В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении стабильности общества, становлении самосознания человека, наследовании и продолжении им национальных традиций и ценностей. В связи с этим перед современной школой стоит задача – стать структурообразующим компонентом в процессе духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является патриотическое воспитание, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта: «Важнейшей целью современного отечественного образования… является воспитание гражданина и патриота». В Концепции также отмечено, что в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить «…укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями», в сфере общественных отношений – «…развитость чувства патриотизма».
педсовет.docx
Роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в патриотическом
воспитании обучающихся
Подготовила Яковенко И.В.,
зам. директора по ВР
В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении
стабильности общества, становлении самосознания человека, наследовании и продолжении
им национальных традиций и ценностей. В связи с этим перед современной школой стоит
задача – стать структурообразующим компонентом в процессе духовнонравственного
развития и воспитания личности обучающегося. На сегодняшний день одним из
приоритетных направлений государственной образовательной политики является
патриотическое воспитание, что отражено в «Концепции духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России», являющейся основой разработки и реализации
федерального государственного образовательного стандарта: «Важнейшей целью
современного отечественного образования… является воспитание гражданина и патриота».
В Концепции также отмечено, что в сфере личностного развития воспитание обучающихся
должно обеспечить «…укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за
Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями», в сфере общественных
отношений – «…развитость чувства патриотизма».
Таким образом, в процессе реализации воспитательного компонента ФГОС патриотизм
становится важнейшей ценностью. А образовательное учреждение должно воспитать
гражданина и патриота.
Однако реализация программы патриотического воспитания только с помощью
знаниевого подхода невозможна. Новое время требует нового содержания, форм и методов,
основанных на системнодеятельностном подходе: только через вовлечение обучающихся в
активную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успеха в данном
направлении. В связи с этим патриотическое воспитание учащихся должно основываться на
интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая рассматривается как одно из
средств реализации воспитательного компонента в рамках ФГОС.
Программа патриотического воспитания в нашей школе представляет собой комплекс
мероприятий для учащихся.
Система мероприятий включает в себя два блока:
1. Урочная деятельность (в рамках преподавания предметов).
2. Внеурочная деятельность.
В нашей школе сложилась определенная
система деятельности по
воспитанию патриотизма как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Что
она включает?
1.Разработку и проведение серий уроков, посвященных ВОВ в соответствии с рабочими
программами.
2.Урок диспут «Человек и его судьба» по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».
3.Проведение литературномузыкальных гостиных (в рамках уроков литературы) с
комплексным представлением произведений о событиях Великой Отечественной войны: М.В. Исаковского «В прифронтовом лесу», Ахматовой «Мужество» и Орлова С.С. «Его
зарыли в шар земной».
4.Проведение уроков поэтического творчества (в качестве уроков развития речи) с
представлением поэтических и прозаических произведений. Образ Василия Теркина –
собирательный образ русского солдата в годы ВОВ»( поэма Твардовского «Василий
Теркин»). Чистякова Е.Ю.
5. Открытые уроки по творчеству К.Симонова. «Герои Великой Отечественной войны –
наши земляки» (о Чистове), видеоуроки, диспуты по лирическим произведениям
К.Симонова. Создание иллюстраций по мотивам произведений о ВОВ, творческих проектов
по лирике К.Симонова. – Мущенко Л.Л.
6.Регулярное обновление стенда детских рисунков. Участие во Всероссийском конкурсе
детского рисунка «Я рисую мир». (Л.Л. Мущенко).
7.Урокбеседа о русских поэтах и их стихотворениях о Родине – России, о ее красоте, не
меркнущей через века. Прослушивание аудиозаписи произведений, рисование словесных
картин. (учителя начальных классов).
8.Воспитание любви к малой Родине в системе всех уроков биологии. Традиционные
презентации детей в решении экологических проблем человечества. (Яковенко И.В.)
9.На уроках математики, (Галченко С.Е.) дети узнают о великих математиках, патриотах
страны, посвятивших себя точным наукам в годы ВОВ.
10.Урок диспут ( уроки физики) «Коэффициент полезного действия», «Преимущество
Российских сельскохозяйственных машин по сравнению с импортными».(Ляхов К.В.)
11.Ученики Григорьевой И.Р. встречаются с ветераном ВОВ В.И. Коваленко, в традиции
учительницы уроки – диспуты «Мы этой памяти верны!», апробация тематического
лектория «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться».
12.Наши дети приняли участие в муниципальном конкурс стихов: «Природа земли»,
конкурсе рисунков «Любимому городу 220 лет» (Кузнецова Г.В).
13.Конкурс стихов русских поэтов о Родине, поделки ко дню космонавтики, инфоурок
«День космонавтики»(все учителя начальных классов), игравикторина «Наша Родина: от
Руси до России» (Быканова Е.В.)
На занятиях внеурочной деятельности ежегодно проводятся беседы «900 дней
мужества», посвященные снятию блокады Сталинграда, «Война и моя семья», «Герои и
подвиги», диспуты и дискуссии о Великом подвиге советского народа в годы ВОВ, встречи с
ветеранами, работниками тыла, «детьми войны». Посещение ветеранов ВОВ, вдов погибших,
тружеников тыла на дому, поздравления с Днем Победы, участие в фестивале военно
патриотической песни, смотр строя и песни, акции «Солдатская каша», экскурсии в
ДОСААФ, встреча с военкомом в рамках месячника оборонно – массовой работы. Участие
в фотовыставке «Сулинский край», конкурс рисунков «Сулин глазами детей».
1.Организация и проведение библиотечных уроков в соответствии с планом внеурочных
занятий (в рамках месячника оборонномассовой работы и гражданско – патриотического
воспитания детей), участие в флешмобе «Живем и помним». (Мущенко Л.Л.) 2.Игра викторина «Экологическая тропа», воспитание в детях бережного отношения к
природе и ее защите, рисунки «Экологический знак», экскурсии по местам Сулинской земли
с решением экологических проблем.(Яковенко И.В.) Экологические акции: «Скворечник»,
«Благоустройство школьного двора» «Нашей речкечистые берега» «Покорми птиц
зимой»(Быканова Е.В.).
3.Эффективным средством патриотического воспитания учащихся стала поисковая и
исследовательская работа, в которой дети принимают активное участие под руководством
учителя истории Григорьевой И.Р. Дети не прекращают исследовательской деятельности, у
них один проект переходит в другой, постоянно материал собирается, пополняется,
обновляется.
4.Участие наших детей в ежегодном конкурсе «Тихий Дон покоряет галактику», в Районном
конкурсе краеведческих исследовательских работ «Отечество», в дистанционных конкурсах
«Олимпус», «Наше наследие». Старшеклассники являются активными участниками
Районной организаций «Молодая гвардия», принимают участие в организационных встреч с
ветеранами ВОВ в РДК, встречах с воинами интернационалистами и шествие к памятнику
«Памяти жертв Чернобыльской аварии».
5.Уже традиционной в МБОУ СОШ №12 стало участие в детей 19 классов в Районной и
Областной научнопрактической конференции школьников ДАНЮИ, где мы ежегодно
занимаем призовые места. В творческом конкурсе «Я лучший среди ребят» учащиеся
демонстрируют свои знания, навыки, умения, которые они получили во время уроков и
раскрывают свой потенциал. Таким образом, наша школа создает зону успеха для всех без
исключения обучающихся.
6.Давно уже стали традиционными в рамках социального партнерства сотрудничество с
МБУК КСР «МЦБ» и зав.сектором ВСО Е.Н.Дымченко, с общественными организациями
«Союз Чернобыль»и «Совет ветеранов»; ГЦВР «Досуг», районным Красносулинским
военным комиссариатом, ЦТДТ и др.
Результатами реализации представленной системы урочной и внеурочной деятельности
должно стать повышение уровня патриотического сознания учащихся, развитие у них
чувства гордости за историческое прошлое и настоящее России. Все эти качества являются
базовыми ценностями в условиях реализации «Концепции духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России». Их формирование должно стать одним из
важнейших аспектов воспитательной деятельности нашей школы: «Решение множества
проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской
позиции и патриотического сознания у подрастающего поколения, уважения к историко
культурному наследию своего народа и всех народов России».
Рекомендации:
1. Продолжать проведение школьного конкурса «Я лучший среди ребят».
2. Усовершенствовать работу по патриотическому воспитанию учащихся.
3. Привлекать к дальнейшему сотрудничеству территориальные организации и
родительскую общественность.
Роль интеграции урочной и внеурочной деятельности
Роль интеграции урочной и внеурочной деятельности
Роль интеграции урочной и внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.