"РОЛЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ"
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
физическая культура
5 кл
07.04.2017
В статье представлена информация о роли физкультурных пауз в режиме дня, способах снятия психического напряжения у учащихся путем переключения на другой вид деятельности, а также информация о том, как добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений, возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями и формировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие.
Шарапова РОЛЬ ФИЗК МИНУТОК В УКР ЗДОР УЧАЩ.doc
РОЛЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Ю.А Шарапова, г. Павлодар,
Республика Казахстан
Ключевые слова: физкультминутки, здоровье, мышечный корсет,
разминка, утомление, двигательные нагрузки, комплексы упражнений.
Аннотация: в статье представлена информация о роли физкультурных
пауз в режиме дня, способах снятия психического напряжения у учащихся
путем переключения на другой вид деятельности, а также информация о том,
как добиться рекреативного эффекта от использования физических
упражнений, возбудить у детей интерес к занятиям физическими
упражнениями и формировать простейшие представления о влиянии
физических упражнений на самочувствие.
С проблемой укрепления здоровья учащихся медицинские работники и
педагоги столкнулись еще в 19 веке, когда в условиях массовой школы у
детей стали отмечаться отклонения в состоянии здоровья. Эта проблема и
сегодня остается актуальной.
В структуре нарушений здоровья учащихся преобладают патологии
опорнодвигательного аппарата, выявленные у каждого второго ребенка в
начале подросткового периода; снижение остроты зрения отмечено у каждого
четвертого учащегося. Это диктует необходимость включения в двигательный
режим учащегося мероприятий, направленных на улучшение мозгового
кровообращения,
снижение зрительного утомления и статического
напряжения мышц спины и кисти.
К сожалению, за годы учебы дети успевают приобрести немалое
количество всевозможных заболеваний. Определенная их часть, в немалой
степени, провоцируется большими статическими нагрузками на позвоночник и
весь мышечный корсет в целом. Детям нелегко постоянно контролировать
правильность посадки, наклона спины, расстояния от глаз до тетради. Для
того чтобы во время занятий разгружать напряжение организма, необходимо
хотя бы раз в час (45 минут) проводить разминки.
Формой активного отдыха в процессе рабочего дня является
физкультминутка. Физкультурная пауза предупреждает утомление и
поддерживает высокую работоспособность человека. Физкультминутка
включает всего лишь ряд упражнений комплекса, продолжительность ее
доходит до 57 минут. Физкультурные паузы в течение рабочего дня
устанавливают, сообразуясь с особенностями трудовых процессов – степенью физической нагрузки,
наступления утомления и т.д.
нервнопсихическим напряжением,
временем
Ученые подтверждают,
что двигательные нагрузки в виде
физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые
продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и
зрения, восстанавливают положительное эмоциональное состояние. Конечно,
в классе нельзя ни побегать, ни попрыгать, но даже небольшая двигательная
пауза способна принести немало пользы.
Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления в
зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и
двигательного режима. Комплексы должны быть разными по содержанию и
форме. Одной из форм проведения физкультминуток могут быть также
эстафеты и подвижные игры. Во время проведения физкультминуток
учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной
доски или в проходах между партами, стоять в кругу, в рассыпную, в парах,
тройках, и группах взявшись за руки, в колоннах.
Предлагаемые упражнения для физкультминуток
Комплекс упражнений в исходном положении (далее – И.п.)
стоя:
1) И.п. – основная стойка.
1 – руки в стороны;
2 – руки вверх;
3 – руки в стороны;
4 – И.п.
2) То же Упражнение №1, но когда поднимаем руки вверх, встать на
носочки, подтянуться вверх, посмотреть на руки.
3) И.п. – основная стойка.
1 – правая нога назад на носок, руки вверх;
2 – прогнуться в спине;
3 – вернуться в счет один;
4 – И.п.;
58 – тоже левой.
4) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – наклон, руки вперед;
23 – два хлопка руками по коленям;
4 – И.п.
5) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – наклон туловища влево;
2 – И.п.;
3 – то же в другую сторону; 4 – И.п.
6) И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед в замок.
1 – медленно повернуть туловище влево;
2 – И.п.;
34 – то же в другую сторону.
7) И.п. – основная стойка, руки на пояс.
Делаем четыре шага на месте на носочках, затем четыре шага на месте
на пяточках.
Комплекс упражнений в исходном положении сидя на стуле
(спину держать прямую, руки можно положить на бедра):
1) И.п. – сидя на стуле.
1 – наклон головы влево;
2 – И.п.;
34 –то же в другую сторону.
2) И.п. – то же.
1 – наклон головы вперед;
2 – И.п.;
3 – наклон головы назад;
4 – И.п.
3) И.п. – руки согнуты перед грудью, ладони прижаты друг к другу.
Потереть ладони друг об друга.
4) И.п. – сидя, спина прямая.
12 – поднимаем руки через стороны вверх, потянуться, посмотреть на
руки;
34 – вернуться в и.п., руки через стороны (одновременно можно
сжимать и разжимать пальцы).
5) И.п. – сидя, руки за головой.
1 – прогнуться в спине;
2 – И.п.;
3 – округлить спину, локти вперед;
4 – И.п.
6) И. п. – то же.
1 – поворот туловища влево;
2 – И.п.;
34 – то же в другую сторону.
7) И.п. – то же.
1 – наклон;
2 – И.п.;
34 – то же.
8) И.п. – сидя, руки на пояс.
1 – поднять пятки; 2 – И.п.;
34 – то же.
9) И.п. – то же
1 – выпрямить ноги;
2 – И.п.;
34 – то же.
10) И.п. – сидя, руки в стороны.
1 – поднять согнутую в колене левую ногу, хлопнуть под коленом;
2 – И.п.;
34 – то же с другой ногой.
11) И.п. – сидя.
1 – встать;
2 – И.п.;
34 – то же.
Упражнения для глаз на улучшение циркуляции крови:
1) сомкнуть веки на 45 секунд; повторить 68 раз;
2) быстро поморгать в течение 1015 секунд, затем повторить то же
самое 3 раза с интервалом 710 секунд;
3) сомкнуть веки, указательными пальцами массировать их круговыми
движениями в течение 1 минуты;
4) сомкнуть веки, тремя пальцами слегка надавливать на глазные
яблоки через верхние веки в течение 13 секунд;
5) указательными пальцами прижать брови и закрыть глаза (пальцы
должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба).
Для проведения физкультминуток на уроках каждый педагог выбирает
свою интенсивность и программу. Если в классах много ребят с трудностями
концентрации внимания, если, вследствие этого, быстро теряется рабочий
темп урока, то в таком случае необходимо проводить пусть даже
коротенькие, но несколько физкультминуток за урок. Если в классе есть
легковозбудимые дети, которых трудно вернуть после паузы к рабочему
процессу, то для физкультминуток на уроке лучше выбирать спокойные
движения. Также физкультурные паузы можно сопровождать спокойной
музыкой.
Таким образом,
организация и проведение физкультурно
оздоровительных мероприятий в режиме дня позволяет значительно повысить
двигательную активность школьников, решить ряд задач образовательного и
воспитательного характера, укрепить здоровье, создать положительные
радостные эмоции, которые способствуют повышению работоспособности,
успешному усвоению знаний в процессе обучения общеобразовательным
предметам. Литература:
1. Куценко, И.П. Аэробика с элементами музыкально – ритмического
воспитания учащихся 14 классов: программа (вариативная часть) и
методические рекомендации/ И.П. Куценко. Омск, 2002г.
2. Фирилёва, Ж.Е. «САФИДАНСЕ». Танцевально игровая гимнастика
для детей: учебно –методическое пособие для педагогов дошкольных и
школьных учреждений/ Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина – СПБ., 2000 г.
3. Шарманова, С.Б. Формирование правильной осанки в процессе
физического воспитания / С.Б. Шарманова, А. И. Фёдоров.Челябинск,
1999 г.
"РОЛЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ"
"РОЛЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ"
"РОЛЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ"
"РОЛЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ"
"РОЛЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.