Развитие умений согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных.
– Развитие умений подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён прилагательных в речи.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
Русский язык
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Урок 96 (86).
Тема: Роль имён прилагательных в речи
– Развитие умений согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки
прилагательных.
– Развитие умений подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён
прилагательных в речи.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Словарная работа с элементами проверки домашнего задания.
– Запишите слова в столбик: яблоко, сосед, чувство, человек, суббота,
искусство.
– Подчеркните орфограмму.
– Проверьте, как вы написали эти слова, по учебнику, упр. 315.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
© ООО «Баласс», 2014
1II.
Формулирование
проблемы.
1 3 3
– Тема урока не написана на доске. Вам нужно будет сформулировать её
самостоятельно в конце урока.
– Какие вопросы вам хотелось бы задать по этой теме?
III. Развитие
умений.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике
1. Согласование имён прилагательных с именами существительными.
а) Упр. 315 – развивается умение грамматически сочетать
(согласовывать)
прилагательные
именами
существительными, выбирая нужные окончания.
Выполняется по заданию до конца.
Образец записи:
имена
с
Сначала ученики читают стихотворение про себя.
Беседа:
– Какую картину вы представили, прочитав эти строчки из
стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»? Какое настроение
почувствовали?
– Какие слова помогли увидеть и почувствовать то, что хотел сказать
поэт?
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
© ООО «Баласс», 2014
2– Какова роль прилагательных в речи? (Они уточняют, украшают речь,
помогают нарисовать словами картину.)
Чтение вслух, запоминание, запись по памяти, обозначение
орфограмм.
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Взаимопроверка в парах.
Выписывание словосочетаний.
© ООО «Баласс», 2014
3Словарная работа: печальный.
– Подберите однокоренные слова (печаль, печалиться).
– Подчеркните орфограмму в них. Как она называется?
2. Употребление имён прилагательных в речи.
а) Упр. 317 – развивается умение сочетать прилагательные с именами
существительными в составе предложений.
Сначала ученики читают словосочетания, подчёркивают карандашом
орфограммы, затем устно составляют предложения.
Затем проводится комментированная запись лучших предложений.
Словарная работа: слова счёт, считать.
– Какие это слова? (Однокоренные.)
© ООО «Баласс», 2014
4– Какие буквы пишутся в корне? (Разные.) Их надо запомнить.
– Составьте предложения с этими словами.
б) Упр. 318 – развивается умение подбирать в тексте подходящие по
смыслу прилагательные и грамматически правильно сочетать их с
существительными.
Устное комментирование: сначала ученики подбирают подходящие по
смыслу имена прилагательные, затем определяют их род и число.
Индивидуальная запись получившегося текста. Взаимопроверка.
Выборочное чтение текстов.
Вопросы после чтения:
– В чём разница в ваших текстах: в подборе имён прилагательных или в
употреблении форм рода и числа?
– Почему нет других вариантов форм рода и числа? (В тексте есть
существительные,
прилагательных.)
3.
существительным, определять их роль в тексте.
Выполняется самостоятельно. Коллективная проверка.
– Какую роль играют прилагательные в этом тексте?
Упр. 319 – развитие умений подбирать прилагательные к
по которым определяются род и число
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
© ООО «Баласс», 2014
5– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4. Формулирование темы урока.
– Какова же была тема урока?
Ученики формулируют тему урока:
Роль имён прилагательных в тексте.
4 4
IV. Итог урока.
– Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
– Какие словарные слова записали? Сравните со словами в учебнике на
строчках внизу с. 81.
– Какое слово нужно запомнить ещё? Запишите его. Оно имеет
отношение к нашей теме. Прилагательные обогащают нашу речь – значит,
искусство слова.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 3, с. 99.
2. Задание № 3, тема 9 в рабочей тетради.
Деятельность учеников:
– Группировать слова по частям речи.
© ООО «Баласс», 2014
6– Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.
– Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.
© ООО «Баласс», 2014
7