«Роль внеурочной деятельности в развитии межкультурной коммуникации в 5-6 классах»
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
английский язык +1
Взрослым
25.12.2018
В моей статье говорится о взаимосвязи преподавания иностранного языка и межкультурной коммуникации. Эта тема очень актуальна так как английский язык является языком международного общения. Нашей целью, является подготовить ученика к общению с носителями языка, а так же к общению с представителями разных народов, для которых английский язык является не родным.
Роль внеуроч деят-ти.docx
«Роль внеурочной деятельности в развитии межкультурной
коммуникации в 56 классах»
В настоящее время взаимосвязь преподавания иностранного языка и
межкультурной коммуникации совершенно очевидна. Актуальность такой
взаимосвязи так же не вызывает сомнения, особенно при преподавании
английского языка, который стал языком международного общения.
Цель учителя английского языка – подготовить ученика к полноценному
общению с говорящими на этом языке, а поскольку мы говорим об английском
как языке международного общения, то учитель должен быть готов к тому,
что учащимся придется вести коммуникацию не только с представителями
народов, для которых английский язык – родной, но и с людьми других, самых
разных культур.
К тому же, взаимосвязь преподавания языка и межкультурной
коммуникации предоставляет огромные возможности для решения не только
образовательных, но и воспитательных задач, стоящих перед учителем.
Cейчас, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного
размаха и как никогда остро встала проблема воспитания терпимости к
чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в
себе чувства раздражения от непохожести других культур. Именно этим
вызвано всеобщее внимание к вопросам межкультурной, международной
коммуникации.
Я думаю, что связи с этим проблема обучения межкультурному
взаимодействию становится актуальной не только на уроке иностранного
языка, но и во время внеурочной деятельности, так как способствует
формированию таких качеств, как толерантность и непредвзятость к
представителям других стран и культур.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях требуют
повышения коммуникативной компетенции школьников.
Становится
актуальным поликультурное образование, подразумевающее включение
учащихся в диалог культур. Появляется потребность в расширении кругозора
о других странах, их географии, истории, традициях, культуре, выдающихся
людях. Я считаю, что внеурочная деятельность предназначена для учащихся, с
целью вызвать,
интерес к изучению английского языка.
В условиях нового учебного плана единство урочной и внеурочной
деятельности с учащимися приобретает особое значение. Внеурочная работа
позволяет расширить активный словарный
запас школьников,
совершенствовать их умения в устной и письменной речи, а также в чтении и
переводе, поддерживать интерес к изучению иностранного языка, воспитывать
толерантность, патриотизм и интернационализм. Задача учителя
организовать внеурочную деятельность так, чтобы она заинтересовала ребят,
увлекла их. Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения Таким образом,
английского языка в 511 классах 3 учебных часа в неделю. В соответствии с
этими требованиями построены и программы учебнометодических
комплексов. Я считаю, что отведенного для изучения английского языка
времени явно недостаточно для более качественного формирования
социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции,
которая обеспечивает культуроведческую направленность обучения,
приобщение школьников к культурам различных стран, включение учащихся в
диалог культур.
возникает противоречие между
потребностями учащихся, ограниченностью процесса изучения английского
языка по времени и содержанием обучения, заложенном в федеральном
стандарте, что и обусловило введение внеурочной деятельности по
английскому языку и в нашей школе. Внеурочная деятельность для 56
классов представляет собой совокупность знаний о родной и иной культуре
(когнитивный компонент), умений и навыков практического применения этих
знаний в ходе взаимодействия с представителями иной культуры
(деятельностный компонент), а также совокупность качеств личности,
характеризующих ее способность и готовность к самопознанию,
самоосознанию внутреннего мира, осознанному построению личностных
планов межкультурной коммуникации и способствующих формированию
собственной системы культурных ценностей (рефлексивный компонент).
Ориентируясь на предполагаемый конечный результат, содержание
программы внеурочной деятельности может иметь нескольких этапов,
например:
Основной целью внеурочной деятельности является содействие
формированию коммуникативной, межкультурной компетенции учащихся.
Образовательные цели: создать условия для глубокого понимания
поликультурного пространства, способствовать включению школьников в
международное сообщество, поиску друзей по переписке;
Развивающие цели: расширять страноведческий и лингвистический
кругозор учащихся, развивать интерес к истории и культуре своей страны и
готовность к деловому сотрудничеству и диалогу культур; развивать
творческие способности учащихся;
Воспитательные цели: воспитывать толерантность; культуру общения и
культуру умственного труда.
Попытка завязать переписку с английскими школьниками.
Переписка по электронной почте.
Подбор материала для занятий.
Изучение страноведческого материала Великобритании.
Изучение правил написания разного вида писем.
Участие в коммуникационных викторинах, проектах, акциях.
Изучение правил поведения в разных странах. Для достижения поставленных целей в рамках внеурочной деятельности
по английскому языку решаются следующие задачи:
Развитие познавательных интересов учащихся в области страноведения
и интереса к жизни зарубежных сверстников в Великобритании.
Привлечение школьников к изучению международного детского и
юношеского движения, к участию в интернациональных акциях
солидарности.
Установление дружеских связей с учащимися других стран путем
переписки по электронной почте.
Подготовка учащихся к участию в межкультурном общении на
английском языке в письменной форме.
Расширение страноведческого кругозора учащихся и их общей
эрудиции.
Воспитание осознанного мотивированного отношения к изучению
иностранного языка, толерантности по отношению к своим сверстникам
за рубежом, потребности в практическом использовании английского
языка.
Ознакомление с фразами и выражениями речевого этикета и
грамматическими явлениями, характерными для устной и письменной
речи.
Научить учащихся вести разговор по определенным программой курса
темам с использованием речевого этикета.
Форма проведения занятий может быть: участие в проектах, акциях,
викторинах, заочные путешествия. Формы организации познавательной
деятельности: индивидуальная, парная, групповая. Внеурочная деятельность
может иметь итоговый контроль: квесты по культуре странпартнеров.
На занятиях могут использоваться: видео и аудиоматериалы, карта и
репродукции достопримечательностей страны изучаемого языка, отрывки из
адаптированных и неадаптированных художественных произведений
английских писателей, а также аудиозаписи и страноведческие журналы. В
ходе занятий ребята могут оформить уголок и альбом кружка, занося туда
интересные факты: изображение о. Великобритания и его основных частей,
символы стран, имена и произведения выдающихся людей, известнейших
монархов Великобритании, название национальных праздников и названия
видов спорта.
В заключении хотелось бы подчеркнуть следующее. Цель обучения ИЯ на
уроке и во время внеурочной деятельности – развитие у учащихся
способности к межкультурному взаимодействию и к использованию
изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия. Чтобы достичь её,
необходимо всегда помнить, что в центре этого взаимодействия находится
ученик, который выступает не только как субъект учебного процесса, но и как
центральный субъект межкультурной коммуникации. Список использованных источников:
Бим И. Л.Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ.
Леонтович О. А. Россия и США: Введение в межкультурную
Гез Н. И.Формирование коммуникативной компетенции как объект
Американское коммуникативное поведение. Под ред. И.А. Стернина,
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной
1)
М.А. Стерниной. Воронеж, 2001
2)
1989. №1
3)
зарубежной методики исследования // ИЯШ: 1985. №2
4)
коммуникации. Учебник для вузов. М., 2003
5)
коммуникацию. Учебное пособие. Волгоград, 2003
Пассов Е. И. Кузовлев В. П. Коростелев В. С. Цель обучения
6)
иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. 1987.
№6
7)
говорению. 2е изд. М.: Просвещение, 1991
8)
Спиридовская Л. А. Содержание и организация внеурочной учебной
деятельности учащихся по иностранным языкам в школах полного дня: дис. ...
канд. пед. наук. М, 1990
9)
10) Littwood. Communicative Language Teaching. Cambrige. 1981
11) TingToomey S. Communicating Across Cultures. The Guilford Press. 1999
12)
:// nsportal
(Дата
обращения: 05.01.18)
Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
ТерМинасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000
https
. ru / shkola
/ inostrannyeyazyki
/ library
/2014/11/29/
«Роль внеурочной деятельности в развитии межкультурной коммуникации в 5-6 классах»
«Роль внеурочной деятельности в развитии межкультурной коммуникации в 5-6 классах»
«Роль внеурочной деятельности в развитии межкультурной коммуникации в 5-6 классах»
«Роль внеурочной деятельности в развитии межкультурной коммуникации в 5-6 классах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.