Россия и мир на рубеже 18-19 вв.
Оценка 4.8

Россия и мир на рубеже 18-19 вв.

Оценка 4.8
docx
21.10.2020
Россия и мир на рубеже 18-19 вв.
Россия и мир на рубеже 18-19 вв..docx

Россия и мир
на рубеже XVIII—XIX вв.

Цели: сформировать представление о социально-экономиче­ском положении и государственном строе Российской империи на рубеже XVIII—XIX вв.; способствовать пониманию основных проблем и противоречий в развитии российского общества к на­чалу XIX в.

Планируемые результаты: предметные: использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, рас­крытие причинно-следственных связей и др.); соотносить истори­ческое время и пространство; метапредметные УУД: 1) коммуни­кативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте необхо­димую информацию; 2) регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; 3) познава­тельные: устанавливать причинно-следственные связи, использо­вать таблицы и схемы для получения информации; анализировать материал учебника; личностные УУД: формировать познаватель­ный интерес к изучению прошлого своей страны.

Оборудование: учебник, схемы и карты к уроку.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I.    Организационный момент

II.    Мотивационно-целевой этап

На похоронах Екатерины II в 1796 г. один английский дипло­мат произнес: «Хоронят Россию». Конечно, его слова не следует понимать буквально, история России не завершилась, однако уходила в прошлое целая эпоха (как в истории нашей страны, так и всей Европы) — эпоха «просвещенного абсолютизма». В XIX в.

России предстояло пережить судьбоносные реформы и серьезные общественные потрясения, о которых мы будем говорить в этом учебном году. А на сегодняшнем уроке мы узнаем, какой была Россия на перепутье между двумя историческими эпохами.

План урока

1.    Социально-экономическое развитие стран Европы и Рос­сии на рубеже XVIII—XIX вв. (сходства и различия):

1)    начало промышленной революции;

2)    изменения в финансовой системе;

3)    перемены в сельском хозяйстве;

4)     изменения в жизни общества;

5)     Российская империя на рубеже XVIII—XIX вв.

2.    Население Российской империи.

3.    Развитие экономики России на рубеже XVIII—XIX вв.

4.    Политический строй России на рубеже XVIII—XIX вв.

III.    Введение в новый материал

Российская империя вступила в XIX в., будучи одним из са­мых могущественных и влиятельных государств Европы. Однако ее социально-экономическое развитие сильно отставало от пе­редовых стран, где уже начался промышленный переворот. Кре­постное право сдерживало развитие капиталистических отно­шений, противоречило передовым идеям равенства всех людей перед законом. В то время, когда идеи Просвещения и Великая Французская революция заставили поколебаться троны едва ли не всех европейских монархий, в России абсолютная власть им­ператора оставалась незыблемой.

В новом столетии России предстояло столкнуться с новы­ми вызовами времени, связанными с необходимостью соци­ально-экономической и политической модернизации. Были ли российское государство и общество к этому готовы? Что они представляли собой на рубеже веков? Эти вопросы мы обсудим на сегодняшнем уроке.

IV.   Работа по теме урока

1.     Социально-экономическое развитие стран Европы и России на рубеже XVIII—XIX вв. (сходство и различия)

Из курса всемирной истории за 8 класс вам известно, что во второй половине XVIII в. в наиболее экономический разви­тых странах Западной Европы (прежде всего в Великобритании) начался промышленный переворот.

Вопросы к классу

1.  Что такое промышленный переворот? (Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.)

2.  Благодаря каким изобретениям второй половины XVIII в. стала возможна промышленная революция? Для ответа на этот вопрос изучите п. 1 § 1 учебника.

(Ответы учеников.)

Выдающиеся изобретатели были в то время и в России. На­пример, Иван Петрович Кулибин в конце XVIII в. создал гидрав­лический лифт («подъемное кресло»), изобрел машину для до­бычи соли, точные весы, разные геодезические и акустические приборы. Почему же эти изобретения (в отличие от Великобри­тании) не получили массового применения и не привели к нача­лу промышленной революции? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что является необходимыми условиями начала промышленного переворота.

(Изучение пп. 2—5 § 1 с помощью приема «комментирован­ное чтение». В результате обсуждения причин и последствий про­мышленного переворота ученики при консультативной помощи учителя составляют схему.)

 

Мы выяснили, какие условия необходимы для промышлен­ной революции. Чтобы понять, существовали ли эти условия в России начала XIX в., давайте подробно рассмотрим, что пред­ставляло собой российское общество в то время.

2.     Население Российской империи

Население Российской империи на рубеже веков было неод­нородным по национальному и религиозному составу и имело сложную сословную структуру.

Вопросы к классу

1.  Какие народы кроме русского проживали в Российской империи?

2.  Какие религиозные конфессии кроме православия суще­ствовали в нашей стране?

3.  Численность каких народов увеличилась в результате рас­ширения территории России при Екатерине П?

(Ответы учеников. Учитель демонстрирует схему.)

— Перед вами схема сословной структуры российского обще­ства начала XIX в. Заполните пропуски*.

* Здесь и далее в таблицах и схемах обозначенные курсивом слова учащиеся должны вписать самостоятельно.

3.     Развитие экономики России на рубеже XVIII-XIX вв.

Основой экономической жизни России к началу XIX в. по-прежнему оставался труд крепостных. Помещичьи хозяй­ства производили большую часть сельскохозяйственной продук­ции, в том числе хлеба, ставшего главным экспортным товаром. На большинстве промышленных предприятий трудились припи­санные к заводам крепостные крестьяне.

Вопрос к классу

— Кто такие приписные и посессионные крестьяне?

(Ответы учеников.)

В то же время в российской экономике уже начали зарождать­ся капиталистические отношения, в частности начал использо­ваться наемный труд крестьян-отходников.

Вопрос к классу

— Кто такие крестьяне-отходники?

(Ответы учеников.)

— Используя п. 7 § 1 учебника, составьте схему, демонстри­рующую, каким образом крепостное право тормозило раз­витие новых экономических отношений.

 

В начале XIX в. негативные экономические последствия крепостнических отношений ощущались еще достаточно сла­бо — промышленное и сельскохозяйственное производство продолжало расти за счет экстенсивного развития. Необходи­мость радикальных экономических реформ с целью предот­вращения отставания от стран Западной Европы, где уже за­вершился промышленный переворот, стала очевидна только полвека спустя.

 

 

                     Вопрос к классу

Какое событие сделало очевидным экономическое отстава­ние России от стран Западной Европы и подтолкнуло вла­сти к радикальным реформам (включая отмену крепостно­го права)? {Поражение России в Крымской войне.)

4.     Политический строй России на рубеже XVIII—XIX вв.

Заполните пропуски в таблице, вписав названия государ­ственных учреждений. Используйте знания, полученные на уроках истории России в 8 классе, а также п. 8 § 1 учебника.

Органы власти Российской империи в начале XIX в.

Орган власти / должностное лицо

Характеристика

Высшие органы государ­ствен­ной власти

Импера­тор

Обладал всей полнотой законодательной и рас­порядительной власти

Сенат

В петровское время — высший орган по делам законодательства и государственного управле­ния. К концу XVIII в. утратил большую часть правительственных функций, являлся высшей судебной инстанцией. Возглавлялся Генерал- прокурором, назначаемым императором

Коллегии

Центральные учреждения, ведавшие отдельны­ми отраслями государственного управления. Возглавлялись назначаемыми императором президентами

Синод

Высший орган руководства православной цер­ковью. Возглавлялся назначаемым императором обер-прокурором

Органы власти на ме­стах

Губерна­тор

Осуществлял высшую власть на местах (в гу­бернии). Назначался императором и Сенатом. В свою очередь назначал нижестоящих предста­вителей исполнительной и распорядительной власти (городничих и др.)

Городская дума

Выборный орган самоуправления в городах, за­нимался хозяйственными вопросами. Учрежден при Екатерине II

 

V.    Подведение итогов урока

(Учитель помогает ученикам сформулировать общий вывод.)

На сегодняшнем уроке мы узнали, что в то время как в За­падной Европе развивались новые общественно-экономиче­ские отношения, основами политической и социально-эконо­мической жизни Российской империи по-прежнему оставались абсолютизм, сословный строй и крепостное право. Некоторые государственные деятели осознавали пагубность сохранения крепостнических порядков и необходимость реформ. К их числу принадлежал и молодой император Александр I. Во что вылились его реформистские проекты, мы узнаем на следующем уроке.

VI.    Рефлексия

— Дополните фразы:

    Сегодня я узнал (а)...

    Я понял(а), что...

    Я научился(ась)...

    Ясмог(ла)...

    Меня удивило, что...

    Было интересно узнать, что...

    Мне захотелось узнать о...

(Каждый ученик заканчивает одно предложение. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно, например в тетради.)

Домашнее задание

1.    Прочитать § 1.

2. Выполнить задания 1 и 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».


 

Скачано с www.znanio.ru

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв

Мы выяснили, какие условия необходимы для промышлен­ной революции

Мы выяснили, какие условия необходимы для промышлен­ной революции

Кто такие приписные и посессионные крестьяне? (Ответы учеников

Кто такие приписные и посессионные крестьяне? (Ответы учеников

Учитель помогает ученикам сформулировать общий вывод

Учитель помогает ученикам сформулировать общий вывод
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2020