Российское общество и государство в конце 19 – начале 20 века.
Оценка 4.8

Российское общество и государство в конце 19 – начале 20 века.

Оценка 4.8
docx
31.03.2020
Российское общество и государство в конце 19 – начале 20 века.
Российское общество и государство в конце 19 – начале 20 века..docx

Технологическая карта урока 9 класс

Ф.И.О. учителя: Тотрова Лариса Казбековна

Класс: 9 класс

Предмет: история

Тема урока: Российское общество и государство в конце 19 – начале 20 века.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель

Актуализировать необходимые знания из курса истории России 19 век. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века среднеразвитая аграрно-индустриальная страна.

Задачи

Образовательные:

Сформировать представление об основных особенностях и проблемах территориального, социального, экономического развития и политического строя Российской империи на рубеже 19-20 веков.

Развивающие:

Продолжить формировать умения анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки на примере характеристики сословий и классов российского общества, умение работать с исторической картой, делать выводы.

Воспитательные:

Выразить свое отношение к ситуации, в которой оказалась Россия в конце 19 начале 20 века; пробудить интерес к самостоятельному решению исторических задач.

УУД

Личностные:

Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной стране; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Регулятивные:

Удерживать цель деятельности до получения ее результата; корректировать деятельность: вносить изменения в процессе с учетом возникших трудностей и ошибок;

Познавательные:

Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения;  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы для получения информации.

Коммуникативные:

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; воспроизводить текст с учетом поставленной учебной задачи.

Планируемые результаты

Предметные:

Сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Объяснять, в чем заключались особенности модернизации России в начале 20 века. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп. Давать характеристику географического положения России в начале 20 века используя информацию исторической карты.

Личностные:

Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Продолжить формирование умений анализировать исторические документы, работать с текстом учебника, оперировать понятиями, делать выводы.

 

Основные понятия

Автономия, индустриальное общество, модернизация, русификация, государственные символы,  социальная структура, образ жизни.

Ресурсы

Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Браун История России 20 – начало 21 века. М. 2013г. п.1

Хрестоматия по истории России 20 век. пособие для учащихся 9 кл. \ сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. 1999г.

Школьный атлас по истории России

Карта «Российская империя в начале 20 века».

Поурочные разработки А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 20 начало 21 века. М. Просвещение. 2014г.

Форма урока

Фронтальная, индивидуальная

 

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

Деятельность учеников

Планируемые

 

 

 

Предметные

Результаты

 

 

 

УУД

Орг. Момент

Цель: психологический настрой на урок (1 мин)

 

Подготовка к изучению нового материала

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.

Концентрация внимания учащихся посредством беседы. Проверка подготовки к уроку.

Вопросы по повторению материала история России 19 век.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объявление темы урока. Запись на доске темы урока:

Российское общество и государство в конце 19 – начале 20 века.

Вопросы учащимся.

 

 

 

 

 

1.Какой период истории нашего государства мы изучали в 8 классе?

2.Как называлось наше государство в 19 веке?

3.Какие исторические события из истории нашего государства 19 века вы помните?

4. Кто из императоров управлял Российской империей в 19 веке?

 

1.Как вы думаете, о чем мы будем говорить, изучая данную тему?

Приветствие учителя.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы:

Изучая тему мы будем говорить о территории , населении , системе управления, экономике Российской империи.

Сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Объяснять, в чем заключались особенности модернизации России в начале 20 века. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп. Давать характеристику географического положения России в начале 20 века используя информацию исторической карты

Воспроизводить исторические понятия необходимые для осмысления материала. Находить  необходимую информацию. Приводить примеры.

Выявлять особенности населения и территории Российской империи.

Изучение нового материала

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действия , связей и отношений в объекте изучения.

Вопросы по пройденному материалу.

Самостоятельная работа с п.1 параграфа.

Охарактеризовать особенности территории и населения Российской империи.

 

 

 

 

 

Обобщение ответов учащихся составление схемы.

Территория и население России

Губернии

                 области

 

 

автономии

 

         многонациональное

государство

 

религии

-православие

-мусульманство

-старообрядничество

-буддизм

-католицизм

-иудаизм

-протестантизм

Дополнения учителя:

Основная нация – русские, а население Средней Азии, Восточной Сибири, Астраханской и Архангельской губерний. Кавказа называли инородцами. Проводилась политика русификации.

В этническом отношении численность же других народов и народностей достигало 64 млн. человек, что составляло одну треть населения империи.

Политика русификации- идеология, что русские основная нация.

Уровень развития народов был различен. Одним из самых острых в России был еврейский вопрос. Для евреев в некоторой степени сохранялась черта оседлости, евреям запрещались покупки и аренда земли, жизнь вне города. Евреи требовали равноправия. Вопрос?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале 20 века, в России  продолжился процесс модернизации.

Вспомните, что такое модернизация?

 

 

Обобщение ответов учащихся. Запись в тетради :

Особенности российской модернизации

-переход к индустриальному обществу в короткие сроки;

-осуществление модернизации по инициативе и под контролем государства;

-охват в основном тех отраслей экономики, от которых зависит военное и политическое могущество страны;

- сохранение традиционных политических устоев;

-изменение в социальной структуре общества.

Работа с историческим документом «Из письма С.Ю. Витте Николаю 12 и таблицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с историческим документом. Стр.7. «Свод основных государственных законов Российской империи»

Составление схемы.

Выделить проблему политического развития.

Самодержавная монархия. В руках императора вся полнота государственной власти – законодательной, исполнительной, отчасти судебной.

 

 

 

 

 

Император

 

 


Государственный совет

                              Сенат

 

Священный   Комитет

Синод          министров

 

Дайте характеристику государственной символики Российской империи.

 

Работа с темой «Социальная структура общества»

Вопросы учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение ответов.

Модернизация разрушила сословные перегородки. Традиционное деление на сословия дополнилось и вытеснялось делением на классы.

Составление схемы. Социальная структура общества.

 

 

 

 

 

 

Изучение вопроса о меценатской деятельности проводится в форме беседы.

 

Вспомните и покажите на карте, какие территории были включены в состав Российской империи в 19 веке. Какие народы населяли эти территории?

Что такое автономия?

Сколько человек проживало на территории нашего государства?

Каков был национальный состав нашей страны?

Какие религии исповедовали подданные Российской империи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой вывод можно сделать, основываясь на эти факты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опираясь на текст учебника п.2  стр.5-6 выделите особенности российской модернизации экономики.

 

 

 

 

Что такое индустриальное общество?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно прочитайте текст документа и проанализируйте данные таблицы. Какие выводы можно сделать на основе данных источников?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом документа. Стр.7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомните, на какие группы делилось население России?

Как эти группы назывались?

 

Вспомните, какой признак является главным при выделении сословий?

 

Вспомните, как назывались группы населения выделяемые по экономическому признаку и характерные для индустриального общества?

 

 

 

 

 

 

 

 

В чем особенность социальной структуры общества?

 

 

 

 

 

 

Что такое меценатство? Что вам известно и меценатской и благотворительной деятельности русского купечества?

Как вы думаете, в чем заключались причины широкого распространения меценатской и благотворительной деятельности в русском обществе начала 20 в?

 

Самостоятельная работа с текстом п.1.

Ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся переносят схему в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый ответ учащихся:

Россия – многонациональное государство, но решение национального вопроса правительство опускало. Проблемы религиозные, сохранения национальной культуры, языка, преодоление различий в уровне развития, неравноправие по сравнению с русскими народами.

Запись понятий в тетрадь.

 

Ответ учащегося:

Модернизация – это переход от традиционного общества к индустриальному.

 

 

 

Ответ учащегося:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с приложением №1.

Предполагаемый ответ:

России нужна индустриализация. Увеличение количество дорог позволило развиваться капитализму на слабо освоенных территориях. Если по темпам промышленного производства Россия шла впереди капиталистических стран, то по его абсолютному результату сильно отставала от них.

 

Самостоятельно ищут решение учебной задачи.

Представляют результаты работы, делают выводы.

 

Главная проблема политического развития – это наличие самодержавной власти и отсутствие у населения политических прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника. Изображениями герба и флага Российской империи.

 

Предполагаемые ответы: Сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство).

Дают определение сословию.

 

Ответ: юридический признак.

Ответ: классы

(буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат, крестьянство, чиновничество, интеллигенция).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

Особенность соц. структуры России: одновременное существование сословий феодального общества и классов капиталистического общества.

Ответы учащихся.

 

 

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Вопросы по систематизации знаний

1.Какие территории входили в состав Российской империи в начале 20в?

Какие религии исповедовали подданные?

Каковы особенности модернизации?

Какие изменения произошли в социальной структуре общества?

Какие проблемы, стоявшие перед страной считаются самыми важными, почему?

Ответы учащихся.

 

 

Подведение итогов занятия

 Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Подведение итогов занятия. Выставление и комментирование отметок.

Рефлексия:

Учащимся предлагается закончить предложение

На сегодняшнем уроке я узнал …..

Особенно мне понравилось …..

Сегодня мне удалось ….

Я сумел ….

Было интересно …

Я научился …

Учащиеся заканчивают предложения учителя.

 

 

Информация о домашнем задании, инструкция по выполнению.

Цель:

Обеспечение внимание понимания цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Запись домашнего задания на доске.

П.1, вопросы стр.10. Запомнить новые слова.  Подготовка презентаций по образу жизни населения Российской империи.

Запись домашнего задания.

 

 

 


 

Технологическая карта урока 9 класс

Технологическая карта урока 9 класс

Предметные: Сравнивать темпы и характер модернизации в

Предметные: Сравнивать темпы и характер модернизации в

Концентрация внимания учащихся посредством беседы

Концентрация внимания учащихся посредством беседы

Дополнения учителя: Основная нация – русские, а население

Дополнения учителя: Основная нация – русские, а население

Евреи требовали равноправия. Вопрос?

Евреи требовали равноправия. Вопрос?

Работа с историческим документом «Из письма

Работа с историческим документом «Из письма

Император Государственный совет

Император Государственный совет

Обобщение ответов. Модернизация разрушила сословные перегородки

Обобщение ответов. Модернизация разрушила сословные перегородки

Вопросы по систематизации знаний 1

Вопросы по систематизации знаний 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2020