Роль гармонов в обменных процессах
Оценка 5

Роль гармонов в обменных процессах

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
25.04.2019
Роль гармонов в обменных процессах
РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ. НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, ЕЕ НАРУШЕНИЯ Задачи: Образовательная: уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная регуляция; характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику. Развивающая: Формировать умения: работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы. Воспитательная: воспитывать любовь к предмету Оборудование: таблица с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы вегетативной нервной системы; модель почки с надпочечниками. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1.Работа со словариком. Железы внутренней секреции ~ это железы, которые выделяют свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь. Железы смешанной секреции - это железы, которые выполняют двойную функцию, то есть действуют как железы внутренней и внешней секреции. Гормоны - это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции. 2. Выполнение задания 24 в рабочей тетради. Рассмотрите рисунок, подпишите его. Укажите, какие функции выполняют эти железы внутренней секреции. 1. Гипофиз - вырабатывает гормоны роста и гормоны, влияющие на работу щитовидной железы, надпочечников и половых желез. 2. Щитовидная железа - вырабатывает гормоны, влияющие на рост и развитие организма, дифференцировку тканей, интенсивность обмена веществ, уровень потребления организмом кислорода. 3. Надпочечники - вырабатывают гормоны, регулирующие обмен углеводов и жиров; влияющие на содержание в организме калия и натрия; стимулирующие деятельность сердечно-сосудистой системы. 4. Поджелудочная железа - выделяет гормон инсулин, регулирующий обмен углеводов в организме. 5. Половые железы - вырабатывают гормоны, регулирующие рост и созревание организма, способствующие формированию вторичных половых признаков. III. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала. 1) Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма? (Нервной системой и железами эндокринного аппарата.) 2) С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция? (Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.) (Записать в тетрадь.) 3) Как осуществляется гуморальная регуляция? (Гуморальной называется регуляция, осуществляющаяся с помощью биологически активных веществ - гормонов, которые вырабатываются железами эндокринного аппарата и поступают непосредственно в тканевую жидкость и в кровь. Кровь разносит гормоны по организму.) 4) Какими свойствами наделены гормоны?
РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ.docx
РОЛЬ   ГОРМОНОВ   В   ОБМЕННЫХ   ПРОЦЕССАХ.   НЕРВНО­ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, ЕЕ НАРУШЕНИЯ Задачи: Образовательная: уяснить,   что   такое   гормоны   и   нервно­гуморальная   регуляция; характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах; нарушения нервно­ гуморальной регуляции, их признаки и профилактику. Развивающая: Формировать умения: работать с дополнительной литературой, извлекать из   нее   нужную   информацию;   составлять   небольшие   сообщения,   свободно   излагать   их содержание   и   формулировать   вопросы;   логически   мыслить   и   четко   отвечать   на поставленные вопросы. Воспитательная: воспитывать любовь к предмету Оборудование: таблица с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции,   пищеварительной   системы   вегетативной   нервной   системы;   модель   почки   с надпочечниками. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1.Работа со словариком. Железы внутренней секреции ~ это железы, которые выделяют свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь. Железы смешанной секреции ­ это железы, которые выполняют двойную функцию, то есть действуют как железы внутренней и внешней секреции. Гормоны ­   это   биологически   активные   вещества,   которые   вырабатываются   железами внутренней секреции. 2.   Выполнение   задания   24   в   рабочей   тетради.   Рассмотрите   рисунок,   подпишите   его. Укажите, какие функции выполняют эти железы внутренней секреции. 1. Гипофиз ­ вырабатывает гормоны роста и гормоны, влияющие на работу щитовидной железы, надпочечников и половых желез. 2. Щитовидная железа ­ вырабатывает гормоны, влияющие на рост и развитие организма, дифференцировку   тканей,   интенсивность   обмена   веществ,   уровень   потребления организмом кислорода. 3.   Надпочечники   ­   вырабатывают   гормоны,   регулирующие   обмен   углеводов   и   жиров; влияющие   на   содержание   в   организме   калия   и   натрия;   стимулирующие   деятельность сердечно­сосудистой системы. 4. Поджелудочная железа ­ выделяет гормон инсулин, регулирующий обмен углеводов в организме. 5. Половые железы ­ вырабатывают гормоны, регулирующие рост и созревание организма, способствующие формированию вторичных половых признаков. III. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.       1) Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма? (Нервной системой и железами эндокринного аппарата.)        2) С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция? (Нервная   регуляция   осуществляется   с   помощью   нервных   импульсов,   которые   с огромной   скоростью   движутся   по   нервным   структурам   и   несут   нужную информацию.) (Записать в тетрадь.)      3) Как осуществляется гуморальная регуляция? (Гуморальной   называется   регуляция,   осуществляющаяся   с   помощью   биологически активных   веществ   ­   гормонов,   которые   вырабатываются   железами   эндокринного аппарата   и   поступают   непосредственно   в   тканевую   жидкость   и   в   кровь.   Кровь разносит гормоны по организму.)      4) Какими свойствами наделены гормоны? (Гормоны   обладают   специфичностью,   то   есть   влияют   на   строго   определенные клетки, ткани или органы. Гормоны очень активны, действуют даже в ничтожно малых количествах. Гормоны быстро разрушаются, поэтому они должны поступать в кровь или тканевую жидкость постоянно.)       5) Почему довольно часто употребляют понятие нервно­гуморальная регуляция? (Нервный   и   гуморальный   способы   регуляции   функций   нашего   организма   тесно взаимосвязаны: нервная система управляет работой желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, с помощью выделяемых гормонов влияют на воспринимающие нервные окончания и нервные центры.) (Запись в тетрадь.) IV. Заслушивание сообщений учащихся. Учитель.   Сегодня   разговор   пойдет   о   нарушениях   нервно­гуморальной   регуляции,   их признаках   и   профилактике.   Ваши   товарищи   подготовили   ряд   сообщений   по   данному вопросу. Последовательность действий при заслушивании сообщений изложена в конспекте уроков 7­8. Сообщение 1 Гормон роста                Всемирной   организацией   здравоохранения   принято   считать,   что   средний   рост женщин составляет 160 см, а мужчин ­ 170 см. Человек ниже 140 см или выше 195 см считается либо очень низким, либо очень высоким.                Известно,   что   римский   император   Максимилиан   имел   рост   2,5   м,   а   русский крестьянин Махнов ­ 2,85 м! У женщин наибольший отмеченный рост ­ 2,35 м.           Некоторые люди имеют рост от нескольких десятков сантиметров (например 60) до 1 м. Египетская карлица Агибе была ростом всего 38 см!              Почему наблюдается такая резкая разница в росте людей? Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз. Эта железка, имеющая форму фасоли, массой 0,5­0,65 г, располагается   в   костном   углублении   основания   черепа,   называемого   турецким   седлом.  Она связана с мозгом почти 100 тысячами нервных волокон. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов, один из которых ­ гормон роста.           Избыточное выделение гипофизом этого гормона в кровь человека может усилить его рост. При недостатке гормона рост замедляется. Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9 лет ее рост составлял 90 см. Чтобы увеличить ее рост, ей вводили гормон   роста   в   течение   8,5   месяцев.   За   это   время   она   подросла   почти   на   7   см,   а   в последующие 2 года еще на 14 см. Вопросы: 1) Какой орган отвечает за процессы роста в организме человека? 2) Что представляет собой гипофиз и где располагается в организме человека? 3) Можно ли помочь человеку при замедлении роста? Сообщение 2 Сахарное равновесие в крови                    Недостаточное выделение поджелудочной железой гормона инсулина вызывает тяжелую болезнь ­ диабет. При этом заболевании поджелудочная железа почти не вырабатывает инсулин. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.           Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Больной выделяет в сутки от 10 до 30 л мочи. Содержание сахара в ней может достигать до 5­10 % (в норме моча не содержит сахара). Наблюдается исхудание, иногда, наоборот, ожирение.          У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расщепляются не полностью, промежуточные продукты ядовиты и вызывают тяжелое самоотравление организма.              Так   нарушение   нормальной   функции   поджелудочной   железы   вызывает   глубокие сдвиги обмена веществ.              Как   же   вернуть   ее   к   норме?   Знание   физиологической   основы   этих   процессов позволяет успешно лечить диабетиков. Прежде всего врач устанавливает правильную диету для больного.             Важным средством лечения является введение инсулина. Он тормозит выделение сахара печенью и улучшает усвоение сахара всеми клетками. Вопросы: 1) Какое заболевание возникает  при недостаточном выделении поджелудочной железой гормона инсулина? 2) Каковы симптомы сахарного диабета? 3) Как можно помочь больному сахарным диабетом? Сообщение 3 Гормон активных действий          Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина; 15 г   его   хватило   бы   с   избытком   для   всех   людей   земного   шара.   В   особых,   критических состояниях человека ­при испуге, возбуждении ­ количество адреналина может повыситься в 1000 раз (с 0,0000000055 до 0,0000055 г).          Адреналин учащает биение сердца, расширяет сосуды, изменяет кровяное давление, возбуждает   нервные   центры   непроизвольных   мышц,   готовя   таким   образом   организм   к активной деятельности.           Тяжелые расстройства развиваются при недостатке гормонов надпочечников.                Нарушение   работы   надпочечников,   вызванное   воспалительными   процессами, приводит к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т.   Аддисоном.   И.   С.   Тургенев   так   описал   эту   болезнь   в   рассказе   «Живые   мощи»:   «Я приблизился   ­   и   остолбенел   от   удивления.   Передо   мною   лежало   живое   человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать ­ только зубы белеют и глаза, да из­под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос».             При аддисоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Лечат ее введением гормонов надпочечников. Удаление надпочечников у животных приводит к их смерти. Вопросы: 1) Как гормон надпочечников адреналин влияет на организм человека? 2) Какие нарушения происходят в организме при аддисоновой болезни? 3) Можно ли помочь больному аддисоновой болезнью? Сообщение 4  Щитовидная железа и ее гормоны                Одно   из   заболеваний,   связанных   с   нарушением   функции   щитовидной   железы, называется   базедовой   болезнью.   При   этом   увеличивается   щитовидная   железа,   а следовательно, и клетки, которые выбрасывают гормон. В результате гормон становится ядом для организма, вызывая жестокое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии. Поэтому наступает резкое похудение, дрожание рук и другие признаки болезни.             Больному может помочь хирург. После удаления разросшихся тканей щитовидной железы   исчезает   пучеглазие,   понижается   нервозность,   улучшается   работа   сердца, прекращается дрожание рук.            Что же произойдет, если в кровь поступит мало гормонов? Признаки болезни будут другими: вялость, апатия, голос становится резким, расход энергии резко падает.                 Гормон   щитовидной   железы   выделен   в   чистом   виде.   При   первых   признаках, связанных   с   недостатком   этого   гормона   в   крови,   врач   может   предотвратить   развитие болезни, вводя его в кровь заболевшего. Вопросы: 1) Каковы признаки базедовой болезни? 2) Что наблюдается в организме человека при недостаточном выделении в кровь гормона щитовидной железы? 3) Можно ли помочь больным с нарушением функции щитовидной железы? Задание на дом: подготовиться к обобщающе­зачетному уроку по темам: «Общий обзор организма человека», «Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат». Примечание. Зачет можно организовать по заданиям из книги для учителя авторов В. 3. Резниковой   и   В.   И.   Сивоглазова,   с.   32­33,   с   корректировкой   учителей­практиков. Индивидуальный   подход   должен   быть   основан   на   обязательном   образовательном минимуме.

Роль гармонов в обменных процессах

Роль гармонов в обменных процессах

Роль гармонов в обменных процессах

Роль гармонов в обменных процессах

Роль гармонов в обменных процессах

Роль гармонов в обменных процессах

Роль гармонов в обменных процессах

Роль гармонов в обменных процессах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2019