Роль краеведения в воспитании гражданственности и патриотизма.
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
22.10.2019
Меняется наше общество, но воспитание у подрастающего поколения любви к своему народу, своему родному краю и Родине необходимо всегда. В современной России, в условиях быстро меняющихся экономических, политических, социальных проблем, формирование единой, целостной системы нравственных основ воспитания молодежи становится просто необходимым условием.
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Оно позволяет воспитывать подрастающее поколение не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщая его к культурному наследию страны и "малой родины". Я хочу на примере историко-краеведческого музея Дома детского творчества рассказать о том, как ведется работа в данном направлении.
Задача музея – воспитание патриотизма, созидательных начал в ученике через историю своего края и судьбу конкретного человека. Музей является центром духовно-нравственного воспитания. Формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно - историческому наследию. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за считанные минуты, за короткое время, учащийся может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и сопоставить, сравнить события разных времен.
гражданско-патриотическое воспитание.docx
Роль краеведения в воспитании гражданственности и патриотизма.
Меняется наше общество, но воспитание у подрастающего поколения любви к
своему народу, своему родному краю и Родине необходимо всегда. В современной
России, в условиях быстро меняющихся экономических, политических, социальных
проблем, формирование единой, целостной системы нравственных основ воспитания
молодежи становится просто необходимым условием.
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью,
является краеведение. Оно позволяет воспитывать подрастающее поколение не на
абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщая его к культурному
наследию страны и "малой родины". Я хочу на примере историкокраеведческого музея
Дома детского творчества рассказать о том, как ведется работа в данном направлении.
Задача музея – воспитание патриотизма, созидательных начал в ученике через
историю своего края и судьбу конкретного человека. Музей является центром духовно
нравственного воспитания. Формирует чувство причастности и уважения к прошлому,
целостное отношение к культурно историческому наследию. Музей можно назвать
«волшебной машиной времени». В ней за считанные минуты, за короткое время,
учащийся может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только
прошлое и день сегодняшний, но и сопоставить, сравнить события разных времен.
В своей работе по гражданскопатриотическому воспитанию мы используем
огромный потенциал, который несёт в себе краеведение. В нашем музее созданы и
постоянно пополняются экспонатами и документами, рассказывающие об истории
нашего села, следующие экспозиции: «Северный район: страницы истории»,
«Мастер, мудрец, сказочник П.П.Бажов», «За правое дело годы Гражданской
войны», «Идет война народная, священная война», «История народного образования
Северного района», «Русская горница», «Село многонациональное», «Из копилки
деда», «По следам репрессий», «История Новосибирской нефти», «Животные и
птицы Северного района». Их основными идеями являются духовное просвещение,
нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
А. В. Луначарский сравнил музей с книгой памяти, ведь собранные в нём
документы и экспонаты хранят память прошлого, передают её как эстафетную палочку
нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времени и поколений, что
расширяет возможности учебновоспитательной работы с учащимися. Углубленное
знакомство ребят с историей родного края, деятельностью замечательных людей
оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов,
помогает им найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу усиливает
чувство любви к своему народу, вызывает искренние, глубокие переживания, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания, возможно, окажутся полезными и нужными
в будущем.
В музее разработана система мероприятий, направленных на гражданско
патриотическое воспитание детей через экскурсии, беседы. Лекции, уроки мужества,
часы памяти, встречи со знаменитыми людьми, которые учат формировать активную
жизненную и гражданскую позицию, приобретать опыт гражданских действий, развивать
умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности,
воспитывать уважение к народным традициям и культуре других народов.
В музее создана предметноразвивающая среда «Русская горница», через неё мы
изучаем историю села, быт и нравы наших предков. Традиционными стали уроки
«Путешествие в мир старинных вещей», «В гостях у наших предков», «Чудеса из
бабушкиного сундука», на которых используется богатый экспозиционный и фондовый
материал.
Знакомство обучающихся с тематикой Великой Отечественной войны является
традиционной в работе музея. Это важная сторона общей работы по формированию
патриотизма; воспитанию в детях уважения к людям, отстоявшим мир на земле, веру в
торжество справедливости и правды; чувства гордости за свой народ, победивший в
войне, за его стойкость и мужество. Работа ведется и по традиционным формам
(выставки, экскурсии, встречи, конкурсы), и по новым, обусловленным развитием новых
технологий – виртуальные экскурсии, создание презентаций и т.д.
Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую
направленность, востребованным стал «музейный урок». Он призван закреплять и
углублять знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает
здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Проводя музейные
уроки, в частности, посвященные Великой Победе, в качестве примеров я использую
музейные предметы: коробку для хранения документов, на которой нацарапаны даты,
места боев; солдатский котелок; горелку керосиновую, изготовленную из патронной
гильзы; военнополевые карты; благодарственные письма, подписанные Сталиным;
ордена, фронтовые письматреугольники.
Учащиеся вместе со мной отправляются в путешествие во времени, они сами
становятся героями невыдуманных рассказов о войне, о юных защитниках Отечества, о
наших земляках. Эксклюзивным является то, что на каждом таком уроке у детей есть
возможность познакомиться с экспонатами, хранящимися в музее и узнать их историю.
Для повышения чувства гордости за свое Отечество в музее проходят уроки
мужества, например, «России верные сыны», «Учителя фронтовики»; «Герои
Сталинградской битвы». Уроки, посвященные Дням воинской славы, участие в
патриотической акции «Народная Победа», которая проводится для сохранения памяти о войне и ее героях — простых солдатах и офицерах, обо всех тех, кто вложил
свой труд в победу.
Большую роль в воспитании патриотизма играют вечеравстречи посвященные
творчеству наших земляков, на которых они охотно рассказывают о своем творчестве.
Все эти мероприятия помогают воспитывать из наших мальчишек и девчонок
духовно и нравственно развитых граждан своего государства, которые бы гордились
своей Родиной и стремились сделать место, где они живут, еще лучше.
Гражданскопатриотическое воспитание обучающихся по средствам музея
осуществляется через проведение традиционных мероприятий: это День памяти жертв
политических репрессий, детский день в рамках районной декады инвалидов, День
матери, День славянской письменности и многие другие. Все они проводятся с целью
сохранение культурных и нравственных ценностей, укрепление духовного единства
российского народа.
Кроме того, музей постоянно участвует в тематических выставках и форумах не
только для посетителей музея, но и для широкой публики. Так, в этом году работали
выездные площадки: «Русская письменность», посвященная Пушкинскому дню и Дню
русского языка России; День Победы; «Руками трогать разрешается», в рамках ночи
искусств «Искусство объединяет», «Моё советское детство», где всем желающим была
предоставлена возможность окунуться в прошлое, сделать фото на память. Все это
дает возможность обучающимся шире познавать жизнь, развивать свои творческие силы;
воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об
эстетических, духовнонравственных идеалах и ценностях.
Участвуем
в конкурсах социальнозначимых проектов, что позволяет
привлекать к работе различные категории участников (учащихся, родителей, педагогов,
общественные организации), создает условия для работы с семьей, общения детей и
взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей,
предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Гражданственность и патриотизм – чувства не врожденные, они воспитываются и
приобретаются в процессе многогранной жизнедеятельности человека.
В процессе последовательной, систематической работы знания учащихся стали
более глубокими и прочным, вырос уровень отношения к духовнонравственным
ценностям: любовь к Родине, готовность прийти на помощь, интерес к родной культуре.
Подтверждением чему служат результаты участия в конкурсах и мероприятиях
различного уровня.
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них,
приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой
культурный уровень. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине. Это и
есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания,
воспитания чувства любви к Отечеству.
Роль краеведения в воспитании гражданственности и патриотизма.
Роль краеведения в воспитании гражданственности и патриотизма.
Роль краеведения в воспитании гражданственности и патриотизма.
Роль краеведения в воспитании гражданственности и патриотизма.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.