Россия
и мир
на рубеже XVIII—XIX вв.
Цели: сформировать представление о социально-экономическом положении и государственном строе Российской империи на рубеже XVIII—XIX вв.; способствовать пониманию основных проблем и противоречий в развитии российского общества к началу XIX в.
Планируемые результаты: предметные: использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей и др.); соотносить историческое время и пространство; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте необходимую информацию; 2) регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, использовать таблицы и схемы для получения информации; анализировать материал учебника; личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению прошлого своей страны.
Оборудование: учебник, схемы и карты к уроку.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
На похоронах Екатерины II в 1796 г. один английский дипломат произнес: «Хоронят Россию». Конечно, его слова не следует понимать буквально, история России не завершилась, однако уходила в прошлое целая эпоха (как в истории нашей страны, так и всей Европы) — эпоха «просвещенного абсолютизма». В XIX в.
России предстояло пережить судьбоносные реформы и серьезные общественные потрясения, о которых мы будем говорить в этом учебном году. А на сегодняшнем уроке мы узнаем, какой была Россия на перепутье между двумя историческими эпохами.
План урока
1. Социально-экономическое развитие стран Европы и России на рубеже XVIII—XIX вв. (сходства и различия):
1) начало промышленной революции;
2) изменения в финансовой системе;
3) перемены в сельском хозяйстве;
4) изменения в жизни общества;
5) Российская империя на рубеже XVIII—XIX вв.
2. Население Российской империи.
3. Развитие экономики России на рубеже XVIII—XIX вв.
4. Политический строй России на рубеже XVIII—XIX вв.
III. Введение в новый материал
Российская империя вступила в XIX в., будучи одним из самых могущественных и влиятельных государств Европы. Однако ее социально-экономическое развитие сильно отставало от передовых стран, где уже начался промышленный переворот. Крепостное право сдерживало развитие капиталистических отношений, противоречило передовым идеям равенства всех людей перед законом. В то время, когда идеи Просвещения и Великая Французская революция заставили поколебаться троны едва ли не всех европейских монархий, в России абсолютная власть императора оставалась незыблемой.
В новом столетии России предстояло столкнуться с новыми вызовами времени, связанными с необходимостью социально-экономической и политической модернизации. Были ли российское государство и общество к этому готовы? Что они представляли собой на рубеже веков? Эти вопросы мы обсудим на сегодняшнем уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Социально-экономическое развитие стран Европы и России на рубеже XVIII—XIX вв. (сходство и различия)
Из курса всемирной истории за 8 класс вам известно, что во второй половине XVIII в. в наиболее экономический развитых странах Западной Европы (прежде всего в Великобритании) начался промышленный переворот.
Вопросы к классу
1. Что такое промышленный переворот? (Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.)
2. Благодаря каким изобретениям второй половины XVIII в. стала возможна промышленная революция? Для ответа на этот вопрос изучите п. 1 § 1 учебника.
(Ответы учеников.)
Выдающиеся изобретатели были в то время и в России. Например, Иван Петрович Кулибин в конце XVIII в. создал гидравлический лифт («подъемное кресло»), изобрел машину для добычи соли, точные весы, разные геодезические и акустические приборы. Почему же эти изобретения (в отличие от Великобритании) не получили массового применения и не привели к началу промышленной революции? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что является необходимыми условиями начала промышленного переворота.
(Изучение пп. 2—5 § 1 с помощью приема «комментированное чтение». В результате обсуждения причин и последствий промышленного переворота ученики при консультативной помощи учителя составляют схему.)
Мы выяснили, какие условия необходимы для промышленной революции. Чтобы понять, существовали ли эти условия в России начала XIX в., давайте подробно рассмотрим, что представляло собой российское общество в то время.
2. Население Российской империи
Население Российской империи на рубеже веков было неоднородным по национальному и религиозному составу и имело сложную сословную структуру.
Вопросы к классу
1. Какие народы кроме русского проживали в Российской империи?
2. Какие религиозные конфессии кроме православия существовали в нашей стране?
3. Численность каких народов увеличилась в результате расширения территории России при Екатерине П?
(Ответы учеников. Учитель демонстрирует схему.)
— Перед вами схема сословной структуры российского общества начала XIX в. Заполните пропуски*.
* Здесь и далее в таблицах и схемах обозначенные курсивом слова учащиеся должны вписать самостоятельно.
3. Развитие экономики России на рубеже XVIII-XIX вв.
Основой экономической жизни России к началу XIX в. по-прежнему оставался труд крепостных. Помещичьи хозяйства производили большую часть сельскохозяйственной продукции, в том числе хлеба, ставшего главным экспортным товаром. На большинстве промышленных предприятий трудились приписанные к заводам крепостные крестьяне.
Вопрос к классу
— Кто такие приписные и посессионные крестьяне?
(Ответы учеников.)
В то же время в российской экономике уже начали зарождаться капиталистические отношения, в частности начал использоваться наемный труд крестьян-отходников.
Вопрос к классу
— Кто такие крестьяне-отходники?
(Ответы учеников.)
— Используя п. 7 § 1 учебника, составьте схему, демонстрирующую, каким образом крепостное право тормозило развитие новых экономических отношений.
В начале XIX в. негативные экономические последствия крепостнических отношений ощущались еще достаточно слабо — промышленное и сельскохозяйственное производство продолжало расти за счет экстенсивного развития. Необходимость радикальных экономических реформ с целью предотвращения отставания от стран Западной Европы, где уже завершился промышленный переворот, стала очевидна только полвека спустя.
Вопрос к классу
— Какое событие сделало очевидным экономическое отставание России от стран Западной Европы и подтолкнуло власти к радикальным реформам (включая отмену крепостного права)? {Поражение России в Крымской войне.)
4. Политический строй России на рубеже XVIII—XIX вв.
— Заполните пропуски в таблице, вписав названия государственных учреждений. Используйте знания, полученные на уроках истории России в 8 классе, а также п. 8 § 1 учебника.
Органы власти Российской империи в начале XIX в.
Орган власти / должностное лицо |
Характеристика |
|
Высшие органы государственной власти |
Император |
Обладал всей полнотой законодательной и распорядительной власти |
Сенат |
В петровское время — высший орган по делам законодательства и государственного управления. К концу XVIII в. утратил большую часть правительственных функций, являлся высшей судебной инстанцией. Возглавлялся Генерал- прокурором, назначаемым императором |
|
Коллегии |
Центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Возглавлялись назначаемыми императором президентами |
|
Синод |
Высший орган руководства православной церковью. Возглавлялся назначаемым императором обер-прокурором |
|
Органы власти на местах |
Губернатор |
Осуществлял высшую власть на местах (в губернии). Назначался императором и Сенатом. В свою очередь назначал нижестоящих представителей исполнительной и распорядительной власти (городничих и др.) |
Городская дума |
Выборный орган самоуправления в городах, занимался хозяйственными вопросами. Учрежден при Екатерине II |
V. Подведение итогов урока
(Учитель помогает ученикам сформулировать общий вывод.)
На сегодняшнем уроке мы узнали, что в то время как в Западной Европе развивались новые общественно-экономические отношения, основами политической и социально-экономической жизни Российской империи по-прежнему оставались абсолютизм, сословный строй и крепостное право. Некоторые государственные деятели осознавали пагубность сохранения крепостнических порядков и необходимость реформ. К их числу принадлежал и молодой император Александр I. Во что вылились его реформистские проекты, мы узнаем на следующем уроке.
VI. Рефлексия
— Дополните фразы:
• Сегодня я узнал (а)...
• Я понял(а), что...
• Я научился(ась)...
• Ясмог(ла)...
• Меня удивило, что...
• Было интересно узнать, что...
• Мне захотелось узнать о...
(Каждый ученик заканчивает одно предложение. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно, например в тетради.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 1.
2. Выполнить задания 1 и 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.