Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Оценка 4.6
Домашнее обучение +2
docx
классное руководство +1
Детсад—1 кл
08.11.2019
Этот материал актуален для данной категории детей и родителей при подготовке детей с нарушениями слуха к школе. В материале даны некоторые рекомендации, советы родителям, которыми они могут воспользоваться и могут помочь своему ребенку. Также эти рекомендации помогут педагогам, которые работают с данной категорией детей.
Чебокчинова-Новикова.docx
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
ГБОУ РХ «Школаинтернат для детей с нарушениями слуха»
учительдефектолог Новикова Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов Чебокчинова Алевтина Григорьевна
Семья занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития
личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт,
элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Через семью ребенок приобщается к культуре общества, приобретает опыт общения,
что в значительной степени определяет характер его взаимоотношений с окружающими
людьми в последующей жизни.
Рождения ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как трагедия. Факт
появления ребенка «не такого как у всех», является причиной стресса семьи. Жизнь семьи, в
которой появился неслышащий ребенок, кардинальным образом изменяется.
Большинство семей, воспитывающих ребенка с нарушениями слуха, сталкиваются с
многими проблемами, которые самостоятельно они решить не в состоянии. Такие семьи
нуждаются в реабилитационной помощи, направленной не только на самого ребенка, но и в
семью в целом.
Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как подготовить его к
жизни? Как правильно подготовить ребенка, имеющего нарушения слуха к школе?
Подготовка к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в
школу. Этот путь ребенка начинается из семьи.
Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко
изменяются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется
ответственность за усвоение знаний.
Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом является
слухопротезирование. Чем раньше ребенок протезирован и начаты сурдопедагогические
занятия, тем быстрее будет формироваться его речь. Родителям совместно с сурдопедагогом
должны помочь ребенку привыкнуть слуховому аппарату. Правильно подобранный и
настроенный слуховой аппарат позволить ребенку быстро к нему привыкнуть и воспринимать
звуки и речь окружающих. При крайне тяжелых потерях слуха и неэффективности слуховых
аппаратов детям проводится операция кохлеарная имплантация.
Данная операция не
позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Ребенок нуждается в
длительной и регулярной семьи и сурдопедагогов по развитию слухового восприятия и речи.
Готовя ребенка с нарушением слуха к школе, необходимо стараться как больше расширять
круг его представлений и впечатлений во время прогулок, экскурсий (в парк, магазин, на
почту и т.д.)
Общение с ребенком должно быть направлено и в себя включать упражнения по
развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения, вибрационной
чувствительности, ознакомление с окружающими предметами (усвоение значений слов,
обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этими словами);
на развитие зрительного и тактильнодвигательного восприятия (развитие восприятия цвета,
формы, величины, пространственных отношений);
на развитие слухового восприятия, которая побуждают повторять услышанные слова т.к. она
тесно связано с формированием произносительной стороны речи;
на развитие нагляднодейственного, нагляднообразного, элементов логического мышления,
развитию воображения;
на формирование элементарных математических представлений;
на развитии психических процессов (память, внимание, мышление, воображение);
на развитие игровой деятельности ребенка (умение общаться во время игры, формирование
сюжетноролевой игры);
на развитие изобразительной деятельности дошкольников (обучение рисованию, лепке,
аппликации, конструированию).
Полученные ребенком впечатления, знания необходимо закреплять через игровую
деятельность, закрепляя и расширяя словарный запас ребенка. Полезно использовать
дидактические, настольные игры, игры на развитие мелкой моторики т.к. игра является
ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте ребенка. Воспитание и обучение детей с
нарушением слуха и кохлеарно имплатированных происходит в течение всего дня: в процессе
режимных моментов (гигиенических процедур, еды, прогулок) и свободной деятельности,
немаловажную роль играет создание слухоречевой среды в семье, предполагающей
постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи.
Главная задача родителей – помочь ребенку, имеющего нарушения слуха, подготовить
его к школе, к адаптации в детском коллективе, а в перспективе – к самостоятельной жизни.
Полученные ребенком знания об окружающем мире станут базой для дальнейшего его
обучения развития в школе.
Поэтому перед родителями стоит задача помочь своему ребенку в сложных жизненных
условиях раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать
компенсаторные возможности,
подготовить ребенка с НС быть максимально
приспособленным к пребыванию в коллективе сверстников, и в перспективе, к
самостоятельной жизни в обществе слышащих.
Литература 1.
2.
3.
Корсун, С. В. Азбука для неслышащего малыша / С. В. Корсун, И. А. Гинзберг. – М. :
ОЛМАПресс, 2005. – 128 с.
Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом:
пособие для учителядефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М. : Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
Самощенко, И. В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и
сурдопедагога / И. В. Самощенко. – М. : ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003.
– 171 с.
Surdopedagogy: a textbook for stud. higher ped. studies. institutions / ed.
4.
E. G. Rechitskaya. - M.: Humanity. ed. Center VLADOS, 2004. - p. 200-255.
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.