Роль классного руководителя в системе внеурочной деятельности учащихся
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
Взрослым
24.01.2017
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. На данный момент в образовательных учреждениях введена внеурочная деятельность. В данном статье представлен материал на раскрытие занятости детей.Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. На данный момент в образовательных учреждениях введена внеурочная деятельность. В данном статье представлен материал на раскрытие занятости детей.
Роль классного руководителя в системе внеурочной деятельности учащихся.doc
Роль классного руководителя в системе внеурочной деятельности
учащихся
Государственный стандарт общего образования – представляет собой
совокупность норм, определяющих обязательный минимум содержания основных
образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки
выпускников (обучающихся) всех ступеней общего образования, максимальный
объем обязательной учебной нагрузки, а также основные требования к обеспечению
образовательного процесса, в том числе к его материальнотехническому, учебно
лабораторному, информационнометодическому, кадровому обеспечению.
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения для первых классов
разрабатывается
образовательная программа в соответствии с новыми
требованиями. Обучение ведётся по Базисному учебному плану. На достижение
целей начального общего образования в соответствии с требованиями стандартов
второго поколения направлено содержание инвариантной части учебного плана. Что
касается вариативной части учебного плана, то она представлена внеурочной
деятельностью, которая организована в соответствии с требованиями ФГОС по
основным направлениям развития личности. На этой основе появляется новая
функция у классного руководителя – организация и внедрение внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная
деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая
во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном
досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту
сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать
познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит
воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их
деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в
свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию
учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от
урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков,
секций, круглых столов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, олимпиад,
поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся
прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе
руководителя, глубже изучается материал. На занятиях раскрываются у учащихся
организаторские, творческие, музыкальные способности, что играет немаловажную
роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого
ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного
учреждения учитываются возрастные и личностные особенности, потенциальные
возможности и социальные потребности обучающихся, а так же разрабатываются
соответствующие направлениям базисного учебного плана рабочие внеучебные
программы.
При организации внеурочной деятельности можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный этап (май сентябрь):
а) проведение анкетирования родителей будущих первоклассников (в
результате чего выявляются желаемые направления внеурочной деятельности);
б) анализ возможностей ОУ по проведению занятий по внеурочной
деятельности;
в) использование возможностей учреждений дополнительного образования;
г) в сентябре классными руководителями проводится родительское собрание,
на котором представляется презентация всех программ внеурочной деятельности;
д) так как внеурочная деятельность включает в себя занятия не только в
школе, но и вне ее, то собирается информация о посещении учащимися учреждений
дополнительного образования;
е) после обработки результатов выбора, составляется расписание занятий
внеурочной деятельности;
ж) для каждого обучающего составляется индивидуальное расписание занятий
внеурочной деятельностью.
2. Основной этап (октябрь – апрель).
Основная функция классного руководителя на данном этапе – контроль,
который включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия.
Классный руководитель ведет «Журнал учета занятости учащихся внеурочной
деятельностью», в котором учитывается количество часов, занятых учащимися по
основным направлениям внеурочной деятельности. Если учащиеся не посещают
кружки по какимлибо направлениям, то классный руководитель производит
следующие корректирующие действия: данные учащиеся привлекаются к
организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям,
предусмотренные планом воспитательной работы в классе. Подготовка к участию и
участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными
способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.
Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в
соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется
классным руководителем в «Журнале учета занятости учащихся внеурочной
деятельностью», по итогам заполнения которого оценивается включение ребенка во
внеурочную деятельность.
Кроме того, с функцией контроля важна так же функция организации, которая
предполагает:
вопервых, совместное проведение внеклассных мероприятий, на которых
учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения;
вовторых, ведение совместно с учащимися Портфолио, куда включаются
материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной деятельности. 3. Заключительный этап (май): анализ достижений уровней результатов
внеурочной деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников
могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская
компетентности и социокультурная идентичность.
На основе этого разрабатываются индивидуальные маршруты личностного
роста для каждого учащегося, которые будут реализовываться в следующем
учебном году.
Таким образом, делаем вывод, что эффективно выстроенная работа классного
руководителя на всех этапах является условием успешной реализации учебного
плана для учащихся первого класса в части «Внеурочная деятельность». Для
ребёнка создаются условия, позволяющие развивать его интересы, успешно
проходить социализацию на новом жизненном пути, помогают ощутить им свою
уникальность и востребованность.
Роль классного руководителя в системе внеурочной деятельности учащихся
Роль классного руководителя в системе внеурочной деятельности учащихся
Роль классного руководителя в системе внеурочной деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.