Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности младших школьников.
Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
19.04.2019
Одаренные дети – дети, обнаруживающие особо высокий уровень способностей, общих или специальных. Они обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна
статья Роль проетной и исслед..docx
Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности
младших школьников.
Не существует скольконибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе
А.Н.Колмогоров
Обучение в начальной школе– очень важный этап в развитии ребенка. В
это время развивается творческое мышление, воображение, любознательность,
формируется умение наблюдать и анализировать явления, сравнивать, обобщать
факты и делать выводы. Очень важно создать условия для полноценного
умственного развития детей, формирования устойчивых познавательных
процессов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой
инициативы и самостоятельности в мышлении.
Самым важным человеком для детей в младшем школьном возрасте
является его первый учитель. И задача учителя раскрыть и развивать
способности своих учеников. Мы считаем, что все дети являются одарёнными с
рождения, поэтому учителю достаточно трудно определить, именно в какой
сфере деятельности ребёнок будет делать успехи, так как он не один. Учитель
к каждому должен найти индивидуальный подход, для того, чтобы у каждого
выявить способности, или наоборот отставание в развитии . Каждый ребёнок к
чемуто предрасположен, главное выявить данную одарённость. Это и является
важной задачей педагога. Выявление одаренных детей начинается в начальной
школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными
учащимися, их поиск, выявление и развитие одни из важнейших аспектов
деятельности школы.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
[Богоявлевская Д.Б., 2003, с. 7]
Одаренные дети – дети, обнаруживающие особо высокий уровень
способностей, общих или специальных. Они обычно обладают отличной
памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их
отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко
пользоваться накопленными знаниями.
Большой словарный запас,
сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение
ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному
ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и
энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных
способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на
чемлибо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
Для совершенствования работы с одаренными детьми и детьми с
высоким уровнем познавательной активности в нашей школе в рамках ФГОС
функционирует внеурочная деятельность «Юные
исследователи» для
обучающихся в начальной школе . Цель деятельности «Юные исследователи»:
выявить обучающихся, интересующихся открытиями науки и техники,
желающих узнавать новое,
интересное и совершать свои открытия.
Дополнительное образование детей направлено на обеспечение
разносторонности, привлекательности, уникальности и, в конечном счете –
результативности образования. Это «зона ближайшего развития» личности
ребенка, которую он выбирает сам в соответствии со своими желаниями,
потребностями и возможностями.
Условия, необходимые для работы с одаренными детьми трудно
обеспечить на уроках в начальной школе, насыщенной учебным материалом.
Поэтому во внеурочной деятельности «Юные исследователи» учащиеся
получают
дополнительную возможность для раскрытия и развития
творческих и интеллектуальных способностей. Основным видом деятельности
данного научного общества является проектноисследовательская работа,
которая тесно связана с основным учебным процессом и ориентирована на
развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на
углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Главная
задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект
в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных
способностей и склонностей. Что же такое проектная и исследовательская деятельность в школе?
Исследование – это такая форма работы со школьниками, в результате
которой дети знакомятся с методами научного исследования, учатся
наблюдать, собирать, обрабатывать и анализировать собранный материал,
обобщать данные, формулировать выводы. Ученическое исследование – это
маленькое открытие уже открытых научных положений и закономерностей, но
поскольку ребенок проходит практически все этапы настоящей научной
работы, проходит самостоятельно, лишь направляемый учителем, поэтому она
ценна не столько научными выводами, сколько возможностью раскрыть
творческие способности школьника.
Во внеурочной деятельности «Юные исследователи» используются
специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую
деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения
самостоятельных исследований.
Мы готовим детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем,
а потому приучаем их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать
тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти
вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Как показывает опыт, вовлечение в исследовательскую деятельность как
можно большего числа обучающихся, позволяет выявить иногда явно никак не
проявляемую одаренность, способствует повышению интереса к различным
междисциплинарным вопросам, социальным и экологическим проблемам,
стоящим перед современным человечеством. Исследовательская деятельность
в младшем школьном возрасте обеспечивает не только интеллектуальное, но и
социальное, нравственное воспитание личности ребенка. Представление
результатов исследовательских проектов детей на конкурсах, конференциях
прививает культуру общественных выступлений, умение вести дискуссию,
принимать иные точки зрения, ценности других культур, толерантные
взгляды.
Во внеурочной деятельности именно исследовательская деятельность
является одновременно средством:
создания условий проявления творческой,
креативной
одаренности обучающихся;
развития интереса воспитанников к новым знаниям и
закрепления их;
развития важнейших социальных навыков; нравственного и эстетического воспитания личности ребенка;
получения навыков работы с современными информационными
технологиями.
Исследовательская деятельность – это условие для развития
духовности, для развития личностного начала.
Движущая основа, которая приводит ребенка к желанию заниматься
исследованием желание ребенка участвовать в конкурсах, фестивалях, и не
только участвовать, но и побеждать. А любое желание – это импульс. и
Исследовательский импульс это включение в психические процессы вообще:
восприятие, внимание, мышление, воображение В нас самой природой
заложено побуждение к исследованию, что дает нам возможность выжить,
адаптироваться, победить обстоятельства, решить проблемные ситуации.
Мы уже имеем определенные успехи в данной области. Обучающимися
младших классов были разработаны следующие проекты и исследовательские
работы и заняты призовые места:
1.исследовательская работа «Особенности русского чаепития и их
отражение в картинах русских художников », муниципальный конкурс
«Первые шаги в науку», Тарасова К(3кл.) 1м. и участие в региональном
конкурсе.
2.творческий проект «Старинный русский город», Заочный конкурс
детских творческих проектов «Мир увлечений»;
3. творческий проект «Символ 2014 года», Очный муниципальный конкурс
«Зимняя фантазия»; Костыря В.(1кл.) 2 м.
4. исследовательский проект «Сохраним зеленые красавицы Никольского»,
Очный муниципальный конкурс «Зимняя фантазия» Веретенник Н.(4кл)
3 м.;
5.исследовательская работа «Жизнь пчел зимой», Муниципальный конкурс
«Я исследователь»; Емуков В.(1 кл.) 3 место
6 .исследовательская работа «На вершинах мужества… К 40летию
курской битвы», Очный муниципальный конкурс «Я исследователь»,
Кузьминых А.(3кл.)3 место.
В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с
одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он
требует от учителей личностного роста, постоянно обновляемых предметных
знаний, тесного сотрудничества с психологами и обязательно с родителями одаренных. Исследовательская тактика ребёнка это не просто один из
методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и
учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в
самообучение, реально запускает механизм саморазвития. И именно
исследовательская деятельность способствует выявлению наиболее
одаренных и талантливых школьников и использованию их творческого и
интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.
Литература
1. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. – М.: Просвещение,
1989.
2. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. Матюшкина А.М.
– М.: Просвещение. 1991. 160с.
3. Матюшкин А.Н. Исследование интеллектуальной активности учащихся в
условиях учебного и игрового общения / Психологопедагогические
проблемы взаимодействия учителя и учащихся М. – 1980. – С. 104114.
4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание. – 1981. – 95с.
Интернет – ресурсы
5.Учебнометодический кабинет − http://pedkopilka.ru/
Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности младших школьников.
Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности младших школьников.
Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности младших школьников.
Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности младших школьников.
Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.