Представлена статья на тему Роль учителя начальных классов в формировании благоприятного микроклимата в классе
Система начального образования призвана обеспечить разнообразие и своевременное развитие детей, включение в общественно-значимую деятельность. Поэтому в современных условиях теория развития детского коллектива не потеряла своей значимости
Сплочение классного коллектива – сложный, продолжительный процесс. Поэтому педагогу необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе их совместной деятельности.Сплочение классного коллектива – сложный, продолжительный процесс. Поэтому педагогу необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе их совместной деятельности.
Фокина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОБУ Новобурейская СОШ № 1
п.Новобурейский, Амурская область
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Роль учителя начальных классов в формировании благоприятного
микроклимата в классе
своей
не
потеряла
Система начального образования призвана обеспечить разнообразие и
своевременное развитие детей, включение в общественнозначимую
деятельность. Поэтому в современных условиях теория развития детского
коллектива
значимости.
Формирование и совершенствование микроклимата – это постоянная
практическая задача классных руководителей. Положительные эмоции,
которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом
формируют его поведение, значительно влияют на успеваемость.
Доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство
удовлетворения от совместной работы являются важным условием развития
младшего школьника. И это не удивительно, ведь система межличностных
отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого
ребенка, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Также
следует отметить, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное
установление дружеских контактов, приобретение навыков социального
взаимодействия
сверстников.
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие
самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность
мотивов предметнопрактической совместной деятельности, направленной на
пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и
характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые
формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной
организации их социальноодобряемой деятельности:
учебной,
организационнообщественной, трудовой, художественной, спортивной и др.
Для младших школьников характерна слабая организованность, плохая
способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость,
группой
с
1слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений в классе,
неустойчивость дружеских групп.
К концу начального обучения
непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают
подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те
или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и
адекватность осознания своего положения в группе сверстников.
В коллективе младшие школьники смотрят друг на друга глазами педагога.
Оценивают поступки, проступки одноклассников теми мерками, которые
предложил педагог. Если он постоянно хвалит ребенка, последний становится
объектом желаемого общения. К нему тянутся другие дети, с ним хотят
дружить. Замечания, упреки, наказания делают ребенка отверженным в своем
коллективе,
превращают его в объект нежелательного общения.
Именно педагогу в силу возрастных особенностей детей и специфики
педагогической работы наиболее подвластны механизмы управления
развитием детского коллектива, а, следовательно, именно на него ложится
весь груз ответственности за качество микроклимата класса.
К условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных
классов на благоприятный микроклимат в детском коллективе, относят:
ориентацию педагога на эмоциональный комфорт школьников;
личностные качества педагога: открытость, расположенность к детям,
креативность;
чувство юмора,
общения.
Климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива
и имеет важнейшее значение для личностного развития ребенка.
Благоприятный микроклимат в коллективе – это совокупность
характеристик группы, преобладающий и устойчивый настрой коллектива,
характер взаимоотношений в нем, которые благоприятно влияют на членов
данного коллектива, способствуют позитивному разрешению возникающих
проблем.
выступают:
Признаками
доверие;
к другу;
высокая требовательность членов группы друг
доброжелательная
критика;
свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов,
касающихся
коллектива;
отсутствие давления руководителя па подчиненных и признание за ними
права
решения;
инициативность,
стиль
благоприятного
коммуникабельность,
микроклимата
принимать
значимые
деловая
для
группы
всего
и
2при
их
к
дел
состояние
принадлежностью
достаточная информированность членов коллектива о его задачах и
выполнении;
состоянии
удовлетворенность
коллективу;
высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях,
вызывающих
фрустрации у членов коллектива;
принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его
членов.
Совместная жизнедеятельность в рамках класса дает возможность
классному коллективу перейти к более высокому уровню организации,
модифицирует межличностные взаимоотношения и ведет при благоприятных
условиях, грамотном руководстве учителя на следующую ступень развития.
Настрой ребят на совместную деятельность с одноклассниками, проведение
практических занятий на сплочение детского коллектива помогает изменить
межличностные отношения в классе, улучшить его микроклимат.
Сплочение классного коллектива – сложный, продолжительный процесс.
Поэтому педагогу необходимо постоянно отслеживать развитие
взаимоотношений ребят в процессе их совместной деятельности.
Литература:
1. Дереклеева, Н.А. Справочник классного руководителя. Начальная школа.
14 классы / Н.А. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2003. – 240 с.
2. Загорский, П. Особенности детского коллектива / П. Загорский //
Директор школы.
2125.
3. Матвеева, О.А. Развитие коммуникации у детей младшего школьного
возраста / О.А. Матвеева // Вопросы психологии. – 2009. – № 1 – С. 1723.
4. Шепель, В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель //
Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 1721.
– С.
– 2007.
– № 3.
3