РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ. НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, ЕЕ НАРУШЕНИЯ
Задачи:
Образовательная: уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная регуляция; характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику.
Развивающая: Формировать умения: работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету
Оборудование: таблица с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы вегетативной нервной системы; модель почки с надпочечниками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Работа со словариком.
Железы внутренней секреции ~ это железы, которые выделяют свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь.
Железы смешанной секреции - это железы, которые выполняют двойную функцию, то есть действуют как железы внутренней и внешней секреции.
Гормоны - это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции.
2. Выполнение задания 24 в рабочей тетради. Рассмотрите рисунок, подпишите его. Укажите, какие функции выполняют эти железы внутренней секреции.
1. Гипофиз - вырабатывает гормоны роста и гормоны, влияющие на работу щитовидной железы, надпочечников и половых желез.
2. Щитовидная железа - вырабатывает гормоны, влияющие на рост и развитие организма, дифференцировку тканей, интенсивность обмена веществ, уровень потребления организмом кислорода.
3. Надпочечники - вырабатывают гормоны, регулирующие обмен углеводов и жиров; влияющие на содержание в организме калия и натрия; стимулирующие деятельность сердечно-сосудистой системы.
4. Поджелудочная железа - выделяет гормон инсулин, регулирующий обмен углеводов в организме.
5. Половые железы - вырабатывают гормоны, регулирующие рост и созревание организма, способствующие формированию вторичных половых признаков.
III. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.
1) Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма?
(Нервной системой и железами эндокринного аппарата.)
2) С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция?
(Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.)
(Записать в тетрадь.)
3) Как осуществляется гуморальная регуляция?
(Гуморальной называется регуляция, осуществляющаяся с помощью биологически активных веществ - гормонов, которые вырабатываются железами эндокринного аппарата и поступают непосредственно в тканевую жидкость и в кровь. Кровь разносит гормоны по организму.)
4) Какими свойствами наделены гормоны?
РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ.docx
РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ. НЕРВНОГУМОРАЛЬНАЯ
РЕГУЛЯЦИЯ, ЕЕ НАРУШЕНИЯ
Задачи:
Образовательная: уяснить, что такое гормоны и нервногуморальная регуляция;
характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах; нарушения нервно
гуморальной регуляции, их признаки и профилактику.
Развивающая: Формировать умения: работать с дополнительной литературой, извлекать
из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их
содержание и формулировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на
поставленные вопросы.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету
Оборудование: таблица с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней
секреции, пищеварительной системы вегетативной нервной системы; модель почки с
надпочечниками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Работа со словариком.
Железы внутренней секреции ~ это железы, которые выделяют свои секреты (гормоны)
непосредственно в кровь.
Железы смешанной секреции это железы, которые выполняют двойную функцию, то
есть действуют как железы внутренней и внешней секреции.
Гормоны это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами
внутренней секреции.
2. Выполнение задания 24 в рабочей тетради. Рассмотрите рисунок, подпишите его.
Укажите, какие функции выполняют эти железы внутренней секреции.
1. Гипофиз вырабатывает гормоны роста и гормоны, влияющие на работу щитовидной
железы, надпочечников и половых желез.
2. Щитовидная железа вырабатывает гормоны, влияющие на рост и развитие организма,
дифференцировку тканей, интенсивность обмена веществ, уровень потребления
организмом кислорода.
3. Надпочечники вырабатывают гормоны, регулирующие обмен углеводов и жиров;
влияющие на содержание в организме калия и натрия; стимулирующие деятельность
сердечнососудистой системы.
4. Поджелудочная железа выделяет гормон инсулин, регулирующий обмен углеводов в
организме.
5. Половые железы вырабатывают гормоны, регулирующие рост и созревание организма,
способствующие формированию вторичных половых признаков.
III. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.
1) Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма?
(Нервной системой и железами эндокринного аппарата.)
2) С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция?
(Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов, которые с
огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную
информацию.)
(Записать в тетрадь.)
3) Как осуществляется гуморальная регуляция? (Гуморальной называется регуляция, осуществляющаяся с помощью биологически
активных веществ гормонов, которые вырабатываются железами эндокринного
аппарата и поступают непосредственно в тканевую жидкость и в кровь. Кровь
разносит гормоны по организму.)
4) Какими свойствами наделены гормоны?
(Гормоны обладают специфичностью, то есть влияют на строго определенные
клетки, ткани или органы. Гормоны очень активны, действуют даже в ничтожно
малых количествах. Гормоны быстро разрушаются, поэтому они должны поступать
в кровь или тканевую жидкость постоянно.)
5) Почему довольно часто употребляют понятие нервногуморальная регуляция?
(Нервный и гуморальный способы регуляции функций нашего организма тесно
взаимосвязаны: нервная система управляет работой желез внутренней секреции, а те,
в свою очередь, с помощью выделяемых гормонов влияют на воспринимающие нервные
окончания и нервные центры.)
(Запись в тетрадь.)
IV. Заслушивание сообщений учащихся.
Учитель. Сегодня разговор пойдет о нарушениях нервногуморальной регуляции, их
признаках и профилактике. Ваши товарищи подготовили ряд сообщений по данному
вопросу.
Последовательность действий при заслушивании сообщений изложена в конспекте уроков
78.
Сообщение 1
Гормон роста
Всемирной организацией здравоохранения принято считать, что средний рост
женщин составляет 160 см, а мужчин 170 см. Человек ниже 140 см или выше 195 см
считается либо очень низким, либо очень высоким.
Известно, что римский император Максимилиан имел рост 2,5 м, а русский
крестьянин Махнов 2,85 м! У женщин наибольший отмеченный рост 2,35 м.
Некоторые люди имеют рост от нескольких десятков сантиметров (например 60) до 1
м. Египетская карлица Агибе была ростом всего 38 см!
Почему наблюдается такая резкая разница в росте людей? Ученые выяснили, что
процессом роста ведает гипофиз. Эта железка, имеющая форму фасоли, массой 0,50,65 г,
располагается в костном углублении основания черепа, называемого турецким седлом.
Она связана с мозгом почти 100 тысячами нервных волокон. Гипофиз вырабатывает до 25
гормонов, один из которых гормон роста.
Избыточное выделение гипофизом этого гормона в кровь человека может усилить его
рост. При недостатке гормона рост замедляется. Известен случай, когда у девочки в 6 лет
прекратился рост. В 9 лет ее рост составлял 90 см. Чтобы увеличить ее рост, ей вводили
гормон роста в течение 8,5 месяцев. За это время она подросла почти на 7 см, а в
последующие 2 года еще на 14 см.
Вопросы:
1) Какой орган отвечает за процессы роста в организме человека?
2) Что представляет собой гипофиз и где располагается в организме человека?
3) Можно ли помочь человеку при замедлении роста?
Сообщение 2
Сахарное равновесие в крови
Недостаточное выделение поджелудочной железой гормона инсулина вызывает
тяжелую болезнь диабет. При этом заболевании поджелудочная железа почти не вырабатывает инсулин.
Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с
мочой.
Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом,
что вызывает у больного мучительную жажду. Больной выделяет в сутки от 10 до 30 л
мочи. Содержание сахара в ней может достигать до 510 % (в норме моча не содержит
сахара). Наблюдается исхудание, иногда, наоборот, ожирение.
У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расщепляются не полностью,
промежуточные продукты ядовиты и вызывают тяжелое самоотравление организма.
Так нарушение нормальной функции поджелудочной железы вызывает глубокие
сдвиги обмена веществ.
Как же вернуть ее к норме? Знание физиологической основы этих процессов
позволяет успешно лечить диабетиков. Прежде всего врач устанавливает правильную диету
для больного.
Важным средством лечения является введение инсулина. Он тормозит выделение
сахара печенью и улучшает усвоение сахара всеми клетками.
Вопросы:
1) Какое заболевание возникает при недостаточном выделении поджелудочной железой
гормона инсулина?
2) Каковы симптомы сахарного диабета?
3) Как можно помочь больному сахарным диабетом?
Сообщение 3
Гормон активных действий
Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина; 15
г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара. В особых, критических
состояниях человека при испуге, возбуждении количество адреналина может повыситься
в 1000 раз (с 0,0000000055 до 0,0000055 г).
Адреналин учащает биение сердца, расширяет сосуды, изменяет кровяное давление,
возбуждает нервные центры непроизвольных мышц, готовя таким образом организм к
активной деятельности.
Тяжелые расстройства развиваются при недостатке гормонов надпочечников.
Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительными процессами,
приводит к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом
Т. Аддисоном. И. С. Тургенев так описал эту болезнь в рассказе «Живые мощи»: «Я
приблизился и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое
существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая
ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать
только зубы белеют и глаза, да изпод платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых
волос».
При аддисоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела.
Лечат ее введением гормонов надпочечников.
Удаление надпочечников у животных приводит к их смерти.
Вопросы:
1) Как гормон надпочечников адреналин влияет на организм человека?
2) Какие нарушения происходят в организме при аддисоновой болезни?
3) Можно ли помочь больному аддисоновой болезнью?
Сообщение 4
Щитовидная железа и ее гормоны
Одно из заболеваний, связанных с нарушением функции щитовидной железы,
называется базедовой болезнью. При этом увеличивается щитовидная железа, а следовательно, и клетки, которые выбрасывают гормон. В результате гормон становится
ядом для организма, вызывая жестокое отравление нервной системы. Резко увеличивается
расход энергии. Поэтому наступает резкое похудение, дрожание рук и другие признаки
болезни.
Больному может помочь хирург. После удаления разросшихся тканей щитовидной
железы исчезает пучеглазие, понижается нервозность, улучшается работа сердца,
прекращается дрожание рук.
Что же произойдет, если в кровь поступит мало гормонов? Признаки болезни будут
другими: вялость, апатия, голос становится резким, расход энергии резко падает.
Гормон щитовидной железы выделен в чистом виде. При первых признаках,
связанных с недостатком этого гормона в крови, врач может предотвратить развитие
болезни, вводя его в кровь заболевшего.
Вопросы:
1) Каковы признаки базедовой болезни?
2) Что наблюдается в организме человека при недостаточном выделении в кровь гормона
щитовидной железы?
3) Можно ли помочь больным с нарушением функции щитовидной железы?
Задание на дом: подготовиться к обобщающезачетному уроку по темам: «Общий обзор
организма человека», «Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный
аппарат».
Примечание. Зачет можно организовать по заданиям из книги для учителя авторов В. 3.
Резниковой и В. И. Сивоглазова, с. 3233, с корректировкой учителейпрактиков.
Индивидуальный подход должен быть основан на обязательном образовательном
минимуме.
Роль гармонов в обменных процессах
Роль гармонов в обменных процессах
Роль гармонов в обменных процессах
Роль гармонов в обменных процессах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.