«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».
Оценка 4.9

«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».

Оценка 4.9
Лекции +3
docx
родителям
Детсад
08.01.2017
«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».
Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по развитию речи. Задачи: 1. Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи. 2. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики. 3. Формировать у родителей представление о средствах интонационной выразительности. 4. Дать рекомендации как правильно работать со скороговорками.Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по развитию речи. Задачи: 1. Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи. 2. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики. 3. Формировать у родителей представление о средствах интонационной выразительности. 4. Дать рекомендации как правильно работать со скороговорками.
=Род соб про речь.docx

 

 

Конспект родительской встречи в средней группе №1 «Радуга»

Автор: Пищальникова Наталья Николаевна, воспитатель МАОУ «Мулянская средняя школа» структурного подразделения детский сад «Колосок»

«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».

 

  Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по развитию речи.

     Задачи:

1.     Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.

2.     Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.

3.     Формировать у родителей представление о средствах интонационной выразительности.

4.     Дать рекомендации как правильно работать со скороговорками.

     Материалы и оборудование:

1.     Мультимедийное оборудование:  ноутбук, проектор;

2.     Стулья, столы;

3.     Презентация со стихами на разную интонационную  выразительность, памятки.

Ход встречи:

     Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей). Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал правильную, грамотную речь. Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития.

      Как проводить домашние занятия по развитию речи?

     Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

     Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае (когда молчит ребёнок) у детей не развивается активная речь, во втором (молчит взрослый) – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

     Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.

     Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко»  (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, зелёное, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

     Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

     А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате. Можно слепить из пластилина, что тоже способствует развитию мелкой моторики.

     А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательнее,  и сравнить между собой.

 Игра с союзом «А»

- «Сравни два яблока» (первое яблоко зелёное, А второе - красное;

-одно сладкое, А другое с кислинкой;

-у первого тёмные семечки, А у второго - светлые и т.д.)

     Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.

     На прогулке. В это время вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Сначала обобщаем, а потом классифицируем. (Пальто, шапка, штаны - одежда; к одежде можно отнести: штаны, шапку, пальто и т.д.).

     Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

     Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

     Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

     Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

     Сюжетно-ролевые игры с другими детьми или членами семьи «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного или снежного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

     На кухне: У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

     Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

     Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

     Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка.

     Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

     Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью

              Практическая часть ( Касьянова Т.В.)

     1. Артикуляционная гимнастика

     Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей и научимся некоторым приемам развития речи.  Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

     У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные двигательные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

     - Сейчас, мы выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики,(выполняет с родителями с использованием зеркал).

     Эти упражнения полезны не только детям, но и взрослым.

 

     2. Мастер класс Пищальникова Н.Н.

     Уважаемые родители, вы обратили внимание, что на утренниках одни дети выразительно читают стихи, другие не очень, а кто-то из вас может быть и совсем ничего не заметил.

     А все дело в интонации. Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон. Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.

Например: Скажи по разному «Как дела, дружище?» (Родителям предлагается сказать с разной интонацией в голосе)

     - Я предлагаю Вам произнести стихи с заданной интонацией.

- Слайд №1

- Слайд №2

- Слайд №3

- Слайд №4

- Слайд №5

     - Уважаемые родители! Вы, наверно, поняли, что над интонационной выразительностью нужно работать.

     Дома попробуйте с детьми разучить стихи с разной интонацией. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.

     А сейчас мы поговорим о скороговорках.

     Скороговорка (в простонародье чистоговорка)– это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего рода развлечения в кругу семьи. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

     - Внимание на экран.

     Перед вами скороговорка. Прочитаем ее “глазами”. Хорошо. Проговорим скороговорку беззвучно. Теперь шепотом. Вполголоса. Медленно, в полный голос. Быстро. Быстро-быстро.

     Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

     Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

     - Следующая скороговорка. Есть желающие?

     Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.

     Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

     - И последняя скороговорка. Давайте, проговорим ее вместе.

     - Жили были три японца:

     Як, Як Ци Драк, Як Ци Драк Ци Драк Ци Дроне,

     Жили-были три японки:

     Ципе, Ципе Дрипе, Ципе Дрипе Лимпопони,

     Вот они переженились:

     Як на Ципе, Як Ци Драк на Ципе Дрипе,

     Як Ци Драк Ци Драк Ци Дроне на Ципе Дрипе Лимпопони.

     Итак, вы сегодня познакомились с приемами работы по развитию речи, а именно: с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата, на формирование интонационной выразительности, по развитию дикции.

     Мы разработали для вас памятки с артикуляционными упражнениями и рекомендациями по работе со скороговорками.

     Для расширения словарного запаса детей я предлагаю вам поиграть вместе с детьми в игру.

     Игра "Шаги.  (Кто быстрее доберется до...)"

     Цель: Обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей.

     С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

     Ход: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и "Старт!"

     Другие темы:

·     "все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),

·     "все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава),

·     "Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек…).

·     "Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи ) и т.д.

     2. Обучение практическим умениям родителей: Игра «Волшебный мешочек».

     Цель: Практическое обучение родителей приемам активизация словаря.

     Ход: Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее.

     Например: лимон - это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус.

     Предметы в мешочке:

     Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).

     Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).

     Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…).

     Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…).

     3. Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»

Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью вопросов, составление рассказа.

     Ход: Игрокам предлагается сюжетная картинка «Девочка рисует красками». С помощью вопросов педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ.

     За столом сидит (КТО?) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ?) – на табурете. Девочка держит (ЧТО?) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ?) – красками. Девочка рисует (ЧТО?) – облака, природу, лето…

     «Мальчик катает снежный ком». (КАКОЕ?) время года на дворе – зима. (КТО?) гуляет на улице? – мальчик. (КАК?) мальчик одет? – тепло, по зимнему. (ЧТО?) мальчик делает? – катает снежный ком. (ЗАЧЕМ?) мальчик катает снежный ком? – мальчик будет лепить снеговика.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Родителям предлагается принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Помните: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное успешным.


 

Конспект родительской встречи в средней группе №1 «Радуга»

Конспект родительской встречи в средней группе №1 «Радуга»

Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы

Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом

Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и…

Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и…

Уважаемые родители, вы обратили внимание, что на утренниках одни дети выразительно читают стихи, другие не очень, а кто-то из вас может быть и совсем ничего…

Уважаемые родители, вы обратили внимание, что на утренниках одни дети выразительно читают стихи, другие не очень, а кто-то из вас может быть и совсем ничего…

Перед вами скороговорка. Прочитаем ее “глазами”

Перед вами скороговорка. Прочитаем ее “глазами”

Ход: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов)

Ход: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов)

Ход: Игрокам предлагается сюжетная картинка «Девочка рисует красками»

Ход: Игрокам предлагается сюжетная картинка «Девочка рисует красками»
Скачать файл