Роль оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему Роль оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики Считаю, что оценивание в работе учителя – это одна из самых сложных задач. Роль оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить. Воспитательная функция оценки на уроке математики выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.С целью развития интереса к математике и повышения самооценки ученика, провожу конкурсы творческих работ по предварительно данным темам, и с последующей публикацией.
Иконка файла материала СТАТЬИ.docx
Титова Валентина Николаевна, учитель математики, высшая квалификационная категория, Симеизский учебно­воспитательный комплекс, г. Ялта, Республика Крым Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Роль оценки  учителя на формирование  самооценки учащихся  на уроках  математики                                                                                                                                                                                          Перед  современной школой ставятся задачи развития личности,  формирование у обучающихся не только предметных, но и межпредметных,  личностных компетенций, раскрытие способностей каждого ученика,  воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к  жизни в конкурентном мире.  От  решения этих задач зависит будущее нашей  страны.                                                                               Я работаю в школе более 40 лет,  была директором и завучем,  «боролась» за успеваемость и качество знаний, готовила педсоветы, семинары, выступала за дифференцированный подход к обучающимся, но и тогда и  сейчас, когда я работаю учителем, ­ всегда меня волновали  и волнуют  вопросы: Почему, даже у самых талантливых учителей, оценки по математике ниже, чем по другим  предметам? Почему во взрослой жизни троечники  оказываются более успешными, чем отличники? Почему учителя математики,  имея большой опыт работы , зачастую не знают, как правильно оценить  ученика. Выставление оценок порой  даже портят отношения между  учителями, между учителем и учениками.           Считаю, что оценивание в работе учителя – это одна из самых сложных  задач. Роль  оценок учителя на формирование личности ребенка, на его  отношение к себе, к другим и  других к нему трудно переоценить.  Воспитательная функция оценки на уроке математики  выражается в  рассмотрении формирования   положительных мотивов  учения и готовности  к самоконтролю как фактору преодоления   заниженной самооценки учащихся  и  тревожности.          Правильно организованный контроль  и оценка, снимают у школьников    страх перед ответом на уроке, перед выходом к доске, и самое главное, перед  предстоящей контрольной работой. Если контроль и оценка ученика  продуманы учителем, то значительно снижается уровень тревожности,  формируются правильные целевые установки. Ученик готов работать  1самостоятельно и активно, такого ученика можно ориентировать на  осуществление самоконтроля.           Думаю, что было бы правильно, если бы на каждом уроке  математики,  да и на других уроках,  приоритетной была бы  не та оценка, которая   определяет лучших учеников и двоечников, таким образом,  разделяя класс на успевающих и отстающих, а  была бы та, которая  покажет  взаимосвязь   деятельности  каждого ученика и учителя.  В таком случае возникнет  сопричастность каждого ученика к процессу обучения на уроке, к  объективной оценке труда учеников класса. Все это  является важными для  всего процесса обучения в школе, но еще более важным                      представляются в обучении  математики.        Оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд  развитие ученика и заставит его поверить в свои силы, обеспечит  положительные мотивы учения и приведёт к готовности к самоконтролю как  фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.  Ученик может иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем  анализ последовательности учебных действий. Поэтому  нецелесообразна  поспешность в применении цифровой оценки ­ отметки, карающей за любую  ошибку. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует  правильное отношение ученика к контролю.         Одним из основных требований к оценочной деятельности является  формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать  их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.  Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в  классе: каким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли  оценена эта работа, каково общее впечатление от работы  нужно сделать,  чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой  коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной  деятельности школьников. Обращаю внимание на то, что  система оценивания должна строиться на  следующих принципах: Оценивание является постоянным процессом, приводящим к  самооценке Главными  критериями оценивания выступают ожидаемые результаты,  соответствующие учебным целям. Оценивать можно только то, чему учат. Критерии оценивания и алгоритм  выставления отметки заранее  известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно. Процесс  оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся  включались в контрольно­оценочную деятельность, приобретали навыки и  привычку к самооценке.      2 Отметки могут быть выставлены только за результаты  деятельности        году ученика, но не  за его личные качества.          Система воздействия на учащихся является мощным орудием в руках  учителя.  «Применяя на практике ту или иную меру воздействия, учитель,  должен представить основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она  рассчитана, и что он от неё ждёт»  К.Д.Ушинский           Не является секретом, что оценка, выставленная ученику, должна  соответствовать знаниям  ученика, однако мой опыт показывает, что в оценке  знаний требуется большой такт. Важно не только какую оценку поставил  учитель ученику, но и что он при этом сказал. Ученик должен знать, что  учитель ждёт от него на следующем уроке. Может ли ученик рассчитывать на  улучшение результата, есть ли у него шанс  получить более высокий балл.                                 Обсуждение полученной оценки продолжится дома, и это  обсуждение хорошо проиллюстрировано на картине Ф.П.Репина «Опять  двойка» и первом варианте картины, на фоторепродукции. Осуждающие  взгляды матери, сестры, и учительницы.   Опять двойка — картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная  в 1952  Первый вариант картины «Опять двойка» (фоторепродукция Виктора  Грабовского)        Создавая ситуацию взаимно выгодного общения  учителя и ученика,  можно не сомневаться в том, что  результаты обучения по математике  непременно будут выше. Эффективность учебной деятельности школьника  зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и  владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Успеваемость ученика  непременно повлечёт за собой повышения и самооценки.         Учащиеся, которые с большим трудом усваивают учебный материал по  математике, обнаруживают определённые расхождения между тем, что от них  требуют, и тем, что они  в состоянии выполнить. Тех учеников, которые в  школе часто испытывают неудачу в учёбе, неудачу в общении с  одноклассниками, разногласия с  родителями, ожидает и дальше неудача в  жизни.  Удачные же результаты в предшествующей учебной деятельности  предрасполагают к ожиданию успехов в дальнейшей жизни.        Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над  успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем,  ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.  Поэтому задача учителя математики состоит в сознательном и полноценном  формировании самооценки учащихся.  Учитывая мои наблюдения и опыт работы, делаю выводы, что при оценке  работы ученика, учителю  необходимо  обращать внимание на следующее: 3                Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно  относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи  учения, а не в обиды на  критикующего или в поводы к унынию и отказу от  каких бы то ни было усилий. В  обучении школьников  всегда  поддерживать слабого  ученика и не  давать времени на уроке  для расслабления сильному. Сравнивать успехи каждого ребёнка по сравнению с его предыдущими  по отношению к учению. Действие оценки – это и есть то действие,  благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать,  определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких  именно знаний недостает. Учитывать роль отметки в учебном процессе. «Я далек от намерения  вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись».  И еще: «Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем  двойка. В сознании ребенка утверждается мысль:  если у меня еще нет  оценки, значит, я еще не потрудился, как следует» В.А. Сухомлинский ″  Создание ситуации, повышающей самооценку ребенка, создание  «ситуации успеха», которая позволяет повысить самооценку. В отдельных ситуациях и с целью поддержать ученика, допускаю  прием авансирования оценки, что позволяет побудить слабого ученика к старанию. Практикую на уроках самопроверку и взаимопроверку   самостоятельных и проверочных работ, а также домашних заданий. Учеников, имеющих заниженную самооценку, стимулирую и оцениваю,  рекламирую работу таких учеников перед классом. С целью развития интереса к математике и повышения самооценки  ученика, провожу конкурсы творческих работ по предварительно данным  темам, и с последующей публикацией.                                                                      Источники Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. ­ М., 1980. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки  учения школьников. ­ М., 1984. В.А. Сухомлинский О воспитании. М., 1975. Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка – М.:  АПК и ПРО, 2004. Педагогическая энциклопедия – М., 1964. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки  учения школьников. ­ М., 1984. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные  психологические труды. ­ М., 1980. ­ Т. 2. 4[ Электронный ресурс]  https://ru.wikipedia.org/wik   5