В статье рассматриваются основные подходы к проведению лекционных занятий по химии. Опыт лучших преподавателей химии показывает, что как бы не изменялись подходы в обучении, лекции остаются одной из важнейших форм обучения химии в старшей школе (системе среднего профессионального образования) и повышают качество знаний студентов.
Роль лекций в обучении химии.docx
Роль лекций в обучении химии.
Опыт лучших преподавателей химии показывает, что в преподавании
химии в старшей школе большое значение имеют лекции.
Читая лекцию, преподаватель может кратко и в то же время четко и
убедительно изложить теоретические разделы курса, взгляды выдающихся
ученых и свои суждения, ознакомить с важнейшими научными проблемами и
т.д. Студенты учреждений среднего профессионального образования зачастую
предпочитают лекцию комбинированному уроку или уроку беседе, т.к.
вопросо ответная форма часто мешает им сосредоточиться особенно на
сложных вопросах неорганической и органической химии.
Показателем удачной лекции является интерес учащихся к ней. Опытные
преподаватели, часто использующие такую форму занятия, пользуются
различными средствами для возбуждения и поддержания интереса студентов:
презентации, глоссарии, виртуальные химические
лаборатории. Но
основными условиями для этого является: глубокое знание материала,
выразительность, убежденность и интерес к излагаемому самого лектора.
Д.И. Менделеев, по словам его слушателей, не обладал особым даром
красноречия и не пользовался каким – либо ораторскими приемами, однако
лекции его привлекали большое количество слушателей и вызывали у них
глубокий интерес. Основной причиной успеха его лекций являлась их
содержательность, насыщенность научными идеями, интересными и важными
фактами, волнующими проблемами и захватывающими перспективами. На
этих лекциях раскрывались глубокие и обширные научные познания
Менделеева, его любовь и преданность науке, убежденность в огромном
значении химии для улучшения жизни людей.
Студенты также высоко ценят те занятия по химии, на которых
преподаватель обнаруживает серьезные научные познания, умело раскрывает
сокровищницу науки, вовлекая их в круг научных интересов. Заботы
преподавателя об интересных содержательных лекциях не должны закрывать
от него важнейшей задачи: прочного усвоения студентами наиболее
существенного из всего излагаемого курса. А это обязывает лектора
правильно рассчитывать и глубину теоретического изложения, и количество
описываемых фактов.
Готовясь к лекции, преподаватель должен тщательно отобрать лишь
самое нужное и существенное из того богатства учебного материала, которым
он владеет. Очень часто, особенно молодому, преподавателю трудно
воздержатся от сообщения чего – либо очень интересного и важного в научном отношении, но недоступного или неуместного на данной ступени
обучения студентов. Всякая лекция по содержанию должна быть
естественным продолжением предыдущих занятий и служить основанием для
последующих лекций или бесед, и в то же время она должна быть
законченным отрезком курса химии.
Нормально построенная лекция, как и урок – беседа, состоит из трех
частей: введения, изложения нового материала и заключения. Соотношения
между количеством времени, отводимым на каждую из этих частей, зависят
от содержания данной лекции и от предыдущих и последующих занятий. На
лекциях отводится значительно больше времени на изложение нового
материала, чем на уроке – беседе. Назначение вводной части лекции то же,
что и на уроке – беседе, т.е.: 1) установление связи с пройденным; 2) указание
цели лекции и значения рассматриваемого вопроса; 3) ознакомление в общих
чертах с планом лекции. Количество вопросов, которые предстоит решить на
данной лекции, должно быть невелико.
Как и на уроке – беседе, все эти вопросы должны быть объединены темой
урока. Единство цели – основное требование, предъявляемое к лекции.
Главная часть лекции – изложение нового материала – может проходить с
применением различных методов: догматического, иллюстративного и
эвристического. В большинстве случаев преподаватель пользуются
иллюстративным методом, т.е. формулируют основные положения и затем
обосновывают их пользуясь наглядными пособиями,
презентациями,
демонстрация опытов, описаниями фактов и событий.
Так как на лекциях по химии иногда дается слушателям готовый
материал, который нужно лишь запомнить, не прибегая к рассуждениям, то
принято считать лекционный метод пассивным, не развивающим мышления
студентов, а развивающим лишь память. Такое мнение не обоснованно. Как
уже указывалось, хорошие лекторы вовлекают аудиторию в круг научных
интересов, заставляют своих слушателей думать и переживать вместе с
лектором, как бы самим участвовать в решении излагаемых научных проблем.
Этого должен добиваться и преподаватель химии.
Роль лекций в обучении химии.
Роль лекций в обучении химии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.