РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +1
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
29.03.2018
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв
Эколого-географическое изменение среды приобретает в настоящее время всё большее значение для решения практических задач природопользования. Борьба с загрязнением окружающей среды является одной из самых актуальных проблем во всём мире, что ставит нашу школу перед объективной необходимостью выработки нового экологического мышления у учащихся, которое затрагивает нормы экологической этики.
Статья.doc
РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Гарифуллина Гульсина Юнусовна,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Бишнинская НОШ – детский сад ЗМР РТ»
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о
них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой,
повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв
Экологогеографическое изменение среды приобретает в настоящее время всё
большее значение для решения практических задач природопользования. Борьба с
загрязнением окружающей среды является одной из самых актуальных проблем во
всём мире, что ставит нашу школу перед объективной необходимостью выработки
нового экологического мышления у учащихся, которое затрагивает нормы
экологической этики. Этическое отношение учащихся к природе складывается в
результате ориентации на гуманистические ценности. Создать условия для
становления эмоциональноценностного отношения к природе помогает ряд
мероприятий по исследованию того уголка, где проживает ученик.
Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы
духовнонравственного развития и воспитания в начальной школе и Программы
воспитания и социализации в основной школе ФГОС. В начальной школе
предусматривается духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся,
в части принятия ими моральных норм, нравственных установок, национальных
ценностей; формирование личности, любящей свой народ, свой край и свою
Родину; выполняющей правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни; осознающей свою этническую и национальную принадлежность;
имеющей целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; освоившей
основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде; умеющей устанавливать и выявлять причинно
следственные связи в окружающем мире. При реализации экологического образования педагоги нашей школы широко
используют метод проекта. Метод проекта – это одна из личностноориенти
рованных технологий, в основе которого лежит развитие познавательных
навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления. Он актуален и очень эффективен, дает ребенку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать
творческие способности и коммуникативные навыки, позволяющие ему успешно
адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задания
определяются заранее. На уроках, внеклассных занятиях, самостоятельно дома
выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими
учениками: наблюдение за окружающим миром, рисование увиденного,
составление рассказов, загадок, стихотворений, выполнение аппликационных
работ. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как
много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется
чувство ответственности перед товарищами. Кроме того, они видят, что
жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может
быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.
Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так,
чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что
развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.
5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с
которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения –
привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической
сфере,
и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Экологическое воспитание школьников является неотъемлемой частью духовно
нравственного воспитания, в основе которого лежит формирование гуманного,
бережного отношения к окружающему миру, активная деятельность по
изучению и охране природы своего района, защите и возобновлению природных
богатств. Приостановить разрушение окружающей среды, способствовать её
расцвету может только экологически грамотный человек, проникшийся
чувством любви к миру, в котором он живёт и ко всему живому на планете
Земля.
С малых лет в детях необходимо воспитывать экологически культурную
личность, соблюдающую нормы поведения в природе и в быту. Ежегодно, весной, с целью выявления одарённых детей, поддержки
исследовательского творчества дошкольников и школьников,
развития
экологического образования, Управлением образования Исполнительного
комитета Зеленодольского муниципального района при поддержке заведующего
отделением географического и экологического образования Института экологии и
географии КФУ, заслуженного учителя школы Республики Татарстан, доктора
педагогических наук, профессора И.Т Гайсина, а также при поддержке
заведующей кафедрой начального и дошкольного образования ГАОУ ДПО
«Института развития образования РТ» Хамидовой Г.Р. на базе МБОУ
«Бишнинская начальная общеобразовательная школадетский сад ЗМР РТ» вот
уже четвёртый год проходит конкурс проектных и творческих работ старших
дошкольников и обучающихся начальных классов «Край родной, навек любимый».
Цель которого объединение усилий воспитателей дошкольных организаций,
педагогов начальной школы и родителей по развитию исследовательской и
творческой деятельности детей, формирование проектноисследовательской
культуры, создание условий для презентации исследовательских, проектных и
творческих работ в области изучения природы и истории родного края.
На основе содержания представленных материалов на конкурс можно было
судить о том, что данная тема весьма актуальна, о чем свидетельствует
география полученных работ. Среди материалов конкурса есть проекты,
которых разработали воспитанники городских детских садов, школ и их
педагоги (Зеленодольск, Казань, Набережные Челны, Елабуга, Ульяновск);
также особое место в конкурсе занимают исследовательские работы сельских
дошкольных учреждений и школ Республики Татарстан (Зеленодольский,
Верхнеуслонский, Сабинский, Атнинский, Арский муниципальные районы,
Тюлячинский, Кайбицкий и т.д.). Также представлены очень интересные
творческие работы из Республик МарийЭл и Чувашии. Коллектив нашей
школысада активно принимает участие в данном конкурсе, и многие наши
воспитанники занимают в нём призовые места. В марте 2018 года мы проводим
пятый раз этот конкурс на базе нашей школы. Можно сказать что это уже
небольшой юбилей.
Характер экологического сознания каждого ученика в дальнейшем может
оказаться «небезразличным» для жизни природы, даже если он и не станет
впоследствии руководителем, принимающим глобальные решения, а будет
простым человеком, жителем планеты Земля.
РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.