Роль смыслового чтения при подготовке к сочинению
рассуждению.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии
человека. В современной системе образования технологии работы с текстом
становятся одними из самых актуальных. Неслучайно Федеральные
государственные образовательные стандарты начального и основного общего
образования включают в метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы в качестве обязательного компонента овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого
высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление
текстов в устной и письменной формах.
Как учитель русского языка и литературы, работающий в основном в
старших классах, могу утверждать, что без овладения технологией
смыслового чтения невозможно полноценно подготовить учащихся к итоговой
аттестации, так как и в ОГЭ, и в итоговом сочинении по литературе, и в ЕГЭ
исходным для создания собственного текста является осмысление и
понимание чужого текста художественной и научной направленности
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором
достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон
произведения.
Это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста,
извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное
использование информации.
Основные навыки смыслового чтения: • Осмысление целей чтения. Освоение новой информации, выделение
конкретных фактов.
• Ребенок должен вникнуть в текст, освоить и понять его полностью,
запомнить точные данные, чтобы впоследствии использовать их.
• Извлечение нужной информации из текстов самых разных жанров:
художественных, публицистических, научных.
• Умение определять важную и основную информацию в тексте и
второстепенную.
Существуют различные способы смыслового чтения. Вот основные из
них:
аналитический (структурный) способ. В этом случае читатель идет от
целого к частному.
Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и
выявить факторы, повлиявшие на это отношение;
синтетический (интерпретационный) способ. Здесь читатель движется
от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи
поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их;
критический (оценочный) способ. Цель его – оценить авторский текст и
решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное
отношение к тексту, сформулировать его.
Ознакомившись с сутью и структурой произведения, читателю следует
выяснить, какие проблемы затрагивает автор. Проблема – это вопрос. Текст
содержит один (в научном тексте) или несколько (в художественном тексте)
ответов. В научной книге и вопросы, и ответы озвучены автором, в
художественной их нужно найти, выделить среди них главные и
второстепенные. Для выявления проблем, затронутых автором, можно
задавать следующие вопросы: существует ли описанное явление, что это
такое, почему оно возникло, при каких условиях может существовать, почему существует, каковы последствия его существования, каковы характерные
свойства и отличительные черты, как оно связано с другими.
Обратимся к заданию сочинения рассуждения по русскому языку
ЕГЭ.
Задание 25 проверяет сформированность у экзаменуемых отдельных
коммуникативных умений и навыков:
анализ содержания и проблематики прочитанного текста;
комментарий проблемы исходного текста;
определение позиции автора текста по заявленной проблеме;
выражение и аргументирование собственного мнения.
Главная задача понять содержание и основную мысль текста, запомнить
нужную информацию и использовать её для написания сочинения.
Поэтому нужно ответить на три основных вопроса:
1. О чем прочитанный текст?
2. Какие вопросы задает автор?
3. К какому выводу приходит автор по каждому из этих вопросов?
Итак, прочитаем текст.
(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков
прошлых: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Ф. М.
Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка
являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка,
литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней,
естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена
перемен, потрясений.
(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд,
скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не
очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие»
или петровское «окно в Европу».
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252) (6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть
укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь
освежая его, а значит, усиливая.
(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только
русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и
неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным
нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь,
письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет.
(10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое
перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний,
орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая
плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё
черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но
животворит!
(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и
поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да
упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.
(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишкишкольники хуторов
Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да
ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.
(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на
состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой,
Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У
них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от
которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение.
(24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему,
понимая малую свою силу….
(По Б. П. Екимову*)
*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.
Замысел Бориса Екимова, автора прочитанного текста, становится
очевидным уже при прочтении первого абзаца: представить размышления о
судьбе русского языка с учетом высоких уроков отношения к родному языку, преподнесенных классиками. Этот замысел определяет структуру текста и
наполнение её соответствующим содержанием, и анализ текста, не
учитывающий его лейтмотива, обнаруживает непонимание особенностей
авторского замысла.
Можно говорить о том, что автор ставит ряд проблем: влияния перемен,
происходящих в обществе, на судьбу русского языка, проблема влияния
литературы, журналистики на русский язык, сохранение богатств русского
языка. Отсутствие этого неизбежно ведет к искажению понимания текста.
Итак, основные вопросы, которые задает автор и есть проблемы,
поставленные автором текста. Ответы на них это позиция автора.
Для того чтобы не ошибиться в определении проблемы, поставленной в
предложенном тексте нужно выделить в тексте смысловой предмет (о чем
говорится в тексте и смысловой предикат (что об этом говорится).
В этом и помогает технология смыслового чтения. Первый и последний
абзац содержат основной смысл текста и выводы. В оставшейся части
содержатся, как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения
абзацев, также как и ключевые слова, содержат основную информацию.
Один из лучших способов понимания утверждений автора – передача
прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова – это не
копия оригинала, а повторение авторской мысли в другой формулировке,
которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте
утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных
формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного.
Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное
обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются
дискуссии, упражнения в мастерстве мышления и коммуникации. Для
выделения основных мыслей можно использовать всевозможные схемы и
диаграммы. Полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксировать противоречия, если таковые имеются в
тексте.
Процесс чтения должен завершаться формированием собственного
критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно
означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как
совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием
критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции
автора.
Таким образом, у школьников формируются способности не просто
пересказывать текст, но и выражать своё отношение к прочитанному, давать
оценку той информации, которую они получили, оценивать героев
произведения. Учащиеся, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или
соглашаются с его мнением, строят свой, авторизованный текст. С этой целью
им предлагается участие в дискуссии, в составлении характеристики героев,
аннотации любимой книги
Таким образом, смысловое чтение, научит ребёнка максимально точно и
полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически
осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно
популярными, деловыми текстами при работе на уроках по разным школьным
предметам. Литература
Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий /
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.:
Просвещение, 2010.
Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.
Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному
чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.
Граник, Г.Г.Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.
– М. : Педагогика, 1991. – 256 с.
Дерновский И. Инновационные педагогические технологии
Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – РостовнаДону: 2009. –
307 с.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 59 классах: как
реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс,
2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Роль смыслового чтения при подготовке к сочинению-рассуждению,11 класс
Роль смыслового чтения при подготовке к сочинению-рассуждению,11 класс
Роль смыслового чтения при подготовке к сочинению-рассуждению,11 класс
Роль смыслового чтения при подготовке к сочинению-рассуждению,11 класс
Роль смыслового чтения при подготовке к сочинению-рассуждению,11 класс
Роль смыслового чтения при подготовке к сочинению-рассуждению,11 класс
Роль смыслового чтения при подготовке к сочинению-рассуждению,11 класс
Роль смыслового чтения при подготовке к сочинению-рассуждению,11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.