Представлена статья на тему Роль педагога - воспитателя в профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними
В последнее время интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного поиска профилактических мер со стороны педагогов многих образовательных учреждений, особенно коррекционных школы, где воспитываются и учатся дети из неблагополучных семей.Профилактическая работа с родителями и учащимися предусматривает тесное взаимодействие педагога – воспитателя с администрацией школы, социально – психологической службой, сотрудниками ИПДН, КДН, социальной защитой, педагогами дополнительного образования.
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
первой квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» город Магнитогорск,
Челябинская область
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Роль педагога воспитателя в профилактике жестокого обращения с
несовершеннолетними
из
неблагополучных
В последнее время интерес к проблеме жестокого обращения с детьми
значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного поиска
профилактических мер со стороны педагогов многих образовательных
учреждений, особенно коррекционных школы, где воспитываются и учатся
дети
семей.
Анализ статистических данных по проблеме жестокого обращения с
ребёнком в городе Магнитогорске показал, что уровень домашнего насилия со
стороны родителей поразительно высок. В частности около 600000 детей в
возрасте до 12 лет избиваются родителями, в связи с этим дети убегают из
дома.
Вопрос профилактики жестокого обращения с детьми перед педагогическим
коллективом нашей школыинтерната поднят уже давно. Контингент наших
учеников разнообразный и очень сложный. Большая часть детей из
неблагополучных семей. Однако узнать, что с ребёнком обращаются жестоко
довольно сложно и практически невозможно. Ведь факт того, что ребёнка
дома бьют, не принято предавать огласке это, как правило, считается,
внутрисемейное дело. А дети, подвергающиеся жестокому обращению, очень
редко просят о помощи, да и вообще стараются об этом не говорить.
Но я считаю, что, несмотря на многие укрывательства детей о факте их
избиения, педагоги должны и обязаны проводить работу по профилактике и
принятию мер воздействия на тех родителей, которые жестоко обращаются со
своими детьми. Действовать надо, просто необходимо, на том простом
основании, что если вдруг с ребёнком что случиться крайними всегда
остаются учителя, педагоги особенно коррекционных школ: не доглядели, не
выяснили условия проживания вновь прибывших детей вовремя, не спросили
ребёнка,
почему бледный и т.д.
Как показывает практика, одним из самых эффективных способов
выявления факта жестокого обращения с детьми является анкетирование
учащихся.
Приведу примеры вариантов анкет, на основе которых можно понять и
почему такой сонный вид,чаще
В)
Кто
тебя
Моя
семья
да;
да;
что
ли
Б)
вас
всего
ли
Б)
состоит
нет;
мама;
В)
нет;
чаще
тебя
возникают
В)
чувства
при
надёжно,
скучно
другие
Б)
папа;
члены
чтобы родители не
определить,
как с ребёнком дома обращаются родители:
Анкета
1
1.Наказывают
родители?
А)
иногда.
2.За
наказывают?
А) плохие оценки; Б) за непослушание; В) за обман; Г) не наказывают
наказывает?
3.
А)
семьи
.
4.Что нужно делать,
наказывали?
А) хорошо себя свести; Б) получать хорошие оценки; В) вовремя
возвращаться
домой.
5.Какие
наказании?
у
А) страх; Б) ненависть; В) злость; Г) обида; Д) ужас; Е) вина; Ж) стыд;
родители?
6.Хвалят
иногда
А)
Анкета
2
1.
из
_______________________________________________
2. Мне в семье: радостно, грустно, спокойно, тревожно, страшно, интересно,
весело,
своё.
3. Меня часто ругают, хвалят, обзывают, наказывают, поощряют, обо мне
заботятся, мне часто дарят подарки, меня не замечают, жалеют (подчеркнуть)
своё.
дописать
4.
наказывают
за
________________________________________________
5. Как наказывает мама ______________________________________________
6.
папа
________________________________________________
7.
___________________________________
вашей
8.
семье_____________________________________________________________
Анкета
1.
Да
Да,
Нет
2.
Да
Нет
Иногда
Меня
справедливо
3. Считаешь ли ты физическое наказание жестоким обращением над
Приходилось
(подчеркнуть),
дописать
родителями
3
дома?
физическое
наказывают
заниматься
наказывает
применяли
наказание?
Что
тебе
изменить
бы
тебе
хотелось
ли
убегать
тебе
семьёй
мы
любим
Всей
с
ссоры
К
Меня
Как
в
из
иззалень
не
и
по
тебя
чаще
За
вообще
моя
что
жестоко
позднее
обычная
спиртных
Если
дома
всего
возвращение
необходимая
употребление
родители
плохие
личностью?
Да
Нет
жизнь
Это
наказывают?
4.
наказывают
Меня
оценки
За
домой
За
ложь
За
оговариваюсь
Когда
За
напитков
5. Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо?
Всегда
справедливо
справедливо
Чаще
несправедливо
Чаще
Всегда
несправедливо
ругают?
6.
мне
Это
Это
мера
7. Какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают,
оскорбляют?
Обида
Гнев
Желание
Безразличие
Страх
Ненависть
Унижение
Желание
8.
Физическое
Психическое
Не
испытывал
Данные анкеты может использовать каждый педагог, изменять вопросы,
конкретизировать. Проведя анализ ответов детей на вопросы анкет можно
представить некоторую картину сложившейся обстановки в семье, а затем
наметить план мероприятий, способствующие профилактике и принятию мер
воздействия по факту жестокого обращения с ребёнком.
План действий педагога – воспитателя по профилактике и принятию мер
же
Какого рода насилие испытывал по отношению к себе?
наказывают
отношению
воспитательная
тебя,
ко
исчезнуть
ответить
тем
в семьях, где проявляются формы жестокого обращения с детьмис
адресной
жестокого
жизненной
обращения
Цели: Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций,
связанных
с
проблемами
детьми.
Задачи:
1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в
трудной
ситуации;
2)
раннее выявление семейного неблагополучия и оказание
специализированной
помощи;
3) создание условий для психологопедагогической, медицинской и правовой
поддержки
обучающихся;
4) осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание
помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
Основные направления работы педагога воспитателя по профилактике и
принятию мер к взрослым, которые могут использовать жестокие меры
следующие:
наказания
в
Организационная
работа
Диагностическая
работа
Работа
учащимися
Работа с родителями
Реализуемые
мероприятия
Сроки реализации
несовершеннолетних
отношении
Форма
с
Организационная работа
Цель: создание и реализация системы мероприятий по
профилактике жестокого обращения с детьми, осуществление
систематической работы с картотекой обучающихся «группы
риска».
Участие воспитателя
обсуждении
в
проблемы
по
проблеме жестокого
обращения с детьми
на педагогических
советах,
Доклады
выступления
опыта работы
август
–
из
Индивидуальные
изучение
беседы,
характеристик вновь
поступивших детей в
школу интернат
Банк данных
Сентябрь (1 неделя)
Сентябрь (2 неделя)
Составление
социального
паспорта класса
Создание и ведение
картотеки учащихся
из неблагополучныхсемей, обучающихся,
стоящих
на
внутришкольном
учете, на учете ПДН
ОВД,
КДН;
Диагностическая работа
Сентябрь (4 неделя)
Сентябрь (3 неделя)
Анкетирование,
тестирование
Анкетирование,
тестирование
Анкетирование,
тестирование
Цель: создание банка данных об образе жизни семей
обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных
отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы,
с одноклассниками.
Опрос «Наказание в
семье»
Опрос «Ты и твоя
семья»
Творческое
рисование по теме
«Плохой и хороший
ребёнок»
«Внутрисемейные
отношения»
«Кто я в моей
семье?»
«Мои обязанности в
семье»
Работа с учащимися
Цель: организация и проведение классных часов,
воспитательных мероприятий, социально – игровых тренингов
«Я – ребёнок, я
имею право жить»
Анкетирование,
тестирование
Анкетирование,
тестирование
Анкетирование,
тестирование
Октябрь ( 4 неделя)
Октябрь (1 неделя)
Октябрь (2 неделя)
Октябрь (3 неделя)
Октябрь
Беседа практикум Сентябрь
Социально –игровой
тренинг
Час общения с
элементами
практикума
Социально –игровой
тренинг
Конкурс рисованных
фильмов
Творческое
рисование
Февраль
Декабрь
Ноябрь
Январь
«Я среди людей»
«Будьте добрыми и
человечными»
«Гармония общения»
о
«Мультфильм
моей семье»
«Фильм о моём
классе»«Дом, в котором я
хотел бы жить»
«Плохие и хорошие
поступки»
«Быть примерным,
что это значит?»
Дискуссия
Март
Беседа – творческое
рисование
Апрель
Дискуссия
Май
Работа с родителями
мере
Родительский
всеобуч
Индивидуальные
беседы
По
необходимости
В течение года по
мере необходимости
Цель: установление неиспользованного резерва семейного
воспитания, нахождение путей оптимального педагогического
взаимодействия школы и семьи,
«Стиль семейного
воспитания»
«Верны ли мои
методы воспитания»
«Мудрость
родительской
любви»
«Почему ребёнок
бежит из дома?»
Профилактическая работа с родителями и учащимися предусматривает
тесное взаимодействие педагога – воспитателя с администрацией школы,
социально – психологической службой, сотрудниками ИПДН, КДН,
социальной защитой, педагогами дополнительного образования.
В течение года по
мере необходимости
Вечер вопросов и
ответов
В течение года по
мере необходимости
Собрание
практикум
Источники
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком.
Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2006.
Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детямжертвам
насилия.– М.: Генезис, 2006.
Защита детей от жестокого обращения/Под ред. Е.Н. Волковой. –
СПб.: Питер, 2007.
Междисциплинарное ведение случая в работе с безнадзорными
несовершеннолетними/Под ред. Ю.В.Батлук, Р.В.Йорика, С.В.Суворовой.
СПб.: Врачи детям, 2009.
Недостойное обращение с детьми/Под ред. Д. Кутсара – Тарту: АО Атлекс,
2000.
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. М.: ВАКО, 2005