Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова в зеркале критики XIX века
Оценка 4.8

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова в зеркале критики XIX века

Оценка 4.8
docx
08.05.2022
Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова в зеркале критики XIX века
Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова в зеркале критики XIX века.docx

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова в зеркале критики XIX века

Петрова Алена (ФГБОУ ВО им. В.Г. Короленко, г. Глазов)

Научный руководитель-С.С. Маратканова, канд. филол. наук, доцент

Аннотация: статья посвящена анализу литературно-критических трудов XIX века, посвященных роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Представлена классификация оценочных суждений и их анализ.

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, вышедший в 1840 году, сразу заинтересовал читателей и критиков того времени. Это связано как с противоречивостью образа главного героя Григория Александровича Печорина, так и со специфической композицией. Большое количество вопросов к произведению породило множество противоречивых мнений.

Свое мнение о романе высказали такие известные писатели и критики XIX века, как В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Н.А. Добролюбов и др.

Проанализировав их  высказывания, можно отметить, что авторы критических статей  подразделяются на два  лагеря: тех, кто дает позитивную оценку, и тех, кто склонен видеть в произведении преобладание негативного начала. Однако стоит сказать и  о существовании неоднозначных высказываний о романе, связанных с тем, что критики меняли точку зрения в процессе жизни.

Одним из первых, написавших положительный отзыв, стал  В. Г. Белинский. Многие его современники говорили о том, что слова критика, касающиеся романа, больше похожи на хвалебную оду.  Так, в журнале Отечественные записки 1840-х гг. он говорит о том, что повести Лермонтова могут быть учебными пособиями для народа, благодаря точности и оригинальности повествования. Белинский увидел в романе «глубокое знание человеческого сердца и современного общества» и предсказал будущее романа Лермонтова, отметив, что это «...книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении ее она была вспрыснута живою водою поэзии!» [1].

Также хвалебную рецензию дал Ф. В. Булгарин в «Северной пчеле» за 1840 г.: «Лучшего романа я не читал на русском языке» [6].

Положительную оценку роману дал и Н.В. Гоголь. Прочитав произведение в 1842 году по совету С.Т. Аксакова, Гоголь подчеркнул превосходство прозы Лермонтова над поэтическим творчеством: "...Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою. Тут видно больше углубленья в действительность жизни — готовился будущий великий живописец русского быта..."   ("Выбранные места из переписки с друзьями", 1846 г.) [2].

Критики высоко оценили мастерство Лермонтова, восхищаясь его пониманием человеческой натуры и глубиной постижения особенностей русской жизни.

В связи с развернувшейся полемикой о «лишних людях» в середине 50-х годов, к «Герою нашего времени» обратились Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. По их мнению, роман содействовал освободительному движению, вызванному революционной ситуацией в стране. Это обусловлено тем, что роман был написан в переходную эпоху реакции: в образе Печорина нашел свое отражение момент кризиса дворянской революционности как существенное содержание «безвременья» 30-х годов [3].

Деятельную личность в Лермонтове разглядел и Н.К. Михайловский. В критической статье «Герой безвременья», опубликованной в «Русских ведомостях» в 1891 г., критик сравнивает Лермонтова с Печориным, объединяя автора и героя активной жизненной позицией, видя в них борцов, а в их поступках проявление «психологии прирожденного властного человека...»[4].

Как видим, ряд критиков выразили мысль об актуальности романа для представителей русского общества второй половины XIX века и объяснили это глубиной понимания Лермонтовым социально-политических процессов и его способностью психологически глубоко раскрыть образ героя-борца и придать ему типические черты.

Первым реакционным откликом на роман «Герой нашего времени» была критическая статья «Разговор в гостиной» в журнале «Маяк» 1840 г. С. О. Бурачка. В ней критик отозвался о романе как об отвратительно несносном, в котором «нет ни религиозности, ни народности», а образ Печорина является клеветой на русскую действительность, «на целое поколение людей», замечая, что «в натуре этакие бесчувственные, бессовестные люди невозможны» [5].

Еще до публикации Белинского на страницах журнала «Сын Отечества» увидел свет резкий отзыв о романе, принадлежавший Н.А. Полевому. Критик так же, как и Бурачок, сравнил произведения «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и «Мещанин» А. П. Башуцкого, называя авторов «больными созданиями, влекущимися между жизнью и смертью в малый промежуток их бедного, эфемерного бытия» [4].

В отходе от жизненной правды Лермонтова обвиняет и С.П. Швырев в своей реакционной статье «Взгляд на современное образование Европы» («Москвитянин», 1842 г.), вступая тем самым в полемику с Белинским. Критик отмечает натурализм Лермонтова, характеризуя образ Печорина как лживый и неполноценный: «Печорин - только герой фантазии Лермонтова, в нем нет ничего русского...» [4].

Чуждым всего русского находил образ Печорина и критик С. С. Дудышкин («Лермонтов. Сочинения, приведенные в порядок и дополненные» 1860 г.). Он назвал героя «слабым созданиям Лермонтова». По мнению С. С. Дудышкина, Печорин попал под «волну отрицания жизни» в литературе 40-х гг., это и объясняет такую популярность романа, что, с точки зрения критика, неприемлемо.

Похожее мнение выразил и А. В. Дружинин, иронически писавший в «Библиотеке для чтения» (1857 г.) о Печорине как об «озлобленном» герое, сведенном с пьедестала [4].

Как видим, критики отмечают неправдоподобность образа Печорина, указывая на отсутствие в герое национального начала, а в романе высокого уровня художественности.

К ряду тех, кто  выразил неоднозначное мнение о романе М.Ю. Лермонтова, относился О.И. Сенковский. Его рецензия на «Героя нашего времени» весьма двусмысленна. «Лермонтов, — писал Сенковский, — счастливо выпутался из самого затруднительного положения, в каком только может находиться лирический поэт, поставленный между преувеличениями, без которых нет лиризма, и истиною, без которой нет прозы. Он надел плащ истины на преувеличения, и этот наряд очень к лицу им». Однако в «Литературной газете» от 18 марта 1844 г. уже после смерти М. Ю. Лермонтова Сенковский обвиняет Лермонтова в непрофессионализме, полагая, что его роман нельзя выдавать за что-нибудь выше миленького ученического эскиза» [4].

Претерпевает эволюцию и система оценок романа Ф.М. Достоевским, который изначально разделял точку зрения Белинского: подчеркивал истинную народность образа Григория Печорина, отмечая в нем те черты, «которые могли выразиться у одного только русского человека...»  Однако вскоре в связи с изменением   мироощущения Ф. М. Достоевский писал о том, что «…в России не могло быть таких «дурных людей», как Печорин («Дневник писателя») [4]. Сделанный вывод противоречит первоначальному мнению Достоевского о Печорине и указывает на то, что такой человек невозможен в реальном мире и точно не может являться народным образом. Обосновать мнение достоевского.

Итак, в процессе систематизации литературно-критических работ, содержащих оценочные суждения о романе М.Ю. Лермонтова и его герое, выявлено, что положительная оценка критиков базируется на мнении В.Г. Белинского, который видел в произведении мастерское описание современности, подчеркивая благородство, глубину и мощь духа Печорина. Негативная оценка романа связана с восприятием образа главного героя как озлобленного и слабого человека, который далек от русской народности. Динамика в оценке романа определяется как спецификой социально-политической русской жизни XIX века, так и сменой философских ориентиров критиков и писателей.

 

Литература

1.     В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. IV. М, Изд-во АН СССР, 1954: http://www.rl-critic.ru/histeo/geroy.html

2.     И.А. Зайцева. «Наука души» («Герои нашего времени и письма Гоголя 1840-х годов») https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-dushi-geroy-nashego-vremeni-i-pisma-gogolya-1840-h-godov/viewer

3.     Михайлова Е. Н.: Проза Лермонтова Глава V. "Герой нашего времени".Пункт VII : http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/mihajlova-proza-lermontova/geroj-7.htm

4.      Найдич Э.Э. "Герой нашего времени" в русской критике (1962)  http://www.rl-critic.ru/histeo/geroy.html

5.      С. О. Бурачок. "Герой нашего времени". М. Лермонтов. Две части. СПб., 1840 http://az.lib.ru/b/burachok_s_o/text_0020.shtml

6.     Ф. Булгарин. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова https://www.litres.ru/faddey-bulgarin/geroy-nashego-vremeni-sochinenie-m-lermontova/chitat-onlayn/page-3/

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Роман «Герой нашего времени» М

Роман «Герой нашего времени» М

Выбранные места из переписки с друзьями", 1846 г

Выбранные места из переписки с друзьями", 1846 г

Белинским. Критик отмечает натурализм

Белинским. Критик отмечает натурализм

В.Г. Белинского, который видел в произведении мастерское описание современности, подчеркивая благородство, глубину и мощь духа

В.Г. Белинского, который видел в произведении мастерское описание современности, подчеркивая благородство, глубину и мощь духа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2022