Много изменений в последние годы происходят в системе образования. Введение в действие ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы дошкольного образования внесли значительные изменения в систему дошкольного образования.
Весь образовательный процесс строиться в соответствии с ФГОС и с учетом принципа интеграции образовательных областей. Интеграция разных образовательных областей – важный шаг в структуре программного материала. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Образовательные программы с учетом ФГОС ДО позволяют педагогам больше играть с детьми. Обучать, играя в дошкольном возрасте – это принцип образовательной программы. Планирование опирается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и использовании интегративного подхода.
Роль музыки в развитии творческих
способностей у детей дошкольного
возраста
Много изменений в последние годы происходят в системе образования.
Введение в действие ФГОС ДО к структуре основной образовательной
программы дошкольного образования внесли значительные изменения в систему
дошкольного образования.
Весь образовательный процесс строиться в соответствии с ФГОС и с учетом
принципа интеграции образовательных областей. Интеграция разных
образовательных областей – важный шаг в структуре программного материала.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает;
познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и
взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и
взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка
целостной картины окружающего мира. Образовательные программы с учетом
ФГОС ДО позволяют педагогам больше играть с детьми. Обучать, играя в
дошкольном возрасте – это принцип образовательной программы. Планирование
опирается на комплекснотематическом принципе построения образовательного
процесса и использовании интегративного подхода.
Это касается и образовательной области «Музыка» интегрированный подход в
музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. При
планировании учитывается: четкость, компактность, сжатость учебного
материала; логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы
на каждом занятии; взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на
каждом этапе занятия; систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Музыка играет значительную роль в развитии ребенка. Ребенок эмоционально
воспринимает ее образы, откликается на выраженные в ней чувства, настроения.
Интерес и любовь к музыке, выявленные в детстве, оказывают огромное влияние
на дальнейшее развитие человека.
Современная педагогика имеет своей целью " сделать музыку естественной и
потому необходимой частью жизни ребят", " постоянно действующей волшебной
силой, под воздействием которой ребята способны расцвести, раскрыть
творческие способности своего ума и сердца, которая может помочь им
научиться " яснее и глубже чувствовать"(Н. К. Крупская, становиться настоящим
человеком"(Д. Б. Кабалевкий).
Одним из важнейших и любимых видов работы с детьми по музыкальному
воспитанию является обучение игре на детских музыкальных инструментах. Этот
вид музыкальной деятельности очень важен, т. к.:
помогает развить творческие способности у детей,
препятствует у детей возникновению «барьера неполноценности»,способствует «подстраиванию» голоса к инструментальному звучанию мелодии,
помогает сочинению и подбору мелодий по слуху, развивает звуковысотный слух,
а игра в ансамбле с другими инструментами развивает тембровый и ладовый
слухи, чувство, ритма;
развивает как образное мышление так и творческое ; совершенствует культуру
движений как знакомых, так и новых, придуманных в процессе работы ;
социальные навыки закрепляются через сотрудничество в игре; работа с
музыкальными инструментами формирует готовность к поиску творческих
решений;
развивается внимание к звуку и его особенностям.
В работе над развитием творческих способностей, особенно на ранних его
этапах, существенную помощь может оказать применение детских музыкальных
инструментов. Их использование вызывает огромный интерес у ребят, вносит
разнообразие в ход занятия, помогает развитию музыкальной памяти, ритма,
тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к
коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.
Начиная работу с оркестром, нельзя выпускать перспективу из виду, т. е. мы
готовим детей к совместному музицированию на детских инструментах. В круг
этих задач входит и развитие музыкальных способностей, ТВОРЧЕСКОЙ
активности и пр.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение
слову педагога:" Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия
на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего искусство
творить, обращаясь к человеческому сердцу".Каждое занятие – это эпизод
своеобразного спектакля, который зрители хотят досмотреть до конца, принять в
нем активное участие, расширяя творческие возможности.
В подготовительной группе мы создаем детский оркестр, но этим занятиям
предшествовала большая работа, которую проводим с первой младшей группы.
Выдающийся советский педагог Г. Г. Нейгауз писал: «Прежде чем начать
учиться играть на каком бы то ни было инструменте, обучающийся – будь то
ребенок, отрок или взрослый – должен духовно владеть какойто музыкой : так
сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом».
Очень важно перед началом работы продумать репертуар, который будет
использован при работе с детским оркестром. На чем может быть основан
репертуар оркестра детских музыкальных инструментов? Прежде всего на
детских песнях и танцах всех народов мира, произведениях для детей
композиторов классиков и современных авторов, многих народных песен и
танцев. Критериями при отборе в первую очередь служат художественные
достоинства материала, его яркость и разнообразие, но в то же время и
доступность его для понимания детей, у которых он должен вызвать
непосредственный интерес, а также соответствие возможностям маленьких
оркестрантов. Кроме того особое внимание нужно обратить на то, чтобы по
содержанию он не входил в противоречие со спецификой звучания детскихинструментов. Наконец важно, чтобы переложения включенных в репертуар
произведений были сделаны именно для данного состава и хорошо звучали.
Первостепенную роль в музыке играет мелодия, и поэтому важно чтобы она
звучала достаточно выпукло, рельефно. Для осуществления этого
рекомендуется несколько способов, особенно эффективных в сочетаниях:
1) для мелодии создается «свободная зона»(т. е. регистр, в котором она
располагается, не должен быть занят другими голосами);
2) обеспечивается контрастность тембров мелодии и всех сопровождающих
голосов;
3)изложение мелодии получается одновременно несколькими инструментами
(одинаковыми или разными);
4.)мелодия излагается в октавном удвоении.
Важно также соблюдать соответствие между характером мелодии и
техническими возможностями как инструмента, так и исполнителя. Например,
подвижная и протяжная мелодия едва ли может прозвучать на духовом
инструменте, поскольку ребенку нужно часто брать дыхание. _
Соглашаясь с выше сказанным, начинаем работу уже с первой младшей группы.
Большое внимание уделяем развитию музыкального слуха и формированию
навыков восприятия музыки, выделяя слушание классической музыки в третье
занятие. Эту работу продолжаем во всех возрастных группах, На этих занятиях
дети знакомятся со звучанием отдельных инструментов (их строением, с
различными способами игры, с интересными историями их создания,
симфонического, духового оркестра и оркестром русских народных
инструментов.
Много времени в младшей и средней группах отводится работе по обучению игре
на барабане сначала одной палочкой, а затем двумя,т. к. необходимо
подготовить корпус и руки ребенка к обучению игре на «мелодическом» ударном
инструментеметаллофоне, где у ребенка не будет затруднений при игре одним
молоточком, а затем и двумя.
Помимо знакомства и игры на шумовых инструментах вводим игру на
металлофоне, не обучая ребенка первой и второй младших групп постановке
руки, а «лепя» руку ребенка незаметно, ненавязчиво. Никакими словами, никаким
показом нельзя передать ребенку желаемое и необходимое состояние. Лучше,
точнее и полнее, чем собственной рукой невозможно проверить правильность
положения рук. И нет ничего податливей, чем руки ребенка в этом возрасте.
Перед каждым занятием с игрой на музыкальных инструментах проводим
гимнастику на расслабление тела. Детям дошкольного возраста доступно
изображение игрой на металлофоне: «дождик», «бежит ручей», «снежинки
летят», «катание с горки», «тают сосульки». Эти занятия приводят к свободному
музицированию за инструментом, что положительно сказывается на обучении
игре на металлофоне в средней группе. Для развития творческих способностей
предлагаем детям самим придумать музыкальный образ, который рождается при
свободном музицировании.В средней группе (в начале учебного года) учим детей правильным приемам
звукоизвлечения при игре на металлофоне, но не заостряем их внимание на
исполнении ритмического рисунка одним звуком. Детям трудно самостоятельно
следить за положением корпуса., руки и играть определенную ноту. Исполнение
попевок на определенных нотах («Музыкальный букварь», Ветлугиной) мы
начинаем со второй половины учебного года.
Для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма проводим
дидактические игры, предложенные Кононовой.
В старшей группе дети играют на ударных инструментах, осваивают,
поступенное движение мелодии вверх и вниз., подбирают по слуху эталонные
мелодические построения. На этапе обучения объединяем детей в оркестр, в
ансамбль.
Любимой работой наших детей в старшей группе является «игровое четырех
ручие» помогает ребенку овладеть ритмической ступенью и перейти к подбору
мелодий. Часто предлагаем детям придумать свою, новую " музыку".Дети сами
отбирают нужные музыкальные инструменты, которые помогут им передать
придуманный ими музыкальный образ. Для этой работы подбираем
разнообразные музыкальные инструменты, которые помогут развитию
творческих проявлений у детей.
Из практики работы заметили, что детьми трудно осваиваются такие понятия как
музыкальный жанр и определение частей музыкального произведения. Поэтому
важно использовать дидактические игры. нр, «Что подсказывает музыка» (три
кита по Кабалевскому.),«Птички на лесной полянке» и многие другие. Игры
оказались интересны и полезны детям, помогли быстро
овладеть понятиями:жанр, часть музыкального произведения. Дошкольный
период это период накопления музыкальных впечатлений, период интенсивного
музыкального восприятия. Нельзя забывать, что особое место в обучении детей
и развитии творческих способностей занимает игра. Музыкальная игра – это
активная деятельность, направленная на реализацию определенных задач. Она
влияет на активность процесса развития движений, музыкальных способностей,
творческих проявлений. Вся деятельность ребенка в игре представляет собой
активное развитие музыкального творчества, потому что в игре обострено
музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением, узнаванием,
созданием нового музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в
игре требует определение характера музыки, темпа, различение динамики, фраз
частей музыкального произведения. Эффективность музыкального развития
ребенка в процессе музыкальных игр обеспечивается также тем, что игру, как
самую близкую форму деятельности, детям легко объяснить. Кроме того,
интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения,
доступность игровых образов и художественные приемы обучения способствуют
развитию творческой инициативы ребенка. Деятельность ребенка в процессе
музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее
непосредственной реакции. Это обостренное музыкальное восприятие,
связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкальных образов и
выразительных средств музыки, способствует развитию музыкального слуха,внимания, памяти и творческой инициативы ребенка, т. е..накоплению
определенных навыков и умений.
И вот на базе знаний и умений, а главное желаний детей объединяем их в
детский оркестр, в котором звучат не только шумовые инструменты или ударные
«мелодические» инструменты, но и пневматические язычковые (аккордеон)
электромузыкальные.
Обучение на этих новых для детей инструментах вводим, убедившись в том, что
малыш слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии и вниз и вверх., имеет
представление об элементарной теории музыки.
Как преподать маленькому ребенку постановку руки, не отпугнув слишком
серьезным подходом, что может показаться утомительным или скучным? Ведь
недоработки в вопросе могут сказаться в дальнейшем.
Как построить обучение нотной грамоте, чтобы отпала необходимость в столь
неприятном для ребенка «заучивании нот»?
Для решения этих задач следует использовать упражнения, дидактические игры
в ассоциации со всем,что детям привычно и приятно. Все это будит воображение,
связывает сказку и фантазию с обучением,
Но главная цель работы педагога – увлечь ребенка музыкой. Пробудить у него
желание овладеть языком музыки, развить творческую инициативу, доставить
удовольствие детям.