Основа родительской позиции вообще состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу. Родитель никогда не должен становиться вторым учителем. Основная задача родителей в помощи первокласснику — эмоциональная поддержка, предоставление максимально возможной самостоятельности в организации его собственных действий по выполнению школьных правил.
Роль родителей в период адаптации
Какова главная задача родителей в период адаптации ребенка к школе?
Основа родительской позиции вообще состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя
дублировать школу. Родитель никогда не должен становиться вторым учителем.
Основная задача родителей в помощи первокласснику — эмоциональная поддержка,
предоставление максимально возможной самостоятельности в организации его
собственных действий по выполнению школьных правил.
Как подготовиться к первому сентября?
Рассказать о том, что ждет ребенка в этот день.
За несколько дней начать вводить его в ритм "подъема и отбоя".
Любимый медвежонок (кукла или любимая игрушка) должен быть взят с собой в
портфель (он тоже в первый день пойдет учиться).
Можно дать ребенку с собой камушек — амулет (обеспечивает "связь с
родителями").
Основная одежда должна быть новой и особой (школьная одежда), но какая–то
деталь одежды должна быть знакомой и любимой (любимые носочки, маечка, значок
на рубашке и пр.)
Мобильный телефон первого сентября (и вообще в период адаптации) лучше с
собой не давать. Ребенок хуже привыкает к новой жизненной ситуации и новым
взрослым, если у него есть возможность постоянного контакта с родителями.
Цветы учителю должны быть такими, чтобы ребенок ощущал их особенную красоту
(пусть их будет немного). Лучше, если он будет выбирать цветы вместе с Вами. Это
важно, чтобы у него не возникало чувства, что другие дети принесли красивые
цветы, а он — плохие.
Приготовить все с вечера, чтобы утром не возникло суеты или паники. Рассчитать
время, чтобы ребенок с утра мог, не спеша поесть, сходить в туалет.
Какие непредвиденные трудности могут возникнуть первого сентября?
Часто дети (особенно не посещавшие раньше детских садов или детских групп) в
последний момент отказываются расставаться с мамой или папой, которые привели их в
школу, начинают плакать, цепляться за родителей. В такой ситуации лучше пойти на
занятия вместе с ребенком. Для этого нужно заранее освободить себе весь день. О
возможности ходить вместе с ребенком на уроки лучше поговорить с учителем
(администрацией школы) на родительском собрании заблаговременно.
Какие непредвиденные трудности могут возникнуть второго сентября?
Мама будит Петю второго сентября: "Вставай. Пора идти в школу!"
Петя: "Я же уже вчера сходил..."
Что делать, если ребенок с утра плохо себя чувствует, а нужно идти в школу?У шестисемилетних детей редко случается "воспаление хитрости". Либо ребенок,
действительно, заболевает, либо плохое самочувствие связано с необходимостью идти в
школу. В любом случае, стоит это проверить. Если ребенок после того, как Вы оставили
его дома, сразу почувствовал себя лучше, то, возможно, его плохое самочувствие связано
со стрессом, испытываемым в школе. Постарайтесь выяснить (у ребенка, у учителя, у
знакомых детей), что происходило в школе вчера, позавчера. Важно понять, что
происходит, особенно если такое повторяется систематически.
Если же Вы всетаки решили отправить ребенка в школу, дав ему таблетку от головной
боли (или не обнаружив никаких симптомов болезни), не делайте ценностью преодоление
им плохого самочувствия. Не хвалите за то, что он пошел в школу, переборов себя. Если
Вы будете гордиться, что Ваш ребенок учится (трудится), невзирая на свое плохое
самочувствие, то у него может подсознательно закрепиться установка на болезнь: можно
добиться похвалы, болея.
Как реагировать, если ребенок злится на учителя (детей) в школе или
испытывает страх перед школой?
Прежде всего: не запрещать переживания. Не нужно твердить ребенку: "Нельзя злиться!
Нельзя бояться!" Переживания — вполне естественная вещь, и они должны иметь право на
жизнь. Однако необходимо обсудить с ребенком, что вызывает страх или злость, вместе с
ним понять, почему другие люди совершают действия, вызывающие у него те или иные
эмоциональные реакции. Понимание действий других часто само по себе снимает
переживания.
Есть и другие культурные формы, помогающие человеку справляться со страхом. Для
детей это, прежде всего, чтение страшных сказок в ситуации полной защищенности (на
маминых коленях). Сказки дают человеку пережить чувство неизбежности торжества добра
над злом, сопереживания радости и состраданию, обеспечивающих победу маленького,
слабого, но доброго, над большим злом. Другая полезная для детей форма культурного
преодоления страха — спортивные игры, вызывающие переживания азарта, уверенности в
победе.
В процессе взросления ребенок должен получить опыт проживания и преодоления
трудностей и конфликтов. Задача взрослых состоит в том, чтобы, находясь рядом,
помогать ребенку определять конструктивные способы своего поведения в таких
ситуациях.
Что делать, если нужно спешить в школу, а ребенок не торопится?
Психологами замечено негативное влияние активного организующего давления взрослого
на ребенка. Если постоянно торопить ребенка: "Давай быстрее, мы уже опаздываем! Ну что
ты копаешься?!", — то может, наоборот, закрепиться обратная реакция. Сформируется
защитный стереотип "медлительности": в любой ситуации, требующей быстрого
реагирования, ребенок будет замедляться и "тормозить". В этом он ничуть не виноват, так
его организм защищается от тревоги и напряжения, вызванных "эмоциональным
прессингом" извне.
Поэтому целесообразно проводить "профилактику цейтнотов". С этой целью, организуя
сборы ребенка в школу, желательно: Предусмотреть более раннее вставание, позволяющее ребенку просыпаться,
завтракать, одеваться, умываться в его собственном темпе.
Проследить, чтобы ребенок собрал портфель и приготовил одежду и обувь с вечера.