Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках
Оценка 4.7

Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках

Оценка 4.7
Документация
doc
биология
Взрослым
24.06.2019
Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках
в представленном материале дано определение патриотизма и какие понятия оно в себя включает. в работе рассмотрены цели и задачи гражданского образования, рассмотрено, какое значение в воспитательной работе отдается общению с природой, как на уроках формируются любовь к родному краю, к Родине.
Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куликовская основная общеобразовательная школа Е.В. Широких  с. Куликовка, Кемеровская обл. Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках. Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине.  Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней  ее счастливых и ее несчастных дней. Толстой А. Н. В одном из словарей дается следующее определение: «Патриотизм ­ одна из наиболее значимых,   непреходящих   ценностей,   присущих   всем   сферам   жизни   общества   и государства,   является   важнейшим   духовным   достоянием   личности,   характеризует высший   уровень   ее   развития   и   проявляется   в   ее   активно­деятельностной самореализации на благо Отечества».[3, c.24] Таким образом, патриотизм включает в себя следующие понятия:   гордость за достижения своей страны в культуре и социуме; заботу об интересах своей Родины;       проявление гражданской ответственности; уважение к языку своего народа; чувство привязанности к месту своего рождения и детства; гуманизм и толерантное отношение, общечеловеческие ценности; осознание долга перед Отечеством, отстаивание его независимости и свободы; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По   определению   А.Н.Вырщикова,   это   «своеобразное   пространство   патриотизма,   в   основе которого лежат  чувства Родины,  родства,  укорененности  и солидарности,  любви, которая 1 обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».[1,c.57] Чувства патриотизма и гражданского сознания начинают формироваться у ребенка еще в   раннем   детстве,   через   любовь   к   матери,   родным,   к   своему   дому,   улице,   району. Складывается постепенно в общении со взрослыми людьми, дворовых играх и на протяжении всей его дальнейшей жизни. Уже   в   школе     важнейшей   составной   частью   воспитательного   процесса   является формирование   патриотизма   и   культуры   межнациональных   отношений,   которые   имеют огромное значение в социально­гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине,   появляется   чувство   ответственности   за   ее   могущество,   честь   и   независимость, сохранение   материальных   и   духовных   ценностей   общества,   развивается   достоинство личности. Цели   и   задачи   гражданского   образования   реализуются   неразрывно   в   рамках   всех предметов гуманитарного и естественнонаучного цикла. В процессе обучения и воспитания формируется общая картина мира и мировоззрение ребенка. Активная   учебная   деятельность   школьников   протекает   на   уроках,   лекциях, практических   занятиях,   экскурсиях   и   в   других   формах   организации   образовательно­ воспитательного процесса. Поэтому для повышения воспитательного влияния обучения важно обеспечить, при сохранении ведущей роли урока, сочетание всего многообразия форм его организации.   Применение   разнообразных   форм   организации   процесса   обучения   обогащает палитру   делового   общения   учащихся   со   своими   товарищами   и   учителями   в   условиях активной познавательной деятельности. Это способствует более глубокому осознанию личной причастности к решению общественно ценных задач учебной работы.  Изучение   географии     вносит   немалый   вклад   в   формирование   гражданской ответственности   и   патриотизма   на   протяжении   всего   курса   изучения   в   школе.   Работа   по формированию патриотизма и гражданской ответственности требует от учителя выхода за рамки   урока,   школы,   умения   связать   свой   предмет   с   жизнью,   практикой.   Преподавание необходимо вести так, чтобы перед школьниками стояли «задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он вовлекается».[4, c.121] В этом   плане   география     дает   обширную   платформу   для   использования   ее   объектов,   при изучении свойств растений или животных организмов. Например, выращивание культурных  и декоративных растений на пришкольном участке. 2 Огромное значение в воспитательной работе отдаётся общению с природой, изучение родного края. Значительное место в курсах географии занимает разъяснение мер Российского государства по охране природы. Учитель показывает, что деятельность человека в природе должна строго соответствовать её законам. И нарушение равновесия в какой­либо природной системе, может привести к гибели некоторых видов растений, или живых существ.   Уроки географии   дают   первоначальные   навыки   научного   предвидения   изменений   в   природе   при хозяйственной   деятельности   человека.   Не   остаётся   без   внимания   экономический   аспект охраны природы. С каждым годом всё более истощаются богатства недр страны. Именно поэтому   необходимо   научить   будущих   граждан   ценить   природный   материал,   научить необходимости его рационального использования и возможности его экономии и т.д.  Важно учитывать, чтобы формирование бережного отношения  к природе сочеталось с воспитанием   любви   к   родному  селу   и   его  окрестностям,   с   желанием   работать  вместе   со взрослыми по его благоустройству и процветанию. Большое место в организации учебно­воспитательного процесса  я уделяю мотивации. Для меня важно осознание учащимся целевой установки при изучении географии, а именно: понимание  важности   изучения   особенностей  живых  организмов,   способов  их   размножения, физиологических процессов протекающих в них. Знания, полученные при изучении географии, обязательно пригодятся учащимся, особенно в условиях сельской местности. Например,   начиная   урок   «Почвенное   питание   растений»   я   ставлю   цель   «вырастить растение, которое даст хороший урожай». В процессе решения задачи учащиеся понимают необходимость   использования   минеральных   удобрений,   значения   воды.   На   уроке «Вегетативное размножение растений»,   необходимо поставить цель вырастить сад на своем домашнем участке, и описать способы размножения растений, которые будут использованы при решении данной задачи, составить план озеленения своего двора и т.д.  Огромную   роль   в   формировании   патриотизма   у   детей   играет   изучение   истории географических   открытий   в   нашей   стране,   биографии   ученых­первооткрывателей, положивших  свою жизнь на изучение природных явлений и внесших значительный вклад в развитие Российской науки. При   изучении   темы «Распространение   плодов   и   семян» я   рассказываю   ребятам   об известном   ученом­астрономе   Н.А.   Морозове.   Он   был   на   многие   годы   заточен   царским правительством в Шлиссельбургскую крепость. Лишенный самого необходимого, отрезанный от мира, он собирал  гербарий маленьких, хилых  растений, которые находил в крошечном, окруженном   огромными   каменными   стенами,   напоминающем   каменный   мешок   тюремном 3 дворике, куда узников крепости выводили на прогулку. С 1888 по 1895 г. за короткие минуты прогулок он собрал около 300 видов растений, и среди них были смородина и рябина. Вопрос, на который должны ответить учащиеся: «Как попали смородина и рябина на тюремный двор?» При   изучении   темы «Вегетативное   размножение   растений» я   рассказываю   о   Т.Г. Шевченко, выдающемся украинском поэте и художнике. В течение последних семи лет ссылки (1850–1857,   крепость   Новопетровское,   Оренбургский   край),   будучи   лишен   права   писать   и рисовать, он, используя прутики вербы, трудился над тем, чтобы в безводной казахской степи возник чарующий оазис.[4, c.56] Это своего рода подвиг великого писателя. Вопрос учащимся: «Какой способ размножения растений использовал в своей работе Т.Г. Шевченко?» Рассматривая тему «Изучение природных рессурсов», сообщаю ребятам, что работа по изучению   центров   происхождения   культурных   растений   связана   с   проведением   различных экспедиций и исследований. Первые такие экспедиции у нас в стране были проведены под руководством   академика   Н.И.   Вавилова,   который   предпринял   путешествия   во   все   части земного шара. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Здесь хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур.  В  дни  блокады  Ленинграда   сотрудники  ВИРа  совершили   подвиг:  14  ослабевших   от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С. Иванов – хранитель риса, А.Г. Щукин – хранитель масличных культур, Л.М. Розина – хранитель овса… Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Сохранение коллекции в блокадном Ленинграде – это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена – хлеб будущего. После войны вавиловская коллекция обогатилась и выросла. На Кубани был создан Кубанский генетический банк семян. Вкуса блокадного хлеба нам, сытым людям, не удастся почувствовать никогда. И не нужно этого! И счастье, что не дано! Но нам дано другое: в хлебе сегодняшнем и в хлебе завтрашнем, который поднимется на полях нашей Родины, ощутить милосердие тех людей, благодаря которым этот хлеб есть и будет.[5, c.35]    При изучении темы «Болезнетворные бактерии» вместе с учащимися мы выясняем: какую цель преследовали ученые, отправляясь туда, где вспыхивали эпидемии чумы? О чем свидетельствуют   их   письма?   Изучение   этой   темы   воспитывает   у   детей   чувства   протеста против использования бактериологического оружия, предназначенного для заражения людей возбудителями особо опасных инфекций, таких как чума, оспа, холера, сибирская язва.  4 Конечно,   очень   важен   раздел   анатомии,   где   рассматривается   оказание   первой медицинской помощи. И ребята друг на друге отрабатывают способы оказания помощи, чтобы в   случае   опасности   они   смогли   оказать   помощь   другим.   Формирование   здорового   образа жизни, так же отводиться на уроках анатомии и физиологии человека значительно место. Ведь  с каждым годом растет число людей, страдающих алкогольной зависимостью, наркотической, никотиновой. И как негрустно признать, среди них дети. В   курсе «Анатомия,   физиология   и   гигиена   человека»,   рассказывая   о   достижениях медицины, я обращаю внимание учащихся на работы Н.М. Амосова. Подсчитано, что он сам сделал около 7 тыс. операций, самых сложных из общего числа почти 30 тыс., выполненных в его клинике. Можно считать, что он спас целый небольшой городок, люди которого живут, работают, радуются жизни. В   результате   таких   занятий   происходит   осознание   учащимися,   значимости   своей Родины, глубокого патриотизма ее героев.   Таким образом, формирование патриотических чувств  и  гражданского  сознания  проходит  непрерывной  нитью  на протяжении  всего  курса биологии в школе. Формируется не только любовь к Родине и Отечеству, но и стремление сделать окружающий  мир прекрасней. Литература  1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.  2. Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологии / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова  – 3. М.: Просвещение, 1985.–191с.  Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис­пресс, 2005. – 64 с. 4. Патриотическое   воспитание:   система   работы,   планирование,   конспекты   уроков, разработки занятий /Авт.­сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с. 5. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160. 6. Юности   честное   зерцало:   Программы   по   нравственному   воспитанию   школьников, сценарии мероприятий / Авт.­сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с. 5

Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках

Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках

Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках

Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках

Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках

Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках

Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках

Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках

Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках

Роль учебной деятельности в формировании патриотических чувств и гражданского сознания на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2019