"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм у дошкольников"
Оценка 5
Работа с родителями +1
docx
Междисциплинарный 4
Все классы
31.03.2017
Данный материал предназначен для воспитателей и педагогов-психологов ДОУ, школ раннего развития, учреждений дополнительного образования и родителей. В нём представлен опыт работы по формированию социально-нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию. Она помогает развивать и воспитывать у каждого ребёнка ценностные ориентации.Данный материал предназначен для воспитателей и педагогов-психологов ДОУ, школ раннего развития, учреждений дополнительного образования и родителей. В нём представлен опыт работы по формированию социально-нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию. Она помогает развивать и воспитывать у каждого ребёнка ценностные ориентации.
Роль сказкотерапи.docx
Роль сказкотерапии в формировании социально
нравственных норм у дошкольников.
В настоящее время в России произошли перемены экономического и
политического характера, которые повлекли за собой изменения в сфере
социальнонравственных ценностей и норм поведения в обществе. Материальные
ценности стали доминировать над духовными. У подрастающего поколения
произошло искажение представлений о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности. Сложившаяся ситуация говорит о
необходимости формирования социальнонравственных норм уже в дошкольном
возрасте, когда закладывается фундамент личности, формируются её основные
качества: физическоеи психическое здоровье, культурный, интеллектуальный и
нравственный потенциал.Качества,которыми наделён ребёнок, особенно в
начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными, позже
изменить их достаточно сложно,
а в ряде случаевпрактически
невозможно.Поэтому очень важно формироватьу детей такую «нравственную
шкалу отношений», с помощью которой онисмогут «измерить» свои и чужие
поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и
подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями
нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания
или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного
доброжелательного отношения к другому. По данным психологических
исследований в дошкольном возрасте ребёнок оказывается способным проявить
симпатию (антипатию), эмпатию, сочувствие и сопереживание другому
человеку, нежность, любовь к близким, чувство вины и стыда при нарушении
нравственных норм поведения. Ребёнок учится следовать моральным нормам и
самостоятельно делать свой выбор. Таким образом, нравственное воспитание
является одним из важнейших компонентов развития личности ребёнка, а,
следовательно, требует особого внимания со сторонысемьи, учреждений
образования и общества в целом. Для педагогов дома детского творчества, на базе которого работает
Школа раннего развития «Тропинка», выбор эффективных методов и приёмов
нравственного воспитания дошкольников так же имеет очень важное значение.
На мой взгляд, одним из таких методов является сказкотерапия, которая
помогает созданию положительных нравственных представлений у детей и
установление более тесных контактов между ними и взрослыми. Что же такое
сказкотерапия? Для одних – это «лечение сказками», для других – приём
коррекционной работы, для третьих способ передачи основных знаний о жизни.
Говоря иначе, сказкотерапия это современный метод, который широко
используется детскими психологами и педагогами для решения разносторонних
задач:обогащение внутреннего мира ребенка, коррекция психической,
эмоциональноволевой и нравственной сферы.
Являясь методом
психологической работы с детьми, сказкотерапия представляет естественную и
традиционную форму общения ребёнка и взрослого посредством сказки. Сказка
для ребёнка это не просто вымысел, фантазия, это особаяреальность мира
чувств. Она расширяет ребёнку рамки обыденной жизни. Только в сказках дети
сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть,
любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображений этих явлений –
особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а нравственный смысл
остаётся подлинным. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе
определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и
развивающий потенциал. Мне думается, что сказка не только помогает ребенку
взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев
со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что
самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
В работе с детьми использую такие виды сказок как:
художественные (авторские и народные сказки);
медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения);
психотерапевтические («для лечения души», для раскрытия глубинного смысла происходящих событий);
психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка).
Убеждена, что именно сказка является незаменимым инструментом
формирования личности ребёнка, совершенствования взаимодействия с
окружающим миром. Сказка нравится тем, что она легка в общении, растворяет
и обходит многие формы психологической защиты, она приятна и многомерна.
Несмотря на это, работа со сказкой предполагает выполнение определённых
правил:
Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки.
Следует обыграть,инсценировать, тщательно проанализировать, сделать
оценки и выводы по ее содержанию.
Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и
возможностям ребенка, а используемые методические приемы по ее
анализу должны в полной мере решать поставленную задачу.
Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в
процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно
проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке.
Работая со сказкой обращаю внимание на значимые в нравственном плане
моменты:
сказка учит детей сравнивать и сопоставлять;
формирует привычку доказывать, отстаивать свою точку зрения;
ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя,
тем самым давая ему возможность выбора собственной позиции;
упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений,
обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам
героев.
Считаю очень важным то, как ребёнку преподносят сказку. Одна из форм
«проживания» сказки моими дошколятами сказкотерапевтическое занятие
(групповое или индивидуальное), которое является особой безопасной формой
взаимодействия с ребёнком и в наибольшей степени соответствует
особенностям детского возраста. Сказкотерапевтическое занятие строится на
основе одной сказки, которая делится на части. Либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое
количество сказочных образов и сюжетов. Присутствие ритуала входа (выхода)
в сказку для детей обязательно. Такой ритуал отличает эти занятия от других,
помогает настроиться на совместную деятельность, общение, а также безопасно
вернуться из «сказочной реальности» в обыденную. Я использую такие ритуалы:
манипуляции с волшебными предметами (цветком, сундучком, палочкой,
шляпой и т.д.), проговаривание волшебных заклинаний, танцевально
двигательный ритуал и др. Детям интересно проходить в сказку с помощью
проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая его присутствие в
нашем мире. Роль проводника у нас играют куклы: ВасяВасилёк, Фея,
Принцесса, Мудрая Сова и др. Наши путешествия всегда наполнены играми:
(театрализованными, дидактическими, психогимнастическими, подвижными), а
также элементами музыкальной и песочной терапии, которые позволяют
поближе познакомиться со сказкой и получить ещё более яркие, незабываемые
впечатления. Дошколята очень любят такие занятия. Подобная структура
создаёт атмосферу «сказочного мира», позволяет детям научиться способам
снятия напряжения, новым моделям поведения, а мне сплотить группу. И так в
сказке, через восприятие «сказочного мира», у ребёнка складываются первые
моральные суждения и оценки, возрастает действенность нравственных
представлений.
Таким образом, использование сказкотерапии для формирования у
дошкольников социальнонравственных норм, общечеловеческих ценностей в
настоящее время представляет практический интерес как для педагогов, так и
для родителей.
"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм у дошкольников"
"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм у дошкольников"
"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм у дошкольников"
"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм у дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.