Роль родителей в период адаптации

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основа родительской позиции вообще состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу. Родитель никогда не должен становиться вторым учителем. Основная задача родителей в помощи первокласснику — эмоциональная поддержка, предоставление максимально возможной самостоятельности в организации его собственных действий по выполнению школьных правил.
Иконка файла материала Роль родителей в период адаптации 1.doc
Роль родителей в период адаптации Какова главная задача родителей в период адаптации ребенка к школе? Основа родительской позиции вообще состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу. Родитель никогда не должен становиться вторым учителем.  Основная задача родителей в помощи первокласснику — эмоциональная поддержка,  предоставление максимально возможной самостоятельности в организации его  собственных действий по выполнению школьных правил. Как подготовиться к первому сентября? Рассказать о том, что ждет ребенка в этот день.  За несколько дней начать вводить его в ритм "подъема и отбоя".     Любимый медвежонок (кукла или любимая игрушка) должен быть взят с собой в портфель (он тоже в первый день пойдет учиться).   Можно   дать   ребенку   с   собой   камушек   —   амулет   (обеспечивает   "связь   с родителями").   Основная  одежда  должна  быть новой  и особой  (школьная одежда),  но какая–то деталь одежды должна быть знакомой и любимой (любимые носочки, маечка, значок на рубашке и пр.)   Мобильный   телефон   первого   сентября   (и   вообще   в   период   адаптации)   лучше   с собой не давать. Ребенок хуже привыкает к новой жизненной ситуации и новым взрослым, если у него есть возможность постоянного контакта с родителями.   Цветы учителю должны быть такими, чтобы ребенок ощущал их особенную красоту (пусть их будет немного). Лучше, если он будет выбирать цветы вместе с Вами. Это важно,   чтобы   у  него   не  возникало   чувства,   что   другие   дети   принесли   красивые цветы, а он — плохие.   Приготовить все с вечера, чтобы утром не возникло суеты или паники. Рассчитать время, чтобы ребенок с утра мог, не спеша поесть, сходить в туалет.  Какие непредвиденные трудности могут возникнуть первого сентября? Часто дети (особенно не посещавшие раньше детских садов или детских групп) в  последний момент отказываются расставаться с мамой или папой, которые привели их в  школу, начинают плакать, цепляться за родителей. В такой ситуации лучше пойти на  занятия вместе с ребенком. Для этого нужно заранее освободить себе весь день. О  возможности ходить вместе с ребенком на уроки лучше поговорить с учителем  (администрацией школы) на родительском собрании заблаговременно. Какие непредвиденные трудности могут возникнуть второго сентября? Мама будит Петю второго сентября: "Вставай. Пора идти в школу!" Петя: "Я же уже вчера сходил..." Что делать, если ребенок с утра плохо себя чувствует, а нужно идти в школу?У шести­семилетних детей редко случается "воспаление хитрости". Либо ребенок,  действительно, заболевает, либо плохое самочувствие связано с необходимостью идти в  школу. В любом случае, стоит это проверить. Если ребенок после того, как Вы оставили  его дома, сразу почувствовал себя лучше, то, возможно, его плохое самочувствие связано  со стрессом, испытываемым в школе. Постарайтесь выяснить (у ребенка, у учителя, у  знакомых детей), что происходило в школе вчера, позавчера. Важно понять, что  происходит, особенно если такое повторяется систематически. Если же Вы все­таки решили отправить ребенка в школу, дав ему таблетку от головной  боли (или не обнаружив никаких симптомов болезни), не делайте ценностью преодоление  им плохого самочувствия. Не хвалите за то, что он пошел в школу, переборов себя. Если  Вы будете гордиться, что Ваш ребенок учится (трудится), невзирая на свое плохое  самочувствие, то у него может подсознательно закрепиться установка на болезнь: можно  добиться похвалы, болея. Как реагировать, если ребенок злится на учителя (детей) в школе или испытывает страх перед школой? Прежде всего: не запрещать переживания. Не нужно твердить ребенку: "Нельзя злиться!  Нельзя бояться!" Переживания — вполне естественная вещь, и они должны иметь право на  жизнь. Однако необходимо обсудить с ребенком, что вызывает страх или злость, вместе с  ним понять, почему другие люди совершают действия, вызывающие у него те или иные  эмоциональные реакции. Понимание действий других часто само по себе снимает  переживания. Есть и другие культурные формы, помогающие человеку справляться со страхом. Для  детей это, прежде всего, чтение страшных сказок в ситуации полной защищенности (на  маминых коленях). Сказки дают человеку пережить чувство неизбежности торжества добра над злом, сопереживания радости и состраданию, обеспечивающих победу маленького,  слабого, но доброго, над большим злом. Другая полезная для детей форма культурного  преодоления страха — спортивные игры, вызывающие переживания азарта, уверенности в  победе. В процессе взросления ребенок должен получить опыт проживания и преодоления  трудностей и конфликтов. Задача взрослых состоит в том, чтобы, находясь рядом,  помогать ребенку определять конструктивные способы своего поведения в таких  ситуациях. Что делать, если нужно спешить в школу, а ребенок не торопится? Психологами замечено негативное влияние активного организующего давления взрослого  на ребенка. Если постоянно торопить ребенка: "Давай быстрее, мы уже опаздываем! Ну что ты копаешься?!", — то может, наоборот, закрепиться обратная реакция. Сформируется  защитный стереотип "медлительности": в любой ситуации, требующей быстрого  реагирования, ребенок будет замедляться и "тормозить". В этом он ничуть не виноват, так  его организм защищается от тревоги и напряжения, вызванных "эмоциональным  прессингом" извне. Поэтому целесообразно проводить "профилактику цейтнотов". С этой целью, организуя  сборы ребенка в школу, желательно: Предусмотреть   более   раннее   вставание,   позволяющее   ребенку   просыпаться, завтракать, одеваться, умываться в его собственном темпе.   Проследить, чтобы ребенок собрал портфель и приготовил одежду и обувь с вечера.