития общей моторики
Возраст Навыки поведения
3 года
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки 3—4 года
Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу.
Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 с.
Сохраняет равновесие при качании на качелях
4—5 лет
Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице 5—6 лет
Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
Возраст Навыки поведения
3 года
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест 3—4 года
Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч 4—5 лет
Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершенную картину
5—6 лет
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дорисовывает недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу
Диагностика развития дошкольников
Для изучения особенностей развития дошкольников используются разнообразные методы, в том числе и шкалы развития, обсуждавшиеся выше. Так, методики Пиаже могут применяться и в более старшем возрасте. Они представляют собой шкалы порядка, поскольку предполагается, что развитие проходит ряд следующих друг за другом стадий, которые могут быть качественно описаны. Шкалы Пиаже предназначены главным образом для изучения когнитивной, а не личностной сферы ребёнка и пока не доведены по формальным параметрам до уровня тестов. Последователями Пиаже ведется работа по созданию диагностического комплекса, основанного на его теории и предназначенного для диагностики психологии развития детей разного возраста.
Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов исполнения. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).
При изучении дошкольников диагностированию могут подвергаться самые разные аспекты развития — от моторного до личностного.
Так, например, существуют специальные шкалы, устанавливающие социальную зрелость детей, способность их к самостоятельному удовлетворению простейших потребностей, умению адаптироваться к разнообразным условиям окружающей среды. Достаточно известной является шкала Вайнленд, предназначенная для изучения способностей ребёнка обслуживать себя и брать на себя ответственность (эта шкала пригодна также для обследования умственно отсталых детей и взрослых). Она содержит 117 заданий, сгруппированных по разным возрастным уровням и включает 8 областей поведения: общее самообслуживание, самообслуживание во время еды, самообслуживание при одевании, саморегуляцию, навыки общения, предпочитаемые занятия, особенности моторики, социализацию.
Чаще всего данные, получаемые с помощью этой шкалы, используются для диагностирования умственной отсталости и принятия решения о помещении обследуемого в лечебные учреждения или интернаты.
Более поздней по времени создания является шкала адаптивного поведения (ABC), разработанная Комитетом американской ассоциации по изучению умственной неполноценности. Она может применяться для изучения эмоциональных или каких-либо других нарушений психики. Как и шкала социальной зрелости Вайнленд, она основана на наблюдениях за поведением обследуемых и может заполняться не только психологом, но и педагогом, родителями, врачами — всеми, с кем контактирует ребёнок. Шкала адаптивного поведения состоит из двух частей. Первая включает 10 областей поведения, таких как: самообслуживание (еда, туалет, гигиена, внешний вид, одевание, общее самообслуживание);
физическое развитие (сенсорное, моторное);
хозяйственная деятельность (обращение с деньгами, умение делать покупки);
развитие языка (понимание, общение, выразительность); ориентировка во времени (знание числа, времени суток);
домашняя работа (уборка дома, определенные домашние обязанности и др.);
деятельность (игровая, учебная); саморегуляция (инициатива, настойчивость); ответственность; социализация.
Вторая часть шкалы имеет отношение только к тем, кто демонстрирует отклоняющееся, плохо адаптированное поведение.
Для изучения некоторых способностей детей от 2,5 до 8,5 лет разработана шкала Маккарти. В нее входят 18 тестов, сгруппированных в шесть частично совпадающих шкал: вербальную, перцептивного действия, количественную, общих познавательных способностей, памяти и моторную.
Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стэнфорд—Бине и тест Векслера (см. гл. IV).
Оценивая обсуждаемые выше шкалы, нельзя не отметить отсутствие строгого теоретического обоснования применения каждой из них для диагностики особенностей психического и личностного развития дошкольников. Исключение составляют методики Пиаже, которые опираются на созданную им концепцию развития. В отличие от зарубежных отечественные исследователи стремятся строить систему диагностики, опираясь на разработанные в возрастной и педагогической психологии положения об особенностях, стадиях и движущих силах психического и личностного развития (труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.). Так, например, наиболее разработанным с этой точки зрения является комплекс методик диагностики умственного развития дошкольников, созданный под руководством Л.А. Венгера ("Диагностика умственного развития дошкольников". М., 1978).
Умственное развитие рассматривается авторами методик как процесс "присвоения ребенком определённых форм общественного опыта, материальной и духовной культуры, созданной человечеством". Центральным звеном при создании методик стало познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. Как показали авторы исследования, именно овладение разными видами познавательных ориентировочных действий (в первую очередь перцептивными и мыслительными) лежит в основе умственного развития детей раннего и дошкольного возраста. Выделены три основных типа перцептивных действий, "различающихся в зависимости от особенностей соотношения между свойствами обследуемых предметов и применяемыми в процессе обследования сенсорными эталонами". Среди них действия идентификации, приравнивание к эталону и перцептивное моделирование. Действия первого типа выполняются при обследовании свойств предметов, которые полностью совпадают с имеющимися эталонами. Действия второго типа задействованы при необходимости использования образца-эталона для выявления свойств предметов, не совпадающих с образцом, хотя и близких к нему. Третий тип действия представляет собой соотнесение свойства обследуемого предмета не с одним эталоном, а с группой — построение его эталонной модели. В качестве показателей умственного развития выделяются также образное и логическое мышление. При этом авторы тестов признают, что разработанная ими система не включает таких важных параметров, как вербальное мышление и мотивация познавательной деятельности. Они отмечают, что получаемая система показателей умственного развития представляет собой его операционально-техническую характеристику.
Для диагностики каждого типа действия и особенностей мышления предлагается система проб, которые доведены до уровня тестовых методик и стандартизированы на группах дошкольников разного возраста.
Так, действие идентификации диагностируется с помощью поиска цветового объекта, идентичного образцу в цветовой матрице из 49 элементов (задания на выбор цветовых объектов), действие отнесения к эталону изучается с помощью сортировки предметов по форме, а перцептивное моделирование путём сборки разнообразных фигур, состоящих из деталей геометрической формы, — по образцу (представляющему собой целую фигуру). Специальные диагностические приёмы были разработаны для изучения особенностей образного и логического мышления.
Наряду с описанными выше и предназначенными для изучения разных аспектов развития дошкольников методиками достаточно много их разработано для диагностирования готовности детей к обучению в школе. Здесь можно отметить, что исследователи расходятся во мнении о приоритетности тех или иных аспектов развития для констатации школьной зрелости. Одни психологи сосредоточивают основное внимание на когнитивной сфере и уровне обученности, другие считают более важными особенности поведения ребёнка в целом.
Чаще всего анализируются три аспекта школьной зрелости — интеллектуальный, социальный и эмоциональный. Американские психологи уделяют наибольшее внимание диагностике интеллектуальных компонентов школьной зрелости. Чаще всего изучаются такие функции, как зрительные и слуховые различения (например, понимание на слух), словарный запас, общая осведомленность, уровень развития сенсомоторики, понимание количественных отношений и др. Наиболее популярным в США считается национальный тест готовности (MRT), предназначенный для младшей и средней групп детского сада (первый уровень) и для старшей группы и первоклассников (второй уровень).
Рассмотрим в качестве примера задания второго уровня теста (А. Анастази. Кн. 2. С. 62):
Начальные согласные. Ребенку предъявляют 4 картинки (например, изображение кошки, домика, клоуна и т.д.) и называют каждое из них. Затем просят отобрать те картинки, которые начинаются с определенного звука (например, "к").
Звуко-буквенные соответствия. Каждое задание состоит из картинки и 4 букв. После того как взрослый называет картинку, ребёнок выбирает букву, соответствующую звуку, с которого начинается название картинки.
Зрительное соответствие: требуется подобрать к изображению, начинающему ряд, одно из последующих изображений. Это могут быть сочетания букв, слова, числа, буквообразные фигуры (искусственные буквы).
Поиск образцов. Предназначен для оценки способности увидеть данное сочетание букв, слов, цифр или буквообразных фигур в более крупных их группировках.
"Школьный" язык. Проверяется способность понимания ребенком основных и производных грамматических структур и понятий, изучаемых в школе.
Слушание. Проверяется понимание смысла слов, текстов, предъявляемых устно.
Количественные понятия. Проверяется знание таких понятий математики, как размер, форма, количество и др.
Количественные действия (не обязательно). Оценивается владение ребенком счётом и простыми математическими действиями.
Иной подход представлен в тестах развития Гизелла. Сотрудники института Гизелла основной упор при разработке диагностики развития дошкольников сделали не на интеллектуальном компоненте, а на оценке уровня развития поведения ребёнка (сенсомоторное, физическое развитие, умение отвечать на вопросы и др.).
Существуют и другие серии тестов, включающие диагностику уровня обученности дошкольников, владение ими простейшими математическими понятиями и действиями, умением читать, понимать смысл устно передаваемой информации и т.д. Достаточно популярным в нашей стране стал тест школьной зрелости Керна—Йирасека, включающий три задания: рисование мужской фигуры, срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек. Все они диагностируют в первую очередь степень развития тонкой моторики руки и зрительной координации и движений руки. Автор показал, что его тест обладаёт высокой прогностической валидностью и может предсказать будущую успешность обучения ребёнка в школе. Однако дети, плохо выполняющие тест, могут также демонстрировать хорошую успеваемость, в связи с чем автор подчеркивает, что предлагаемая им методика недостаточна для констатации школьной незрелости, а диагностирует лишь наличие школьной зрелости.
В отечественной психологии также отмечается разнообразие подходов к методикам определения психологической готовности к школе. Разные исследователи выдвигают на первый план неодинаковые аспекты развития в качестве основных критериев готовности к школьному обучению. Так, например, Д.Б. Эльконин считал самым важным диагностирование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности (умение работать по образцу, умение выполнять указания взрослого, ориентироваться на систему определённых правил при выполнении деятельности и др.). Другой известный психолог Л.И. Божович основное внимание уделяла личностному развитию дошкольника, сформированности его мотивационно-потребностной сферы (подробный анализ разных подходов к пониманию и диагностике психологической готовности к школе представлен в книге Н.И. Гуткиной. Психологическая готовность к школе. М., 1993).
Рассмотрим кратко программу диагностики психологической готовности к школе, предложенную и апробированную Н.И. Гуткиной (она представлена в названной выше книге этого автора).
Диагностическая программа включает ряд методик:
— Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребёнка (в названии обозначена цель методики);
— Методика выявления сформированности "внутренней позиции школьника" (специально построенная беседа с дошкольником);
— Методика "домик", включающая задание по срисовыванию образца и позволяющая диагностировать особенности произвольного внимания, сенсомоторики, умения работать по образцу;
— Методика "да и нет", применяющаяся для диагностики умения ребёнка действовать по правилу и представляющая собой модификацию известной игры "да" и "нет" не говорите, черного с белым не носите";
— Методика "сапожки", направленная на диагностику умения пользоваться правилом для решения задачи и особенностей развития процесса обобщения;
— Методика "последовательность событий", предназначенная для изучения особенностей развития логического мышления, речи и способности к обобщению;
— Методика "звуковые прятки", предназначенная для проверки фонематического слуха.
На основе обследования ребёнка по данной диагностической программе составляется специальная психологическая карта.
В результате обследования выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе, позволяющей сформировать необходимый уровень готовности к школе. В ходе обследования выявляются также дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом должны быть сформулированы рекомендации по индивидуальному подходу к ним.
1. Диагностика развития детей дошкольного возраста.
Проблемы диагностики уровня достижений детей в ДОУ.
В соответствии с требованиями обеспечения качества образования, необходимо соблюдать принцип построения деятельности и принятия решений, основанных на фактах и данных. Как отмечает И.А. Рыбалова, ключевыми факторами качества образования в ДОУ являются:
1. Содержание образования и конкретные программы (комплексные и парциальные), построенные на его основе.
2. Здоровье воспитанников.
3. Подготовка детей к посещению ДОУ. Соответствие условий контингенту воспитанников.
4. Положительная мотивация детей, посещающих ДОУ, и их родителей.
5. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
6. Профессиональный уровень педагогического состава и вспомогательного персонала.
7. Положительная мотивация персонала.
8. Технология обучения, воспитания, развития дошкольников.
9. Диагностика состояния здоровья и развития ребенка, его обученности в соответствии с программными требованиями; готовности к обучению в школе.
В системе мониторинга качества образования целостно определены блоки информации о результатах деятельности ДОУ (Ю.К.Белая, П.И.Третьяков) по развитию, воспитанию и обучению детей:
− здоровье и здоровый образ жизни,
− воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами,
− готовность ребенка к обучению в школе, − преемственность в работе детского сада и школы.
Некоторые ученые (О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, В.Н.Казакова и другие) рассматривают результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка. Они отмечают необходимость постоянного изучения и оценки развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации, предоставляемой всеми специалистами ДОУ (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию и др.) для заполнения индивидуальной карты развития ребенка.
Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.
В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования Российской Федерации получила практика проведения психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. Однако сегодняшнее состояние этой практики характеризуется рядом негативных тенденций (Кирьянова Р.А.) :
1. При диагностике детей педагоги используют технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики .
2. Педагоги затрудняются в подборе дидактического материала, необходимого для обследования детей, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения.
3. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации.
4. Педагоги затрудняются объяснить критерии оценки исследуемого качества.
5. Результаты диагностики не используются педагогами и специалистами в планировании и организации жизнедеятельности дошкольников.
Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения глубокой и точной информации об уровне развития и склонности ребенка. В то же время именно эти методики представляют наибольшую опасность, если они попадают в руки неквалифицированного исследователя (Информационное письмо МО РФ «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» от 01.01.00 №10/23-16).
Марцинковская Т.Д. акцентирует внимание на необходимости «…при проведении диагностики использовать целый комплекс методик, что позволит рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике», в диагностике «…самое главное – это установить взаимосвязь между особенностями психики ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения)». Подходы к психолого-педагогической диагностике.
Индивидуальность результатов. Система дошкольного образования перешла от использования единой унифицированной образовательной программы, к работе с детьми по вариативным программам. Содержание, цели, задачи образовательного процесса в ДОУ в связи с этим изменились. Учитываются как особенности развития детей дошкольного возраста, так и их индивидуальные особенности развития.
Промежуточность. Психолого-педагогическая наука реально признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно. Введенное Л.С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует это. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей. Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.
Проявление в деятельности. Образовательные программы для детей дошкольного возраста в отличие от школьных программ включают в себя содержание, связанное с обучением, и содержание, связанное с организацией жизнедеятельности детей в группе. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может опираться на выявление знаний, умений и навыков. Для дошкольника важен не столько объем знаний в определенной области, а то, каким способом эти знания ребенком освоены. Это усложняет методы диагностики, поскольку для определения реального уровня развития ребенка требуются не простые экзаменационные вопросы, а очень тонкий, специальный инструментарий. Не вызывает сомнения возможность использования психологопедагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в процессе обучения.
Назначение для проектирования и анализа результатов. Результаты такого диагностирования должны использоваться педагогами в ходе планирования, при постановке и реализации педагогических задач. Диагностические методики могут применяться и для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью воспитательно-образовательной деятельности педагога по данной программе.
Основными рекомендациями по итогам изучения второго параграфа могут быть:
o диагностика является обязательным компонентом педагогической профессиональной деятельности, позволяя проектировать деятельность и определять её эффективность,
o необходимо привлекать специалистов ДОУ для проведения диагностики и анализа результатов по методикам определения уровня развития ребенка,
o педагоги могут руководствоваться результатами диагностических методик при условии конфиденциальности сведений и закрытости информации, в этом случае результаты нужны не для сравнения детей друг с другом, а для определения конкретных затруднений отдельного ребенка.
Диагностика психического развития ребенка от 2 до 7 лет
Дата публикации: 12.08.2013
Раздел: Психолого-педагогическое сопровождение
Количество просмотров: 10546
Источник: Справочник педагога-психолога. Детский сад, №9, 2013 г.
Автор: Д.В. Иноземцев, психолог, ст. специалист по разработке психодиагностических методик Научно-образовательного центра "Психодиагностика" Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск
Внедрение в систему образования специально разработанных форм активной помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеет постоянную социальную значимость. Испытывая систематические сложности в усвоении учебных дисциплин, дети теряют интерес сначала к «трудным» предметам, а затем и к обучению в целом. Корни многих проблем в обучении кроются в дошкольном возрасте и часто обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов, влияющих одновременно.
ЗАЧАСТУЮ В МЕТОДИКАХ ОТСУТСТВУЕТ УНИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОТНОШЕНИИ ОДНОГО РЕБЕНКА В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ ЕГО
ПРЕБЫВАНИЯ В ДОУ
Как известно, чем раньше начинается психолого-педагогическая работа, тем эффективнее могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
Для такой работы необходима предварительная диагностика особенностей развития ребенка. Несмотря на разнообразие диагностических методик, зачастую в них отсутствует унификация подходов к интерпретации полученных результатов в отношении одного и того же ребенка в течение нескольких лет его пребывания в дошкольном учреждении.
Комплект методик диагностики психического развития детей, разработанный детским врачом-психиатром Л.С. Рычковой и учителемдефектологом ПН. Лавровой, имеет единую систему оценки и анализа результатов диагностики. Данный комплект разрабатывался с 2001 по 2006 гг., был апробирован создателями, а также специалистами шести дошкольных образовательных учреждений г Челябинска в течение многих лет практической работы с проблемными детьми.
Для создания комплекта методик психолого-педагогической диагностики были использованы методы изучения детей дошкольного возраста, разработанные отечественными учеными: С.Д. За-брамной, Л.А. Венгером, А.А. Катаевой, Э.И. Леонгардом, И.А. Коробейниковым, Е.А. Стребелевой, ГА. Урунтаевой, О.Н. Усановой, Е.О. Смирновой и многими другими.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПОЛУЧАЕТ ИНФОРМАЦИЮ О
РАБОТОСПОСОБНОСТИ, СФОРМИРОВАННОЕ СОЦИАЛЬНОБЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ, УРОВНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ
Комплект методик направлен на изучение особенностей психофизического развития ребенка в возрасте от 2 до 7 лет специалистами: педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом.
Для дифференциальной диагностики состояния ребенка и определения индивидуального образовательного маршрута предлагается учитывать три критерия, предложенные Н.Я. Семаго и М.М. Семаго: адекватность поведения как в целом, так и в процессе обследования; критичность по отношению к результатам, успешности решения диагностических задач, поведению; обучаемость.
В результате психологического исследования ребенка в условиях ДОУ педагог-психолог получает информацию о работоспособности, сформированности социально-бытовой ориентировки, уровне интеллектуального развития, особенностях латерализа-ции, внимания, памяти, о характеристиках речи, а также о его эмоциональноличностных особенностях.
Процедура проведения диагностики
Диагностика заключается в последовательном изучении разных сторон психического развития ребенка.
Непосредственно при первом знакомстве с ребенком обращается внимание на его внешний вид: осанку, походку, координацию движений, взгляд, мимику. При снижении интеллекта, некоторых речевых нарушениях (ринолалия, дизартрия) или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. Примерами отклонений от нормального внешнего вида могут быть: асимметрия и диспластичность, невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, насильственная улыбка и др. Данные об отклонении или особенностях внешнего вида должны быть фиксированы для дополнительного об- следования или наблюдения.
Особенности внешнего вида ребенка необходимо учитывать при планировании коррекционных занятий. Например, если у него увеличена голова (что свидетельствует о наличии гидроцефалии), он нуждается в медицинском наблюдении, а также в специальной организации педагогами занятий по физическому воспитанию и повседневной деятельности.
Далее с ребенком выполняются задания, направленные на диагностику: особенностей основных движений и мелкой моторики; познавательной деятельности;
общего запаса знаний и представлений об окружающем мире; уровня развития игровой деятельности; продуктивных видов деятельности; эмоционально-волевой сферы.
В качестве примера приведем методику диагностики движений и действий для детей 2-3 лет.
Методика "Лови шарик"
Цели: установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, обучение ребенка понимать словесную инструкцию, формирование умения следить за движущимся предметом, развитие ручной моторики.
Оценивается: принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования. Педагог-психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!". Затем желобок поворачивается, и ребенку предлагается прокатить шарик по желобку: «Кати!». Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2-3), как это надо делать, т. е. обучение идет по показу
Оценка действий ребенка в баллах:
1 балл - ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т. д.);
2 балла - ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается;
3 балла - ребенок начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей, после обучения результат положительный;
4 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
Специального исследования речи педагог-психолог не проводит, но речевые особенности ребенка анализируются по речевой продукции, полученной в течение всего психологического обследования. При оценке речевых параметров педагог-психолог должен отметить: трудности понимания обращенной к ребенку речи, особенности речевой активности, качество звукопроизношения, объем словарного запаса и др. Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет ребенок (двуязычие, нарушения речи и (или) слуха у родителей, особенности речи родителей и людей, проживающих с ребенком).
Анализ результатов исследования
За выполнение каждого задания методик комплекта ребенок получает от 1 до 4 баллов. Результаты по каждому заданию суммируются, и в итоге психолого-педагогического обследования детей можно разделить на четыре группы в зависимости от количества набранных баллов.
Первую группу составляют дети с умственной отсталостью. Их показатели свидетельствуют о глубоком неблагополучии в интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование.
Вторая группа - дети с легкой умственной отсталостью. Их результаты свидетельствует о необходимости использования других методов анализа, например, обследования психоневролога или др.
Третья группа - дети с нарушениями психологического развития. Среди них могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, минимальной мозговой дисфункцией и т. п.
Четвертая группа - дети с нормальным развитием. Как правило, они достигли хорошего уровня психического развития. Эти дети очень заинтересованы в результате своей деятельности.
Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату.
Изучение психических особенностей развития ребенка завершается психологическим диагнозом, который логически "вытекает" из анализа результатов психологической диагностики. Однако на практике психологический диагноз фактически сливается с медицинским диагнозом, подменяется им.
Также педагог-психолог совместно с педагогом и учителем-логопедом по указанным выше направлениям оценки составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, которая включает задачи как педагогической, психологической, так и логопедической коррекции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.