"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм у дошкольников"
Оценка 5

"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм у дошкольников"

Оценка 5
Работа с родителями +1
docx
Междисциплинарный 4
Все классы
31.03.2017
"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм  у дошкольников"
Данный материал предназначен для воспитателей и педагогов-психологов ДОУ, школ раннего развития, учреждений дополнительного образования и родителей. В нём представлен опыт работы по формированию социально-нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию. Она помогает развивать и воспитывать у каждого ребёнка ценностные ориентации.Данный материал предназначен для воспитателей и педагогов-психологов ДОУ, школ раннего развития, учреждений дополнительного образования и родителей. В нём представлен опыт работы по формированию социально-нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию. Она помогает развивать и воспитывать у каждого ребёнка ценностные ориентации.
Роль сказкотерапи.docx
Роль сказкотерапии в формировании социально­ нравственных норм у дошкольников. В   настоящее   время   в   России   произошли   перемены   экономического   и политического   характера,   которые   повлекли   за   собой   изменения   в   сфере социально­нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Материальные ценности   стали   доминировать   над   духовными.   У   подрастающего   поколения произошло   искажение   представлений   о   доброте,   милосердии,   великодушии, справедливости,   гражданственности.   Сложившаяся   ситуация   говорит   о необходимости формирования социально­нравственных норм уже в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент личности, формируются её основные качества: физическоеи психическое здоровье, культурный, интеллектуальный и нравственный   потенциал.Качества,которыми   наделён   ребёнок,   особенно   в начальном   периоде   жизни,   являются   наиболее   важными   и   прочными,   позже изменить   их   достаточно   сложно,   а   в   ряде   случаев­практически невозможно.Поэтому   очень   важно   формироватьу   детей   такую   «нравственную шкалу отношений», с помощью которой онисмогут «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить   своё   поведение   нравственным   нормам.   Главными   двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или   получения   положительного   подкрепления,   а   мотивы   бескорыстного доброжелательного   отношения   к   другому.   По   данным   психологических исследований в дошкольном возрасте ребёнок оказывается способным проявить симпатию   (антипатию),   эмпатию,   сочувствие   и   сопереживание   другому человеку, нежность, любовь к близким, чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения. Ребёнок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать свой  выбор. Таким образом, нравственное воспитание является   одним   из   важнейших   компонентов   развития   личности   ребёнка,   а, следовательно,   требует   особого   внимания   со   сторонысемьи,   учреждений образования и общества в целом. Для     педагогов   дома   детского   творчества,   на   базе   которого   работает Школа раннего развития «Тропинка», выбор эффективных методов и приёмов нравственного воспитания дошкольников так же имеет очень важное значение. На   мой   взгляд,   одним   из   таких   методов   является   сказкотерапия,   которая помогает   созданию   положительных   нравственных   представлений   у   детей   и установление более тесных контактов между ними и взрослыми. Что же такое сказкотерапия?   Для   одних   –   это   «лечение   сказками»,   для   других   –   приём коррекционной работы, для третьих­ способ передачи основных знаний о жизни. Говоря   иначе,   сказкотерапия   ­  это   современный   метод,   который   широко используется детскими психологами и педагогами для решения разносторонних задач:обогащение   внутреннего   мира   ребенка,   коррекция   психической, эмоционально­волевой   и   нравственной   сферы.   Являясь   методом психологической работы с детьми, сказкотерапия представляет естественную и традиционную форму общения ребёнка и взрослого посредством сказки. Сказка для ребёнка  ­ это  не просто  вымысел, фантазия,  это  особаяреальность  мира чувств. Она расширяет ребёнку рамки обыденной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображений этих явлений – особая,   сказочная,   доступная   пониманию   ребёнка,   а   нравственный   смысл остаётся   подлинным.  Любая   сказка,   даже   самая   простая,   несет   в   себе определенный   опыт   поколений,   мудрость   предков,   глубокий   смысл   и развивающий потенциал. Мне думается, что сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В работе с детьми использую такие виды сказок как:  художественные (авторские и народные сказки);  медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения);  психотерапевтические («для лечения души», для раскрытия глубинного смысла происходящих событий);  психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка). Убеждена,   что   именно   сказка   является   незаменимым   инструментом формирования   личности   ребёнка,   совершенствования   взаимодействия   с окружающим миром. Сказка нравится тем, что она легка в общении, растворяет и обходит многие формы психологической защиты, она приятна и многомерна. Несмотря   на   это,  работа   со   сказкой   предполагает   выполнение   определённых правил:  Простое   прочтение   сказки   не   несет   в   себе   терапевтической   нагрузки. Следует   обыграть,инсценировать,   тщательно   проанализировать,   сделать оценки и выводы по ее содержанию.  Содержание   сказки   должно   соответствовать   возрасту,   потребностям   и возможностям   ребенка,   а   используемые   методические   приемы   по   ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу.  Передача   ребенку   знаний,  правил   поведения,  сглаживание   конфликта   в процессе   знакомства   с   содержанием   сказки   и   его   анализом   должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке. Работая со сказкой обращаю внимание на значимые в нравственном плане моменты:  сказка учит детей сравнивать и сопоставлять;  формирует привычку доказывать, отстаивать свою точку зрения;  ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ему возможность выбора собственной позиции;  упражняет   детей   в   синхронном   выражении   чувств   и   телодвижений, обеспечивая   более   глубокое   сопереживание   действиям   и   поступкам героев. Считаю очень важным то, как ребёнку преподносят сказку. Одна из форм «проживания»   сказки   моими   дошколятами   ­   сказкотерапевтическое   занятие (групповое или индивидуальное), которое является особой безопасной формой взаимодействия   с   ребёнком   и   в   наибольшей   степени   соответствует особенностям детского возраста. Сказкотерапевтическое  занятие строится на основе   одной   сказки,   которая   делится   на   части.   Либо   представляет   собой «путешествие   в   сказочный   мир»,   включающее   в   себя   любое   необходимое количество сказочных образов и сюжетов. Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал отличает эти занятия от других, помогает настроиться на совместную деятельность, общение, а также безопасно вернуться из «сказочной реальности» в обыденную. Я использую такие ритуалы: манипуляции   с   волшебными   предметами   (цветком,   сундучком,   палочкой, шляпой   и   т.д.),   проговаривание   волшебных   заклинаний,   танцевально­ двигательный   ритуал   и  др.  Детям  интересно   проходить   в  сказку  с  помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая его присутствие в нашем   мире.   Роль   проводника   у   нас   играют   куклы:   Вася­Василёк,   Фея, Принцесса, Мудрая Сова и др. Наши путешествия всегда наполнены играми: (театрализованными, дидактическими, психогимнастическими, подвижными), а также   элементами   музыкальной   и   песочной   терапии,   которые   позволяют поближе познакомиться со сказкой и получить ещё более яркие, незабываемые впечатления.   Дошколята   очень   любят   такие   занятия.   Подобная   структура создаёт   атмосферу   «сказочного   мира»,   позволяет   детям   научиться   способам снятия напряжения, новым моделям поведения, а мне сплотить группу. И так в сказке, через восприятие «сказочного мира», у ребёнка складываются первые моральные   суждения   и   оценки,   возрастает   действенность   нравственных представлений. Таким   образом,   использование   сказкотерапии   для   формирования   у дошкольников   социально­нравственных   норм,   общечеловеческих   ценностей   в настоящее время представляет практический интерес как для педагогов, так и для родителей.

"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм у дошкольников"

"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм  у дошкольников"

"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм у дошкольников"

"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм  у дошкольников"

"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм у дошкольников"

"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм  у дошкольников"

"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм у дошкольников"

"Роль сказкотерапии в формировании социально-нравственных норм  у дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017