Цель:
– развитие умений подбирать имена существительные разных тематических групп, находить имена существительные в тексте;
– развитие умений устной и письменной речи: анализировать имена существительные, наблюдать за их использованием в речи, учиться употреблять их в собственной речи.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Русский язык
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Урок 69 (63).
Тема: Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста
Цель:
– развитие умений подбирать имена существительные разных тематических групп, находить имена существительные в
тексте;
– развитие умений устной и письменной речи: анализировать имена существительные, наблюдать за их использованием в
речи, учиться употреблять их в собственной речи.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Языковая разминка. Словарная работа.
Игра «Чей рюкзак тяжелее?»
За отведённое время каждый ряд наполняет свой «рюкзак»
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
© ООО «Баласс», 2013
1словарными словами – именами существительными, начинающимися
на определённую букву.
1й ряд 2й ряд 3й ряд
т п к
Слова записываются в тетрадях и на доске. У кого больше правильно
записанных слов, тот и победил.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 3
– Какую часть речи изучали на прошлом уроке? Назовите ключевые
слова этой темы, опираясь на формулировку определения имени
существительного. (Часть речи, вопросы кто? что?, предмет.) Добавьте
слово речь и сформулируйте цели и задачи урока. (Учиться использовать
имена существительные в речи.)
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
IIΙ . Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 5 3 4
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 215 – развивается умение определять тематические группы
слов и самостоятельно подбирать слова этих тематических групп.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
© ООО «Баласс», 2013
2задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
– Что обозначают слова 1й группы? (Людей.) Продолжите ряд. По
такому алгоритму ученики работают далее самостоятельно. Проверка
коллективная. Возможны разные варианты.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Кто подобрал самые интересные слова?
2. Упр. 216 – развивается умение определять роль существительных в
поэтическом тексте.
Ученики определяют, что этот текст – стихотворение, определяют
значения выделенных слов – имён существительных, наблюдают,
какую роль они выполняют. (С их помощью нарисована картина,
передано состояние человека.)
Стихотворение (либо по одному предложению – по вариантам) дети
списывают,
Затем подбирают
обозначают орфограммы.
однокоренные слова, определяют части речи.
Вывод. Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей
речи.
3. Словарная работа.
– Какие буквы надо запомнить в словах волшебный, серебро, соловей?
– Запишите эти слова, а рядом буквы, написание которых надо
© ООО «Баласс», 2013
3запомнить:
волшебный о кровать
серебро е неделя
соловей о воробей
– В соседний столбик запишите слова, в которых пишутся эти же
непроверяемые буквы безударных гласных.
– Слова каких частей речи вы записали?
– Подберите однокоренное слово к слову серебро. Запишите
серебряный.
– Проверьте себя: с. 19. Какие буквы надо подчеркнуть?
– Составьте словосочетание с этим словом.
– Запишите слово черёмуха. Подберите к нему в пару известное слово с
такой же буквой безударного гласного. Запишите эту пару.
Орфограммы подчеркните.
2. Развитие речи. Творческая работа.
Упр. 217 – самостоятельно создание текста по заданному началу.
– Прочитайте задание. Что надо сделать?
– В чём особенность задания? (Надо составить текст, используя только
имена существительные, предлоги и союзы.)
1. Работа над 1м текстом.
– Прочитайте заглавие и начало 1го текста. Что вы представили?
(Словами нарисована картина ночи.)
– О чём можно ещё составить предложения? (О ветерке, траве, прохладе
и т.д.)
– Составьте предложения. (Дуновение ветерка. Шёпот травы, запахи
© ООО «Баласс», 2013
4цветов. Покой и прохлада.) Обратите внимание, как выразительны
имена существительные.
– Запишите получившийся текст. Какими словами можно назвать то, что
у вас получилось? (Описание ночи.)
– Запишите слово описание.
2. Работа со 2м текстом.
– Прочитайте заглавие и начало 2го текста.
– Чем они похожи и чем отличаются от предыдущего текста?
– Какие здесь части речи? Что они передают: картину или смену
событий?
– Как подругому это можно назвать? (Рассказ, повествование.)
– Как можно продолжить текст? О чём рассказать? (О папе, подъёме,
завтраке, школе.)
– Составьте предложения. (Звяканье посуды. Шаги папы за дверью
комнаты, стук в дверь. Подъём, зарядка, душ. Чай с оладьями на
завтрак. Дорога в школу.) Запишите текст, проверьте.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
IV. Итог урока.
4 4
– Почему имена существительные чаще других частей речи используются
в текстах, в беседе?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
© ООО «Баласс», 2013
5– За что?
Упр. 2, с. 19.
V. Домашнее
задание.
Деятельность учеников:
Определять грамматические признаки имён существительных.
Определять начальную форму имени существительного.
Наблюдать за использованием имён существительных в речи.
© ООО «Баласс», 2013
6