Роль учителя начальных классов в формировании благоприятного микроклимата в классе

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему Роль учителя начальных классов в формировании благоприятного микроклимата в классе Система начального образования призвана обеспечить разнообразие и своевременное развитие детей, включение в общественно-значимую деятельность. Поэтому в современных условиях теория развития детского коллектива не потеряла своей значимости Сплочение классного коллектива – сложный, продолжительный процесс. Поэтому педагогу необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе их совместной деятельности.Сплочение классного коллектива – сложный, продолжительный процесс. Поэтому педагогу необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе их совместной деятельности.
Иконка файла материала статьи.docx
Фокина Наталья Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОБУ Новобурейская СОШ № 1 п.Новобурейский, Амурская область Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Роль учителя начальных классов в формировании благоприятного микроклимата в классе     своей   не   потеряла        Система   начального   образования   призвана   обеспечить   разнообразие   и своевременное   развитие   детей,   включение   в   общественно­значимую деятельность.  Поэтому   в  современных   условиях   теория   развития   детского коллектива значимости.       Формирование   и   совершенствование   микроклимата   –   это   постоянная практическая   задача   классных   руководителей.   Положительные   эмоции, которые   ребенок   испытывает   при   общении   со   сверстниками,   во   многом формируют   его   поведение,   значительно   влияют   на   успеваемость.     Доброжелательность   друг   к   другу,   взаимное   уважение,   чувство удовлетворения от совместной работы являются важным условием развития младшего  школьника.  И это  не удивительно,  ведь  система межличностных отношений   является   наиболее   эмоционально   насыщенной   для   каждого ребенка, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Также следует отметить, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное установление   дружеских   контактов,   приобретение   навыков   социального взаимодействия сверстников.        Развитый   детский  коллектив  представляет   собой  необходимое  условие самоутверждения   личности.   Ему   присущи   общность   целей   и   адекватность мотивов предметно­практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы   взаимоотношений   детей   создаются   в   процессе   целенаправленной организации   их   социально­одобряемой   деятельности:   учебной, организационно­общественной, трудовой, художественной, спортивной и др.       Для   младших   школьников   характерна   слабая   организованность,   плохая способность   к   коллективной   деятельности,   эмоциональная   неустойчивость, группой с       1слабо   выраженная   половая   дифференциация   взаимоотношений   в   классе, неустойчивость   дружеских   групп.   К   концу   начального   обучения непосредственные   эмоциональные   связи   и   взаимоотношения   начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или   иные   качества   личности.  С   возрастом   у   детей   повышаются   полнота   и адекватность   осознания   своего   положения   в   группе   сверстников.    В коллективе младшие школьники смотрят друг на друга глазами педагога. Оценивают   поступки,   проступки   одноклассников   теми   мерками,   которые предложил педагог. Если он постоянно хвалит ребенка, последний становится объектом   желаемого   общения.   К   нему   тянутся   другие   дети,   с   ним   хотят дружить. Замечания, упреки, наказания делают ребенка отверженным в своем коллективе,   превращают   его   в   объект   нежелательного   общения.        Именно   педагогу   в   силу   возрастных   особенностей   детей   и   специфики педагогической   работы   наиболее   подвластны   механизмы   управления развитием детского коллектива, а, следовательно, именно на него ложится весь   груз   ответственности   за   качество   микроклимата   класса.        К условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных классов   на   благоприятный   микроклимат   в   детском   коллективе,   относят: ­   ориентацию   педагога   на   эмоциональный   комфорт   школьников; ­личностные   качества   педагога:   открытость,   расположенность   к   детям,   креативность; чувство   юмора, ­   общения.        Климат   является   неотъемлемой   характеристикой   детского   коллектива и имеет   важнейшее   значение   для   личностного   развития   ребенка.            Благоприятный   микроклимат   в   коллективе   –   это   совокупность характеристик   группы,   преобладающий   и   устойчивый   настрой   коллектива, характер взаимоотношений в нем, которые благоприятно влияют на членов данного   коллектива,   способствуют   позитивному   разрешению   возникающих проблем. выступают: Признаками доверие; ­   к   другу; ­высокая   требовательность   членов   группы   друг ­доброжелательная критика; свободное   выражение   собственного   мнения   при   обсуждении   вопросов, касающихся коллектива; ­  отсутствие давления  руководителя  па  подчиненных и признание  за ними права решения;   инициативность, стиль благоприятного     коммуникабельность, микроклимата принимать значимые деловая   для   группы             всего             и 2при     их   к дел   состояние   принадлежностью ­достаточная   информированность   членов   коллектива   о   его   задачах   и выполнении; состоянии ­удовлетворенность коллективу; ­высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих     фрустрации   у   членов   коллектива; ­принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов.        Совместная   жизнедеятельность   в   рамках   класса   дает   возможность классному   коллективу   перейти   к   более   высокому   уровню   организации, модифицирует межличностные взаимоотношения и ведет при благоприятных условиях, грамотном руководстве учителя на следующую ступень развития.     Настрой ребят на совместную деятельность с одноклассниками, проведение практических занятий на сплочение детского коллектива помогает изменить межличностные   отношения   в   классе,   улучшить   его   микроклимат. Сплочение   классного   коллектива   –   сложный,   продолжительный   процесс. Поэтому   педагогу   необходимо   постоянно   отслеживать   развитие взаимоотношений   ребят   в   процессе   их   совместной   деятельности.   Литература: 1.    Дереклеева, Н.А. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1­4   классы   /   Н.А.   Дереклеева.   –   М.:   ВАКО,   2003.   –   240   с. 2.     Загорский,   П.   Особенности   детского   коллектива   /   П.   Загорский   // Директор   школы.   21­25. 3.     Матвеева,   О.А.   Развитие   коммуникации   у   детей   младшего   школьного возраста / О.А. Матвеева // Вопросы психологии. – 2009. – № 1 – С. 17­23. 4.          Шепель, В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 17­21.   –   С.   –   2007.   –   №   3. 3